Я думаю, в этой аудитории нет необходимости разъяснять значение духовно-нравственного воспитания людей, которые наделены правом и обязанностью с оружием в руках защищать свое Отечество. Ведь применяя оружие, военный человек может стать героем, а может стать и преступником. Все зависит от того, насколько он осознал свой священный долг защитника, от цели, с которой он применяет силу, от состояния его души в момент применения этой силы. Воспитание военного моряка-патриота, гражданина, профессионала является нашей главной заботой. Я думаю, что недалеко то время, когда в Вооруженных Силах для реализации этой цели после векового перерыва вновь будет введен институт военного духовенства.
Подготовка военных священников в дореволюционной России имеет богатейшую историю. В 1800 году впервые в мире по инициативе первого обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского, Указом императора Павла I для повышения образовательного уровня кандидатов в военные священники была создана особая военная семинария. В этой семинарии обучались дети военных священников, которые затем сами становились военными пастырями. Казенное содержание в семинарии было даже лучше, чем в Духовной Академии (70 рублей против 50 рублей в Академии). Наряду с богословскими и общеобразовательными дисциплинами в семинарии изучались основы медицины, военный и морской уставы и военные артикулы.
По мысли создателей семинарии, тех, кто был не способен учиться, отправляли на военную службу. Это очень важный факт, потому что в Вооруженные Силы должны боли идти лучшие священники. Таковым было мнение многих передовых людей России того времени.
Просуществовала семинария всего лишь только до 1819 года. После ее закрытия подготовка военных священников осуществлялась в домовой церкви Александра Невского, открытой в 1819 году при канцелярии обер-священника армии и флота, которая находилась на углу улицы Фурштатской, дом 29 и Воскресенского проспекта (здание возле станции метро "Чернышевская" сохранился до наших дней). Эта церковь служила протопресвитеру учреждением для испытания кандидатов на священство. Во время проверки по чтению на церковно-славянском языке и в пении будущим военным священникам преподавались основы военной и флотской организации.
Вновь вопрос о семинарии был поставлен только в начале 20-го века при последнем протопресвитере Армии и Флота Георгии Ивановиче Шавельском. Но реализовать его идею помешала революция.
В настоящее время усилиями Православной Церкви и МО РФ предпринимаются значительные меры по совершенствованию духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Министра Обороны РФ в своем Приказе N79 от 28.02.2005 г. "О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ" обязует всех командиров и начальников "в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, религиозному образованию и воспитанию в рамках традиционных конфессий...." (ст.19).
По результатам переписи населения 2002 года у нас в стране проживет более 80% русских. Вместе с белорусами, украинцами, чувашами, удмуртами, осетинами и другими народами процент православного населения достигает 90%. В связи с этим в Вооруженных Силах необходимо в первую очередь развивать отношения с Православной церковью при соблюдении полного уважения к другим традиционным вероисповеданиям.
Большой резонанс произвело причисление 4 - 5 августа 2001 года к лику святых адмирала Федора Федоровича Ушакова. Мне лично посчастливилось участвовать в мероприятиях по канонизации в Санаксарском монастыре. Прославление святого праведного адмирала Феодора Ушакова Православной Церковью вызвала небывалое воодушевление даже среди людей, ранее далеких от веры в Бога. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
Во многих гарнизонах, частях и военных учебных заведениях открываются свои ведомственные православные церкви. Так при Академии Генерального Штаба создан храм Георгия Победоносца, в ВДВ - храм Св. Илии Муромца, в ВВС - храм Илии Пророка, во ВМИРЭ им. А.С. Попова - храм Андрея Первозванного. Имеются храмы и при других военных вузах и частях. Однако, к сожалению, сегодня большинство военных храмов, на строительство и восстановление которых затрачены большие средства, редко посещаются военнослужащими. Причем иногда священникам, которые служит в этих храмах, из-за мизерных доходов просто не возможно прокормить свои семьи.
На мой взгляд, на сегодняшний день более актуальным является вопрос организации в Армии и на Флоте духовно-нравственного образования. Здесь тоже уже имеется определенный опыт. В Москве в академии Ракетных Войск Стратегического Назначения им. Петра Великого успешно действует факультет "Православной культуры", деканом которого является протоиерей Дмитрий Смирнов. При Свято-Тихоновском богословском гуманитарном университете работает Центр духовно образования под руководством Дмитрия Ивановича Зарудного. Аналогичный Центр духовно-нравственного образования с 2006 года действует при нашем вузе - ВСОК (Академия дополнительного профессионального образования) ВМФ. Задачами Центра являются: формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, высоконравственной личности, воспитание любви к Родине и к Военно-Морскому Флоту, развитие понимания национальных интересов России и своей роли в их реализации, духовное просвещение и распространение религиозных знаний в рамках традиционных конфессий.
В дальнейшем на основе указанного Центра мы планируем создать факультет "Православной культуры" аналогичный факультету академии РВСН. Обучаясь на факультете, морские офицеры смогут получать подготовку для проведения миссионерской деятельности на флотах. В еще более далекой перспективе, когда в масштабе государства будет принято решение о введении в Вооруженных Силах института военных священников, на базе ВСОК ВМФ можно будет готовить флотское духовенство.
Наш ВУЗ территориально находится практически рядом с Санкт-Петербургской Духовной академией. Как говорится, нам сам Бог велел взаимодействовать в таком важном вопросе как подготовка флотских священников. Для того чтобы пастырь, придя на корабль, уверенно чувствовал себя среди экипажа, он должен хорошо знать историю Российского Флота, флотские традиции, корабельную организацию, флотскую терминологию, требования "Корабельного устава", должен уверенно участвовать в тренировках и учениях по спасению экипажа и по борьбе за живучесть. Эти познания и навыки можно получить в нашем вузе. Истории флотского духовенства говорит, что эти знания и в былые времена позволяли корабельным священникам иметь на корабле заслуженный авторитет. Так не отличавшийся религиозностью советский писатель А.С. Новиков-Прибой в своем романе "Цусима", описывая бой в Цусимском проливе, отметил геройский поступок священника крейсера "Светлана" отца Федора, который во время пожара "от начала до конца выстоял на брандспойте".
Главное, чтобы вся эта работа не была заорганизована, и не загублена, как это нередко случалось в нашем государстве. Как писал еще сто лет назад участник Цусимского сражения, командир крейсера "Олег" капитан 1 ранга Добротворский Л. Ф., "мы всякое дело умеем как-то так запутать, так удалить от здравого смысла, что просто страшно становится за судьбу Росси и всех нас".
http://www.pobeda.ru/content/view/5110/21/