РОДИНА УРАНА
Выбор места проведения заседания неслучаен. Изначально (в середине прошлого века) Сибирский химкомбинат (СХК) задумывался как единый комплекс ядерно-технологического цикла с целью создания компонентов ядерного оружия для обеспечения обороноспособности страны. Позже оборонный заказ на СХК был сведен к нулю. Однако предприятие еще в конце 1990-х сумело выйти на прежний уровень выпуска товарной продукции за счет новых направлений в своей деятельности. В результате конверсии комбинат стал одним из ведущих производителей топлива для атомной энергетики. Одновременно налажен выпуск и других видов продукции, которые нашли применение в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и ряд других.
СХК в настоящее время - это восемь заводов, ТЭЦ, научно-исследовательский и конструкторский институты, а также комплекс вспомогательных производств. Говоря о ближайших задачах СХК, его генеральный директор Владимир Короткевич подчеркнул, что скорейшего решения требует вопрос о строительстве атомной станции, которая должна обеспечить регион теплом и электроэнергией. Она, подчеркнул Короткевич, даст новый импульс развитию экономики всего Сибирского региона. Отработавшая уже трижды свой ресурс ТЭЦ Сибирского химкомбината неперспективна, считают специалисты. Кстати, сегодня ее реконструкция ведется за счет средств США.
В ходе заседания неоднократно поднимались и вопросы функционирования закрытых административно-территориальных образований в целом. Участники заседания, среди которых были руководители таких ЗАТО, как Железногорск, Зеленогорск, Заречный, и президент ассоциации ЗАТО атомной промышленности Леонид Пенских выделили проблемы, связанные со статусом ЗАТО, их подчиненностью и решением задач по обеспечению государственной безопасности. Так, требует уточнения перечень полномочий, передаваемых органам местного самоуправления ЗАТО.
ЯОК В ЗАКОНЕ
Развитие ядерного оружейного комплекса и атомной отрасли в целом находится под постоянным контролем государства. В настоящий момент действует федеральная целевая программа "Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Специалисты отмечают, что структуры разработки, производства и авторского надзора за ядерным оружием функционируют в правовом поле международных документов, российского законодательства, другой нормативной правовой базы. Вместе с тем принятые федеральные законы не в полной мере учитывают специфику деятельности этой отрасли. Особенно это касается Земельного, Налогового, Трудового кодексов РФ. Поэтому чаще всего деятельность ЯОК регулируется подзаконными актами. Кстати, изменения в законодательстве, регулирующем правоотношения в гражданском секторе атомной отрасли, состоялись совсем недавно, в феврале 2007 года. Пришла очередь и ЯОК.
На заседании председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что в России в ближайшее время будет принят федеральный закон "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия", который станет современной правовой основой развития ядерного оружейного комплекса (ЯОК) страны.
- В рамках этого закона, проект которого сейчас согласовывается в правительстве страны, предполагается решить ряд актуальных проблем, связанных со статусом федеральных ядерных центров, мерами по их государственной поддержке, особенностями размещения оборонного заказа, и другие вопросы, связанные с развитием ЯОК, - сказал В. Озеров.
По его словам, среди проблем нормативно-правового характера, требующих безотлагательного решения по обеспечению устойчивого функционирования предприятий ЯОК, назрела необходимость внесения ряда изменений в действующее законодательство. "В частности, эти изменения касаются размещения заказов на поставки товаров ядерной продукции, выполнения работ и оказания услуг в рамках гособоронзаказа", - отметил сенатор.
Глава комитета также подчеркнул, что тщательного рассмотрения требует и вопрос эффективного управления государственным запасом специального сырья и делящихся материалов. "Дело в том, что планируемый уровень потребления урана сейчас превосходит объемы его нынешней добычи", - уточнил сенатор.
В ходе заседания сенаторы отметили необходимость рассмотрения в первоочередном порядке еще одного закона - "О ядерных установках военного значения". При этом все изменения в законодательство в сфере ЯОК и реализации принимаемых законов, отмечалось на заседании, должны находиться под жестким контролем Генпрокуратуры, Совета Безопасности России и Счетной палаты России.
В РУЖЬЕ
В заседании принял участие первый заместитель начальника 12-го Главного управления Минобороны России генерал-лейтенант Анатолий Коломийченко. Он отметил, что находящиеся на вооружении Российской армии ядерные боеприпасы надежно защищены, за их безопасным хранением установлен строгий контроль.
- Из всех видов оружия, находящегося на вооружении нашей армии, только ядерные заряды и боеприпасы не проходят полномасштабных испытаний в соответствии с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 года. В этих условиях боеготовность, надежность и безопасность действующего ядерного арсенала гарантируется специальными расчетами и экспериментальными исследованиями, - сказал генерал-лейтенант А. Коломийченко.
Комментируя итоги работы, председатель Комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что участники заседания - сенаторы, представители Минобороны и Росатома, ряд руководителей ЗАТО - в ходе своих выступлений привели целый ряд важных показателей и свидетельств, касающихся устойчивого и безопасного функционирования и развития ЯОК. И мы полностью поддерживаем курс на совершенствование и оптимизацию ЯОК, сказал Виктор Озеров. Вместе с тем, подчеркнул глава "оборонного" комитета верхней палаты российского парламента, комплекс нерешенных проблем в данной сфере оказывает негативное влияние на современное состояние ядерного оружейного комплекса. "В частности, необходимо оперативно внести ряд нормативно-правовых актов по регулированию процессов создания, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия, определить статус федеральных ядерных центров, уточнить правовые основы их деятельности и т.д.", - сказал В. Озеров.
Председатель комитета также подчеркнул, что масштабные задачи по модернизации ЯОК требуют солидных бюджетных средств. "И мы будем поддерживать предложения по увеличению бюджетных ассигнований на 2008 год и в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы", - уточнил сенатор.
Виктор Озеров отметил, что в "условиях, когда США уже приняли новую программу по замене ядерных боеприпасов, в рамках которой планируется разработать новые ядерные взрывные устройства, наша страна должна держать ядерный арсенал в надежной боеготовности, чтобы адекватно ответить на современные вызовы и угрозы".
http://www.redstar.ru/2007/03/24_03/3_04.html