Институт духа

0
130
Время на чтение 4 минуты
- Цель Всемирного русского народного собора, его организации, его создания - показать социальный, а в перспективе социально-политический потенциал церкви. В большинстве случаев церковь выступает как религиозный институт, но на самом деле церковь является формой национальной и социальной идентичности русского народа более чем в течение тысячелетия. В этом отношении церковь у нас отделена от государства, но она не отделена от общества. В наше время, когда снят запрет на религию, церковь, являясь частью общества и формируя общество, постепенно входит в свои права. Территория Всемирного русского народного собора - это территория социальной активности Русской православной церкви как народообразующей, духовной, культурной, этической и даже эстетической инстанции. В этом отношении объектами внимания Русского народного собора становятся темы, которые стоят в центре именно социальной проблематики, а не религиозной, не церковной.

Одиннадцатое заседание Всемирного русского народного собора посвящено проблеме бедности. Предшествующие были посвящены правам человека, экономике, национальной идентичности, месту России в мире и другим проблемам. На самом деле все эти проблемы являются остро социальными и не имеют прямого отношения к религии. Тем не менее, религиозный институт, который является народообразующей инстанцией, имеет на все эти вопросы определенные ответы или, по крайней мере, определенные позиции. Проблема бедности лежит в основе христианской этики, особенно подчеркнутой в православии. Дело в том, что три христианские конфессии - католичество, протестантизм и православие - совершенно по-разному решали проблему бедности. Это очень важно понять. В кальвинистской теологии, в протестантской теологии бедный означает плохой, в материальном неравенстве протестанты видят промысел, провидение. И отсюда возникает идея, что тот, кто богат, тот награжден богатством от Бога, а тот, кто беден, тот наказан Богом в этой жизни. Соответственно, эта идея лежит в основе капиталистической этики, и она имеет христианские корни, христианские версии кальвинистского протестантства.

Существует католическое представление о бедности и проблеме социального неравенства, экономического неравенства, социального неравенства. Здесь более сложная модель, поскольку католичество связано с идеей сословного государства, где бедность сама по себе не рассматривается как порок. Она рассматривается как некое состояние определенных типов людей, которым предлагается с этой бедностью смириться и достойно ее выносить.

И совершенно иной подход к бедности заложен в православной традиции, которая, может быть, ближе всего лежит к корням христианского вероучения и более консервативно сохраняет изначальный дух христианства. Бедность в православии рассматривается, если угодно, как добродетель. На самом деле это полная противоположность протестантского отношения к бедности. Бедный в православном понимании - значит честный, бедный - значит заслуживающий сострадания, любви и внимания. Если угодно, бедность становится парадоксальной этической ценностью в православном контексте. Именно этот момент объясняет, например, непреходящую симпатию к социальной справедливости, которая есть в русском народе, что, собственно говоря, объясняет и XX век.

Определить бедность как явление, понять его духовное содержание было призвано заседание Всемирного русского народного собора. Однако, нужно видеть другой аспект проблемы, когда бедность представляет собой социальное зло. И возникает дилемма, как выработать правильное отношение, как интерпретировать это социальное зло? Либо это естественное, закономерное следствие разделения общества на сильных и слабых, как учит протестантизм или этика социал-дарвинизма, либо необходимо обратить энергию общества на помощь бедным и сделать проблему бедности не только проблемой самих бедных, но и богатых, да и вообще всех остальных людей, имеющих определенный достаток.

Я думаю, что общий вывод дискуссий, которые проходят на 11-м Всемирном русском народном соборе, сводится именно к тому, что бедность как явление представляет собой социальное зло, бедные являются нравственным укором всему обществу, и русское общество не должно следовать путями оголтелого протестантского, западноевропейского или уже постпротестантского, атеистического капитализма, а должно сделать помощь бедным моральным императивом всех, кто хоть немножко поднимается. Иными словами, церковь призывает к обществу, основанному на принципе социальной солидарности, религиозной православной социальности. Распределение бремени материальных нагрузок на всех членов общества является православным ответом на вызов бедности. Любопытно, что представители традиционных конфессий, в частности, глава русских мусульман Талгат Таджуддин, который выступал на соборе, полностью поддержал именно такой подход, упомянув, что у мусульман имеется обязательная, можно сказать, принудительная плата десятины в пользу общины, и эта традиция является формой социальной ориентации исламского общества. Это полностью соответствует духу православного отношения к бедности. Иными словами, чем больше мы будем обращаться к социальным нормам Русской православной церкви, мы тем самым не будем углублять разницу с другими конфессиями, а наоборот, будем сближаться с ними. Наше общество станет более справедливым, в нем будет меньше бедных, если в общественной, экономической и даже социально-политической жизни России будет больше церковно-религиозных начал. Заседание Всемирного русского народного собора фактически вынесло приговор либерал-протестантизму англосаксонского западного образца, который, в настоящее время широко распространяется на современной русской почве. По сути дела, это объявление войны, потому что либерал-капитализм и его носители выступают против основной этической и историко-культурной тенденции нашего народа, противопоставляя себя ему и его традициям. Тем не менее, мне кажется, что основные идеи были изложены и сформулированы очень корректно, как и следует представителям церкви.

Нынешний собор показывает резкий рост влияния церкви на социально-политическую жизнь в России. Церковь постепенно, но неуклонно становится все более важной инстанцией при разрешении сложных социальных, этических, культурных и даже экономических проблем. Фактически церковь начинает осознавать себя социально-политической силой, не только религиозной, но и социально-политической. Площадка Всемирного русского народного собора дает то весьма корректное пространство, где этот рост может проходить взвешенно, равномерно, последовательно, не вступая в прямые конфликты. Например, церковь не должна вмешиваться в мелочи партийной жизни и не дискредитировать тем самым колоссальный авторитет русского православия.

Сейчас можно сказать, что в рамках Всемирного русского народного собора церковь все больше становится не просто социальной, но и социально-политической, но в то же время надпартийной силой. Участие в заседаниях собора многих уважаемых людей показывает, что такое видение роли православной церкви в российском обществе начинает получать признание высшего российского руководства.

Александр Дугин, руководитель Международного евразийского движения, член президиума Всемирного русского народного собора:

http://www.kreml.org/opinions/143774234?mode=print
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дугин
Просвещение общества русской историей
В России начался очень серьёзный процесс пересмотра основного содержания гуманитарных знаний
15.05.2024
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Все статьи Александр Дугин
Последние комментарии
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.05.2024 12:42
Левые патриоты России, остановитесь!
Новый комментарий от Александр Волков
20.05.2024 11:44
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.05.2024 11:32
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.05.2024 09:06