Русский ислам

Новости Москвы 
0
413
Время на чтение 9 минут
Исламизация, прокатившись по Европе, пришла и в Россию. Процесс роста доли мусульманского населения сам по себе естественный, однако в нашей стране и за рубежом есть политические силы, которые пытаются его ускорить. Почти все они понимают, что искусственный этноконфессиональный взрыв может повлечь распад России. Некоторые из них этого даже хотят. Зачем? Попробуем разобраться.

Ветер религиозных перемен. Он традиционно дует из Азии в Европу, по характеру - устойчивый. Иногда порывистый. Редко - шквалистый.

Переводчик Корана на русский язык Иман Валерия Порохова ("Иман" стало частью имени после того, как она приняла ислам) часто бывает за рубежом и отмечает: ислам сегодня принимают и прагматичные немцы, и консервативные англичане, и даже латыши. Парламентский клуб Латвии даже пригласил ее выступить с лекцией о восточной религии, вызвавшей неожиданно активный интерес у народа с отнюдь не восточным менталитетом. Поражает число людей, рассказывает она, принимающих ислам в Испании, Франции, на севере Италии, не остались в стороне украинцы, являющиеся в целом даже более ортодоксальными христианами, чем русские. Лондон за довольно короткий срок вообще стал одной из столиц мусульманского мира. Говорят, цвет ислама живет именно там.

Трудно сказать, почему образованные европейцы переходят в ислам. "Именно потому, что образованны", - полагает Валерия Порохова. В пример приводит слова своего друга, который, кстати, Нобелевский лауреат: "Одного аята в Коране для меня было достаточно, чтобы я понял - Коран ниспослан Богом". Стихи - о развитии эмбриона в утробе женщины, чего в VII веке никто не знал.

- Ив Кусто принял ислам, - перечисляет переводчик имена знаменитостей, - Рене Генон, Роже Гаради, Лев Толстой...

Стоп! Поборники православия утверждают, что Толстой ислам не принимал, это, дескать, обычная исламская пропаганда. Так, может, хорошо поставленная агитация затягивает в сети восточной религии западных граждан? Да, атавистическое, едва ли не советское предположение.

Ладно, версия более модная: духовная глобализация - ответ на глобализацию материальную. Но опять-таки - почему ислам, а не, скажем, конфуцианство?

И вообще, почему мы уверены, что это люди выбирают религию, а не наоборот? Любопытно, кстати, что в традиционно мусульманских странах многие по Корану давно не живут. Глубоко верующих в Аллаха сейчас легче встретить в Европе, чем, например, в Таджикистане, увязшем в наркобизнесе, притом, что на дурман в Коране наложен вечный запрет. Может, религия сама набирает своих новых, более верных и чистых адептов?

Спустившись с небес на землю, заметим: на дворе - эра кризиса демографии на европейском континенте и устойчивой миграции на заработки из третьих стран во вторые и первые. Это означает, что доля мусульманского населения в Европе растет объективно (сейчас она составляет около 10%) и столь же объективно восходящая, расширяющаяся религиозная культура приезжих вызывает интерес и коренного населения.

Россия - не исключение. Если говорить о рождаемости, наиболее высокие темпы прироста демонстрируют мусульманские народы Кавказа. С 1989 по 2002 гг. (от одной переписи до другой) кабардинцев, например, стало больше на 35%, даргинцев - на 44%, аварцев, кумыков - на 50%, ингушей и азербайджанцев - на 90%. Естественная убыль этнически русских за это время составила 6%. Если говорить о миграции, то она огромна, причем идет, как правило, за счет стран, где традиционно молятся Аллаху.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что пришла пора озаботиться тем, чтобы вливание чужой крови шло на пользу государственному организму. "России действовать нужно или по французской модели (ассимиляции), или по британской (многокультурья), или искать собственный путь, как совместить интересы коренных жителей и приезжих", - считает руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Алексей Громыко.

Здравомыслящему-то понятно. Власти - не очень! Во всяком случае всерьез заниматься этим на государственном уровне (новое миграционное законодательство - чуть ли не первая попытка) стали недавно. А за то время, что не занимались, вакуум успел заполниться проектами политтехнологов и радикальных исламистов.

Кто ускоряет исламизацию

Термин "русский ислам" возник на заре XX века, еще при царе. Но сегодняшние лидеры Духовных управлений мусульман его не любят и не принимают. Говорят: любое прилагательное пахнет обособленностью, правильно называть - "ислам в России". "Такой подход предполагает, что мы не занимаемся прозелитизмом, притом, что приветствуем, если люди приняли религию осознанно", - говорит председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, член Общественной палаты РФ Равиль Гайнутдин.

Массовый прозелитизм, кстати, - миф. Во-первых, русских, принявших ислам, не так уж много. А во-вторых, по словам диакона Андрея Кураева, идет и обратный процесс, "просто мы о нем не трубим". "Реакция мусульманской общины на весть о том, что кто-то оставил ислам, весьма отличается от соответствующей реакции христианских церквей", - дипломатично поясняет он.

Поэтому как о факторе роста числа мусульман в России всерьез говорить можно лишь о миграции. Тема "русского ислама" кипела в 2002-2003 годах, когда Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа представил доклад "Государство-Антропоток", ставший идеологической основой очень любопытного проекта, который так и назывался - "Русский ислам". Авторы доклада (и проекта) - директор центра Сергей Градировский (в ту пору - помощник полпреда президента Сергея Кириенко) и известный методолог Петр Щедровицкий. По сути, они предложили "переоформить "иное" в свою знаковую систему" быстрее, чем это сделает Запад. "Если мы справимся с включением исламской составляющей раньше, чем Запад и Китай, - говорил тогда Градировский, - то приобретаем определенный политический инструмент. К примеру, мы начинаем обсуждать повестку дня для ислама в европейской культуре и государственности".

Ускорить процесс предлагалось на диво просто. Стимулирование притока мигрантов из мусульманских стран - раз. И принятие ислама элитой - два. "Изменение этнического состава намечалось радикальное: 75% за 25 лет в одном только Приволжском федеральном округе", - говорит заведующий отделом Украины Института стран СНГ, глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов.

Выражаясь языком политтехнологов, проект был направлен на "умиротворение" конфессионального соседа. "Но умиротворение в условиях отсутствия у власти стратегии превращается в потакание экспансии, прежде всего радикально-исламской экспансии", - говорит политолог, президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Сергей Кургинян.

Да что там... Сами авторы признавали опасность проекта. "В случае масштабной иммиграции иностранцев, имеющих совершенно отличные от российских стереотипы поведения и ментальность, Россия рискует оказаться местом обитания людей, не заинтересованных в сохранении ее политической и культурно-исторической идентичности, и перестать быть единым и независимым государством", - это цитата из доклада "Политика иммиграции и натурализации в России", представленного тем же Центром стратегических исследований ПФО в 2005 году. К этому времени политтехнологический проект "Русский ислам" вроде бы почил в бозе, не выдержав критики со стороны... мусульманского духовенства. Одни считали его попыткой исламизировать Россию, другие - вмешательством в дела ислама. Причем правдой было и то, и другое. "Любой проект о религии, исходящий не от духовной общины, а от политологов, крайне опасен для государства", - убеждена Иман Валерия Порохова. Любопытно, что Совету муфтиев России проект не был даже представлен. После обращений представителей духовных управлений мусульман в прокуратуру проект был изъят из публичного дискурса.

Но, уверены в Союзе православных граждан, не закрыт. "Сейчас мы видим перегруппировку сил и вторую серию этого проекта", - говорит Кирилл Фролов и в пример приводит деятельность полпреда президента на Дальнем Востоке Камиля Исхакова, который якобы заставляет глав местных администраций строить мечети и планирует завезти в округ 600 тыс. исламских мигрантов.

- Исхаков предлагает строить мечети для выходцев из традиционно мусульманских стран и регионов, на Дальний Восток приезжающих жить и работать, - комментирует диакон Андрей Кураев. - Ничего в этом страшного нет. Другое дело, что в моих поездках по Дальнему Востоку неоднократно приходилось слышать мнения и местных священников, и чиновников, и бизнесменов, что едва ли не на каждой встрече с местными элитами полномочный представитель президента поднимает эту тему и требует, чтобы в каждом городе появлялись мечети. И возникает вопрос, в какой степени это спрос, который идет снизу, а в какой - некий прожект, насаждаемый сверху. Могу сказать, что не везде у этнических мусульман есть потребность в ускоренном строительстве мечетей.

Между тем председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов заявил "Трибуне", что "это ложь и пропаганда Союза православных граждан". "Со строительством мечетей на Дальнем Востоке, - продолжил он, - напротив, большие трудности. В Петропавловске-Камчатском не можем возвести мечеть восемь лет!".

Как бы то ни было... С фактом наличия проектов искусственной исламизации России никто не спорит. "Они есть. Но, конечно, они не государственные. Это проекты заинтересованных лиц, объединений, стран", - считает руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования Валерий Егозарьян. Причем проект "Русский ислам" - чуть ли не самая либеральная версия. О радикальной - ниже.

Как строят халифат

- Москве подобно Лондону было бы полезно стать исламской столицей. Но Москва пока не понимает этой перспективы, - вздыхает в разговоре со мной идеолог политического ислама Гейдар Джемаль.

Для многих именно Джемаль и его идеи ассоциируются с подлинным исламом, с последовательной защитой его позиций и интересов. Он говорит простые вещи: лидерами, курирующими ход событий, должны быть мусульмане. Все прочие граждане (их Джемаль называет "людьми с улицы") ислам могут не принимать, но и в процессе принятия решений тогда им не участвовать. А захотят войти в правящую элиту - придется молиться Аллаху. Откровенно похоже на халифат.

При этом понятно, что ставки сделаны не на демократические процедуры и не на количество участников, а на их качество. "Нескольких сотен тысяч сплоченных пассионарных людей более чем достаточно, - предупреждает Сергей Кургинян. - Исламский андеграунд во многих частях России растет количественно. А по своему качеству скоро приблизится к "афганскому боевому эталону". Этому способствует российская ситуация. Во многих регионах она повторяет египетскую. Наверху те, кто давит тенденцию радикализации. А внизу - распухающая тенденция. Которую эти слабые, непоследовательные, нестратегические подавления только усиливают".

Уточняю у господина Джемаля:

- Как быть с Конституцией, по которой религия отделена от власти?

- Вы говорите о Конституции, как о Священном Писании, - отвечает он. - На самом деле это бумажка, написанная под Ельцина после расстрела Дома Советов России. Поэтому ссылаться на нее мы не можем...

Добавлю, российский халифат - зеленая мечта некоторых зарубежных политических кругов, за осуществление коей они готовы платить. И платят. По словам Сергея Кургиняна, на совокупное продвижение своих интересов в России исламские - преимущественно негосударственные - структуры в "совокупных государствах Залива" (и не только в них) тратят два миллиарда долларов в год. Некоторые эксперты и эту цифру считают заниженной.

Муфтий Аширов полагает, что Россия не перестанет быть христианской державой, но признает, что страна сегодня намного ближе к исламскому миру, чем еще 10 лет назад. Тесные контакты с Ираном, Ливией, некоторыми другими исламскими государствами, равно как и с конкретными политическими силами - взять тот же ХАМАС. Владимиру Путину дали возможность выступить на заседании организации Исламская конференция, несмотря на то, что ее правила запрещают предоставлять слово гостям - только главам мусульманских государств.

- Есть ощущение, что в исламском мире Россию хотели бы видеть не только мусульманской страной, но и лидером исламского мира, - отмечает Валерий Егозарьян.

Добавлю: есть ощущение, что и некоторые политики России тоже этого хотят.

"Почему бы нам не объявить исламскую глобализацию, причем не против Запада, а совместно с ним", - заявил на днях президент Татарстана Минтимер Шаймиев в Стамбуле на заседании Группы стратегического видения "Россия - исламский мир", созданной, кстати, по инициативе нашей страны. Таких слов от светского татарского политика многие не ждали. Тут. Там - ждали. Похоже, некоторые политические круги (не говоря о мусульманских) давно сделали ставку на ислам. Шаймиев просто впервые дал понять это публично.

По Конституции или по Корану

И в заключение - о процессах естественных. Думается, самое естественное, что можно и нужно сделать, - создать в России нормальные условия для проживающих здесь мусульман. Для начала - не ущемлять их права. Так, многие известные исламские представители говорят о социальной дискриминации молящихся Аллаху, когда их неохотно продвигают по службе, когда в попытках обуздать экстремизм закрывают медресе, где и не пахнет экстремизмом, и так далее. "Важно, - говорит Андрей Кураев, - чтобы мусульмане России переживали свою веру так, чтобы это по возможности максимально совпадало с общероссийскими традициями жизни. Например, необходим федеральный государственный телеканал, который бы помогал мусульманам нашей страны ощущать себя полноценными гражданами России".

И напоследок - о демократии. Вернемся к тому, с чего начали, - к феномену Великобритании. Ведущие партии Англии (даже консерваторы) уже не первый год стремятся к укреплению своих позиций среди этнических меньшинств, чтобы на выборах выставлять все больше кандидатов с небелым цветом кожи. "Там понимают, - отмечает Алексей Громыко, - что демократия работает и позволяет находить выход для социального напряжения только в том случае, если все группы населения представлены в структурах власти".

Легко предположить, что и в России с численным увеличением мусульман их влияние в политике будет пропорционально расти. Да оно уже растет. По словам Аширова, постепенно российские мусульмане "включаются в борьбу за свои права, пытаются участвовать в политике". Согласно прогнозу Валерия Егозарьяна, к 2100 году, а то и раньше, мусульманин может стать президентом России. Просто избирателей, исповедующих ислам, к тому времени для этого будет достаточно. Важно, чтобы, делая выбор, они ощущали себя гражданами страны. Чтобы многонациональная и поликонфессиональная Россия жила по Конституции, а не по Корану.

http://www.tribuna.ru/ru/text.aspx?divid=95&tid=7280

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Белуза
Главная беда России
Борьба с наркоманией в России носит формальный характер
10.07.2007
Все статьи Александра Белуза
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11