itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

С миром в монастырь?

0
147
Время на чтение 6 минут
Пару лет назад я случайно наткнулась на видеорепортаж из женского монастыря. Розовощекое юное личико в апостольнике, подвижный, открытый, почти детский взгляд. Инокиню явно смущало пристальное внимание к ней камеры и соседство микрофона: розовые щечки то и дело заливались краской. Но еще больше девушку вводили в замешательство вопросы журналиста. В самом деле, что скажешь человеку, который смотрит на тебя, как на потерю для общества, вздыхая и охая:

- Что же вы, такая красивая, молодая в монастырь-то ушли?

Девушка от такого вопроса удивленно раскрыла глаза, улыбнулась и тихо сказала:

- А я не уходила в монастырь. Я в него пришла.

В этих простых словах оказалось столько мудрости, что опытный и уверенный в себе журналист, вооруженный списком вопросов, растерялся.

Многие и впрямь считают монастырь чем-то вроде тюрьмы, где девушки маются в заточении. Не понимают, что это совсем другая жизнь, ничуть не менее радостная, насыщенная и интересная. Другие, напротив, романтизируют монашество. Одна моя знакомая, вполне воцерковленная православная девушка, всерьез рассуждала:

- Женихов у меня нет. Пора в монастырь.

Как будто за его стеной собрались не невесты Христовы, а сплошь старые девы. Мои доводы о том, что монашество - большой труд и не каждому по плечу, игнорировались.

Есть и такие, для кого монастырь - экзотика, а сестры вроде заморских птиц: одеваются чудно, разговаривают "не по-нашему". В общем, странные. Переубеждать никого не стану. Просто расскажу одну историю. Кого-то она, возможно, заставит посмотреть на монашество с другой стороны или же поскорее разобраться в себе и принять важное решение.

* * *

- В монастырь я попала чудом, - вдохновенно делилась со мной красивая инокиня со звучным именем Магдалина.

Мы беседовали за чаем с душистым вареньем в светлой, очень уютной монастырской трапезной. Если когда-нибудь доведется побывать в г. Александрове, Владимирской области, непременно загляните в ставропигиальный Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Всего несколько километров от города, а сколько радости получите! Внутри тихо и спокойно. Дышится монастырским воздухом удивительно легко, в голове сами собой рождаются светлые мысли, хочется молиться и еще нестерпимо тянет фотографировать все вокруг. Ведь даже зимой здесь удивительно красивая природа.

Инокине Магдалине тридцать два. В монастырь она пришла послушницей три года назад. И не сказать, чтобы жизнь у нее не сложилась: коренная москвичка из интеллигентной семьи, два любящих брата, прекрасное образование.

- Я музыковед - специалист по теории музыки, - приготовилась рассказывать, отставив в сторону недопитую чашку. - Окончила музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Несколько лет преподавала в музыкальной школе, занималась научной деятельностью. И о монастыре не думала.

Понимание, что это ее путь, приходило постепенно. Студенткой первый раз поехала в паломническую поездку в Киев. Целую неделю жила в Покровском женском монастыре, ходила на богослужения и радовалась. Тогда-то заронилась в ее душу мысль о монашестве.

- Богослужения мне всегда нравились, - вспоминает. - Девчонкой часто забегала в храм на минутку послушать хор. А потом и самой захотелось петь на клиросе.

Свою мечту она осуществила в 80-х годах. Просто пришла в маленький храм на Таганке и честно созналась регенту: "Службы не понимаю, но очень хочу петь". Ее прослушали и взяли. Обезумев от счастья, будущая инокиня прибежала к своему педагогу по вокалу и объявила, что поет на клиросе. Та вдруг прикрыла дверь и испуганно зацыкала на ученицу: "Только не вздумай об этом рассказывать!"

- Я не могла понять ее страха, - говорит сестра Магдалина, - и неловко оправдывалась: "Ведь служба такая красивая!"

Потом оказалось, что и она сама, и многие другие педагоги - глубоко верующие люди. Благодаря им студенты приходили к Богу, многие стали работать при храме. Вот и сестру Магдалину жизнь все больше привязывала к церкви. Поездки по монастырям продолжались. Глядя на монашескую жизнь изнутри, сердце девушки всякий раз сжималось: "Я тоже так хочу!" Но потом она возвращалась в Москву, окуналась в привычный ритм - и все забывалось. Пока однажды на регентских курсах не повстречалась с сестрами из Стефано-Махрищского монастыря.

- Глядя на меня, трудно было догадаться, что я собралась в монастырь, - улыбается сестра Магдалина. - На вид абсолютно светская девушка. Но одна из сестер подошла почему-то именно ко мне. Разговорились. Она пригласила меня в обитель на престольный праздник. Да с такой любовью, что я поняла: уж этот монастырь точно мой!

И тут начались страхи: как поеду? О чем буду разговаривать с матушкой? (Раньше девушка с настоятельницами не общалась.) Вдруг ничего не получится? Но собралась с духом и поехала. В монастыре ее встретили ласково. Матушка оказалась очень мудрой, проницательной и быстро помогла разрешить сомнения.

С миром девушка порвала не сразу. А когда решилась, встали в позу родители. Они и раньше не одобряли ее горячее стремление к церкви. А тут монастырь! Это уж слишком! Начались семейные диспуты. Мама смирилась быстрее, даже со временем заинтересовалась Православием. А вот отец и слышать ничего не хотел, пытался образумить дочь: ездил к ней в монастырь, писал письма в Патриархию. Тщетно.

- Теперь притих и осмысляет, - смеется. - Просто со временем отношение родителей к моему выбору поменялось. Жаль, сами они в храм не ходят. Человек ведь делает первый шаг к Богу, когда осознает необходимость личного спасения.

Братья решение сестры восприняли спокойней. Наверно потому, считает инокиня, что выросли в другое время. В 80-е годы вера уже не считалась чем-то неприличным. Сейчас она частенько ночует дома у родителей. По послушанию - создание истории монастыря и монастырского музея - ей приходится регулярно выбираться в московские библиотеки и архивы.

- Что было самым трудным в начале? - спрашиваю ее.

Инокиня задумывается и отвечает не сразу:

- Оставить весь свой светский жизненный опыт за порогом монастыря и целиком ввериться воле Божией. Поначалу в любом послушании вылезало свое Я: вот это надо бы сделать так, тут поступить эдак. В обители меня поставили на клирос. Нелегко было привыкнуть к иному обиходу, гласам, к регенту. Иногда ужасно хотелось спорить. Наверное, мне было бы проще смириться, - размышляет, - если б я выросла при монастыре.

Два года она проходила в послушницах, а на третий приняла иноческий постриг. Еще не совсем монашество, но уже и не послушничество. Как обручение перед венчанием: ты приняла решение, но теоретически еще есть время подумать. Иноки не приносят обетов, но им разрешается носить часть монашеской одежды: рясу, апостольник, камилавку или клобук. Имя, как правило, меняется. Бывали случаи, когда инок уходил из монастыря.

- Такого человека ни в коем случае нельзя осуждать, - убеждена сестра Магдалина. - Ведь обстоятельства у всех складываются по-разному. Но лично мне запомнились слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), когда он уговаривал одного послушника не покидать монастыря: "Уйдешь - всю жизнь промаешься". Так в итоге и вышло. Раз уж принял решение, не стоит оборачиваться назад.

Жизнь сестры Магдалины устроена по расписанию. Подъем в шесть, потом богослужение, завтрак и после этого все расходятся по послушаниям. Всего сестер в обители около 70. Плюс трудницы. Новоначальные обычно трудятся на общих послушаниях, которые не требуют личной ответственности: кухня, уборка, летом - огород. За некоторыми сестрами закреплено швейное послушание. У них свой распорядок и дневная норма.

- А вот тут у нас временно расположилась иконописная мастерская, - инокиня проводит меня в только что отремонтированную комнату одного из корпусов. На столах оставлены иконы, которые самостоятельно реставрируют и пишут сестры, кисти, какие-то специальные приспособления. К Пасхе насельницы расписывают яйца, колокольчики, шкатулки для подарков. В этом году монастырь впервые участвовал в православной выставке-ярмарке.

Вокруг столов расставлены новые витрины, на полу - книги.

- Бог даст, скоро откроем музей, - объясняет сестра.

Обед в обители в два. В трудах проходит и вся вторая половина дня. Сестры ведают стройкой, организуют ремонтные работы, занимаются церковной лавкой. Сами ездят за продукцией, производят восковые свечи и просфоры. Есть тут и библиотека (в новом корпусе будет оборудован читальный зал), котельная, огород, птичник и даже молочная кухня (сметана и творог просто отменные!). Многим профессиям сестры обучились уже в монастыре.

- Мы и ландшафтным дизайном немножко занимаемся, - скромно добавляет инокиня Магдалина, - бываем на специализированных выставках. Пытаемся к нашему саду подойти с профессиональной точки зрения.

Многие сестры пришли в монастырь с высшим образованием. Профессиональные навыки пригодились. Педагоги и психолог теперь воспитывают в монастырском детском приюте 30 девочек. Профессиональный врач возглавляет лазарет. Финансовыми делами ведает сестра-бухгалтер.

- Нагрузка у всех индивидуальная, - говорит инокиня. - Бывает, что молодая сестра здоровьем похвастаться не может. А иная бабушка в работе заткнет за пояс десяток молодых. Матушка все учитывает.

После вечернего богослужения - ужин. В одиннадцать - отбой. Но рано лечь спать у сестер обычно не получается. Нужно ведь и келейное правило прочитать, и просто убраться в келье.

День прошел. Послушание выполнено. А в чем духовный смысл?

- Во внутреннем перерождении, - считает инокиня Магдалина. - Мы ведь и в миру редко поступаем так, как хотим. Большинство наших поступков обусловлены внешними обстоятельствами. Например, начальник со своими требованиями... А иной раз и выбор работы от нас не зависит: нужно зарабатывать деньги, кормить семью. Вот и получается послушание от Бога. В этом смысле монастырская жизнь от мирской ничем не отличается. Только Господь знает, через какое занятие человек лучше подготовится к жизни будущей. Главное, не лениться и делать свое дело аккуратно, как пред лицом Божиим. Тогда смысл послушания становится великим.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070308161547
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Соснова
Все статьи Наталья Соснова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59