По преданию, прп. Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Когда ему было шестнадцать лет, он пришел в Синайский монастырь, и его наставником стал авва Мартирий. Через четыре года святой Иоанн был пострижен в иночество и девятнадцать лет провел в послушании своему духовному отцу.
Сохранился рассказ о том, как однажды авва Мартирий, взяв с собой Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту в пустыню Гуддийскую. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку, а авве Мартирию ног не умывал. Потом, когда ученик спросил его, почему он так поступил, он отвечал: "Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену".
После смерти аввы Мартирия Иоанн избрал отшельничество и сорок лет жил в пустыне в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. В эти годы к нему постоянно приходили люди за советом и назиданием. Однажды некоторые стали по зависти упрекать его в многословии, которое они объясняли тщеславием, и тогда преподобный наложил на себя обет молчания, чтобы не подавать повода к осуждению. Но через год именно его порицатели первыми превратились в просителей и стали умолять святого не лишать их пользы от поучений.
В возрасте 75-ти лет преподобный был избран игуменом Синайской обители и управлял ею около четырех лет. В это время по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана знаменитая "Лествица". Из нее мы видим, каким глубоким знатоком язв и пороков человеческой души был преподобный Иоанн; главное же, что он знал и наилучший путь к исцелению и избавлению от них - путь покаяния и плача о своих грехах. Хотя книга была написана для монахов, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.
Церковь предлагает нам образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста. Из его жития известно, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не получить повода к тщеславию. Но при этом он был столь воздержан в количестве пищи, что укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: он не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Главное же - не уничтожить плодов поста гордостью. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился". Он же подсказывает путь к победе над этой страстью: "Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему..."
http://www.st-tatiana.ru/cgi-bin/client/display.pl?did=3562