Христианство - это религия оптимизма

Беседа с епископом Гродненским и Волковысским Артемием о конце мира и Страшном суде

0
319
Время на чтение 10 минут
В ближайшее воскресение Церковь вспоминает Второе пришествие Христово и Страшный суд. Евангельская книга, пророчествующая об этих событиях, заканчивается призывом - "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Почему же тогда мы называем Суд страшным? И зачем мы вообще живем и творим в мире, если "миру надлежит огнем сгореть"? Обо всем этом мы решили спросить Владыку Артемия.

Преосвященный Артемий (в миру - Кищенко Александр Анатольевич), епископ Гродненский и Волковысский родился в 1952 году в Минске, в семье служащего. В 1973 году окончил 3 курса Белорусского института механизации сельского хозяйства. После службы в армии был послушником Псково-Печерского монастыря.

В 1976 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию.

В 1984 году рукоположен в сан священника. Служил в Александро-Невском храме г. Минска. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал курс основ Православия на Богословском факультете при Европейском Гуманитарном Университете.

В 1996 пострижен в монашество, в том же году возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа.

Владыка Артемий в 2002 году назначен Синодом БПЦ руководителем Объединения православной молодежи Беларуси. В настоящий момент продолжает преподавательскую деятельность.


- Неужели вся история человечества сгорит, исчезнет без следа, будет зачеркнута и забыта как ненужная или как неудавшаяся?! Владыка, поясните, почему мир все-таки придет к концу?

- Библия, Божественное откровение говорит нам о том, что мир сотворен Богом. И так как мир имеет начало, то так же он будет иметь и конец. Все, что начало свое бытие во времени, во времени и закончится. Только слово "конец" мы воспринимаем по-нашему, по-земному - материально. А Священное Писание открывает более глубокий смысл этих слов.

Наша жизнь земная дана для того, чтобы человек сформировался духовно, чтобы он встретился с Богом, чтобы был диалог между человеком и Богом, чтобы в этой жизни было единство человека и Бога. Жизнь дана нам для богопознания.

Вот как в организме матери ребеночек формируется, так он формируется и в условиях нашей земной жизни. Но человек не бесконечно находится в утробе матери. Наступает конец пребыванию его в этом состоянии - он рождается в жизнь. Для него это нечто страшное - младенец кричит в ужасе! Потому что оставляет привычные условия жизни, оставляет материнский организм, тепло и питание, которые он давал, и начинает жить самостоятельно. Так и с земной жизнью. Человек оставляет свое "внутриутробное", земное существование и переходит, рождается в другую жизнь.

Священное Писание не учит, что все исчезнет, умрет и потухнет, нет! Мы говорим о том, что временное, физическое, материальное закончит свое бытие. Христианство - это религия оптимизма. Оно не говорит только о том, что будет холодная или горячая смерть нашей галактики, нашего мироздания, нашего космоса. Мол, рано или поздно потухнет Солнце - и все обречены! Оно говорит: да, физический мир прекратится, но не исчезнет наша Земля, которую Господь любит, не исчезнет наше тело. Ведь жизнь - это Бог, Бог - это жизнь. Все возродится в новом, преображенном состоянии. И жизнь продолжится.

- Каково же будет это преображение?

- Христос воскрес, но это не значит, что Он биологически вернулся к тому состоянию, в котором был до Своей смерти на Голгофе. Мы видим совершенно другого Человека. И даже апостолы не могут Его узнать. Мы видим, что Он проходит сквозь двери, то есть материальные преграды для Него не существуют. Для Него нет времени, нет пространства. Апостолы видят Его в Иерусалиме, и в это же время Лука и Клеопа, идущие в Эммаус, беседуют с Ним.

То же самое произойдет и с человеком - будет преображение его природы. То же самое произойдет и с нашей планетой Земля - она будет преобразована и получит новую сущность, новое бытие... Как Христос был в новом прославленном теле, так и нашему физическому миру тоже предназначено быть сопричастником Божественного бытия, Божественной славы, быть сопричастником вечности. Закончится временное, и наступит вечное.

- И это преображение, как говорит нам Священное Писание, будет неразрывно связано со Вторым пришествием Христовым...

- Которое раскроет всю тайну человеческой жизни. Мы называем это Страшным судом. Вы знаете, само название говорит о том, в каком духовном состоянии мы с вами находимся.

Ведь, в отличие от нас, первые христиане жили надеждой на то, что Христос вернется. Евангелист Лука в книге Деяний описал, как апостолы стояли в недоумении и смотрели на Вознесение Христа. А ангелы сказали им: что вы стоите, что смотрите? Как Он ушел, так и придет (см. Деян. 1,11). И апостолы восприняли это совершенно однозначно: они были уверены, что еще при их жизни Христос вернется.

А как сказал Христос Петру про апостола Иоанна? "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?" (Ин. 21, 22). Апостолы это поняли буквально, что Иоанн - молодой юноша (ему 14 или 15 лет было), и он не умрет до Второго пришествия Христова.

Первые христиане жили радостью. Никакая беда, никакая несправедливость, никакое торжество злобы, зла и смерти в этом мире не могли отнять от них радость духовную. Они знали, что придет Господь, и радовались Божьему торжеству. Они даже приветствовали друг друга словами: "маран-афа" - Господь грядет скоро. Радуйтесь, братья, Господь скоро придет, и весь этот хаос, торжество беззакония в нашей жизни - все это прекратится. Господь отрет всякую слезу от ваших глаз, и начнется новое, преображенное бытие, бытие человека и Бога.

Ведь в Своем вознесении Господь возносит на небо и наше преображенное, прославленное человеческое тело. То есть человек по своей сущности приобщается к внутренней, таинственной жизни Бога. Мы должны стать участниками Божественного бытия - что может быть более торжественного?

- Однако мы знаем, что не всех людей ожидает блаженная вечность. И место пребывания каждого человека - в раю или в аду - определит Страшный суд. Слово "суд" имеет для нас совершенно определенное значение. А вот Христос в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о неком странном, с точки зрения нашей, земной справедливости, судебном заседании...

- Мы воспринимаем Страшный суд чисто юридически, в духе римской традиции. И представляем, что Господь придет, откроет личное дело каждого из нас и начнет спрашивать по пунктам: почему такую-то правду нарушил, почему такое сделал?

Как же это будет? Господь объясняет все через притчу и приводит пример из жизни пастухов. Обычно вместе с овцами на пастбище присутствовали козы. Это помогало защитить их от волков. Овцы концентрировались возле коз и не разбегались, так сохранялось стадо - волки не могли напасть на овец. Когда же подходил зимний период, овец с гор сгоняли в долину, где они зимовали в пещерах. Вот та пещера Вифлеемская, где Христос родился, - это как раз такой зимний загон для скота, где животных прятали в непогоду.

Но когда стадо выгоняли с пастбища, овец и коз нужно было отделить друг от друга. Как? Наглядно: пастух смотрит на них, и овец загоняет в одну сторону, а коз в другую. То же самое будет и с людьми. То есть в момент воскресения, когда все воскреснут во время Второго пришествия Христова, воскресшее человеческое тело даже внешне будет показывать его внутреннюю духовную сущность. Если жил человек в богоподобии - он будет богоподобным, жил демонической жизнью - будет демоноподобным. И на некоторых иконах Страшного суда не случайно грешники изображаются в очень страшных, уродливых формах: в виде хищного животного или грязной свиньи или похотливого зверя.

Поэтому судопроизводства как такого и не будет. Мы сами себя осудим. Нас осудит присутствие Христово. Явление Христа - это уже суд миру. Явление правды, явление истины - это обличение беззакония, зла и неправды. Вся ложь, которой мы прикрываем свою жизнь, будет явлена. И никому ты ничего не скажешь, вся твоя жизнь будет уже на тебе как печать.

Если опять обратиться к аналогии с периодом беременности, то посмотрите: что влияет на формирование организма маленького ребеночка в материнской утробе? Это зависит от тех условий, в которых он находится: если мать больна, условия плохие - таков будет и ребенок. Как ты прожил жизнь - таким уродинкой и родишься в той жизни.

- Значит, если "уродинкой родишься", то не видать тебе рая. А что такое ад? Что там будет? Пресловутые сковородки, "огонь неугасающий" и "червь неумирающий" или что-то другое?

- Мы говорим, что человек, который будет лишен богообщения, будет наказан. И мы представляем, что его будут пытать: огонь, сера, сковорода и все прочее. Конечно, все это аллегории. Бог никого пытать не будет и никаких физических пыток в потустороннем мире не будет. Сама наша непричастность к Божественному бытию, жизнь бессмертного человеческого духа без богообщения уже будет для нас страшным, адским мучением.

Вспомните, каждый из нас хоть раз в жизни испытал очень страшное внутреннее состояние борения совести, когда ты чувствуешь, что поступаешь неправильно, а изменить свой поступок не можешь. Тогда совесть обличает, и душа мучается. В этом состоянии человек может дойти до такого отчаяния, что даже петлю оденет.

И вот нечто подобное будет с теми людьми, которых совесть будет обличать в их неправильной и нечестной жизни. Некоторые богословы предполагают, что муками ада называются также и неисполненные, неудовлетворенные греховные желания. Ведь мы очень много желаем, но не все получаем в этой жизни. И эта жажда наслаждений, даже пагубных наслаждений, остается в моем внутреннем мире и развивается. Невозможность насытить эту жажду тоже будет мукой, духовным состоянием, которое человек будет испытывать. Будет ли это длиться вечно или это станет каким-то периодом испытания, очищения человека - мы не знаем. Трудно об этом судить.


- Итак, если подытожить: какова роль Бога в спасении человека и какова роль самого человека?

- Бог делает все для спасения человека. Только Он не может спасти нас без нашего личного участия. Если сам человек не желает спасения, не желает быть с Богом, то Господь насильно его с Собой не соединяет.

Поэтому вся жизнь наша - это духовный подвиг, подвиг борьбы с самим собой, подвиг богопознания: чистые сердцем Бога узрят. Ведь для того, чтобы увидеть в этой жизни Бога, нужно очистить свое сердце, изменить свою жизнь. Покайтесь, - говорит Господь, - измените вашу жизнь. Сегодня мы сами себя формируем для вечности. И все зависит только от нас с вами.

Ведь мы сами себя можем наказать, сами себя уничтожить. Пример. Допустим, врач говорит: вы больны потому, что у вас был неправильный образ жизни. Вам нужно срочно изменить свою жизнь. А вы говорите: нет, я так жил и дальше так хочу жить. В конце концов, ваше здоровье приходит в печальное состояние, более того, жизнь заканчивается. Бог наказал? Да. Но как наказал? Через тебя. Ты сам себя наказал, потому что не исполнял законы жизни.

- Владыка, допустима ли такая мысль: что для многих из тех, кто после смерти окажется в местах, отдаленных от Бога, последний суд может стать не страшным, а оправдательным судом? Например, для тех, за кого молились, за кого просили Бога?

Мы часто задаемся вопросом: когда этот Страшный суд придет, когда это начнется?.. А ведь у каждого человека этот суд начинается со смерти. Мы умираем и являем перед Богом, чтобы ответить за свою жизнь: с чем пришла, душа бессмертная? С чем ты явилась ко Христу?

И, конечно, мы надеемся на милость Божию, что все неправды наши любовь Божия все-таки победит. И Господь делает все, чтобы нам с вами спастись, сделаться причастниками любви. Многие богословы считают, что после смерти человек еще не определяется окончательно. Еще какой-то период развития личности продолжается. Быть может, он зависит от того добра, любви, от того света, которые оставил человек в памяти, в душах людей. И о нем помнят, молятся за него. Поэтому молитва Церкви - это наша надежда после смерти еще как-то приблизиться к Богу.

Я думаю, что ко времени окончательного суда каждый человек, видимо, достигнет какого-то определенного уровня богопознания, того, на который он способен. Для людей более близких к Богу - святых - полнота Божественного бытия будет явлена более открыто. Для кого-то это, может быть, будет более отдаленно. И возможно, что совершенствование человечества будет продолжаться и потом, в жизни будущего века. Возможно, будет продолжаться развитие человеческой личности в богопознании, в приобщении к блаженству Божественного бытия. Ведь Бог безграничен, всесовершенен. И человека Он создал именно для того, чтобы разделить с ним радость полноты Своей жизни. Жизнь потусторонняя, жизнь, преображенная Вторым пришествием Христовым, - это будет полнота бытия человека.

- Владыка, мы уже говорили о том, что первые христиане не называли последний суд "страшным" и не боялись наступления последних времен. Да и книга Апокалипсис заканчивается радостным возгласом: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" Так чего же боимся мы?

- Мы, христиане, находимся сегодня в очень печальном состоянии. Мы радость скорого пришествия Христова превратили в Страшный судный день. И очень хотим, чтобы он сегодня не пришел.

Часто сравнивают союз человека и Бога с союзом жениха и невесты. Невеста - Церковь, Христос - жених. Вы представляете, невеста надела белые одежды и говорит: хотя бы жених сегодня не пришел. Не дай Бог мне с Ним сегодня встретиться, потому что невозможно посмотреть ему в глаза! В каком состоянии я нахожусь и какой мой вид?! Какова моя жизнь? Вот в таком, каком-то уродливом состоянии мы с вами находимся: только бы Господь сегодня не пришел. Это единственное наше желание, потому что не с чем его встречать.

А смысл нашей жизни в том, чтобы мы всегда были готовы дать ответ Богу. Каждый из нас должен жить, как бы умирая, - вот закон христианской жизни. Это не пессимизм! Это оптимизм торжества вечности. Это говорит о том, что ничего пустого и ненужного в нашей жизни не должно быть. Согласитесь, если я знаю, что день сегодняшний может быть для меня последним, то, видимо, я к жизни буду относиться более строго и серьезно.

Дело в том, что мы христианство воспринимаем подчас сугубо материально, потребительски. Мы приходим к Богу, прежде всего, когда нам плохо, чтобы Он нам помог. Как отец бесноватого отрока: если можешь, помоги. Так и мы приходим в церковь: а вдруг поможет.

Второй момент. Когда уже есть некий духовный опыт, и мы знаем, что Бог нам помогает, мы постоянно к Нему обращаемся и просим, чтобы у нас была удача в жизни: спаси и сохрани нас от неприятностей, от несчастных случаев, от болезней, дай нам комфорт и благополучие. Вот такое наше восприятие христианства сегодня.

А Христос такого христианства на землю не приносил. И принятие христианства, крещение наше - это принятие Христа как образа жизни, это служение правде Божией вплоть до смерти. Христиане жили так в первые века, когда были гонения. Тогда каждый христианин не знал, будет ли он еще жить сегодня. И тогда у людей было вот такое чаяние скорого пришествия Христова, встречи с Богом сегодня.

А когда в IV веке Церковь получила свободу, началось превращение ее в идеологию, началась некая деградация духовной жизни. И падение Византии, и падение православной Руси - это следствие материализации религии. Святые отцы предупреждали об этом. Сейчас как мы понимаем религию? Как идеологию: что такое хорошо и что такое плохо. Это как национальная идея, политическая идея и прочее. Это не "Царство Божие внутри вас". И если в таком состоянии человек будет жить - для него пришествие Христово будет страшным.

Если же мы будем основы христианства осмысливать, из жизни святых отцов искать пути своего христианского подвига, просить у Бога помощи и в покаянии, в смирении стяжать благодать, ведущую нас, потому что сами мы не знаем, куда идти, то Господь постепенно нас приведет. И пришествие Господне для нас будет радостью.

Ведь для человека, который живет по-христиански, неминуем конфликт с окружающим обществом, в какую бы эпоху он ни жил, при каком режиме бы он ни находился. Мы знаем прекрасно, что первые христиане претерпели подвиги мучения. С приходом к власти православных императоров угодники Божии тоже имели какой-то крест, имели гонения. Иоанн Златоуст в ссылке находился. Много отцов Церкви можно назвать, пострадавших и в наш отечественный период принятия христианства: Филипп, митрополит Московский, Корнилий Псково-Печерский и другие святители. Казалось бы, при всем торжестве православия они лишались жизни за истину. Мы знаем советский период, давший сонм новомучеников.

Если человек - настоящий христианин, то и сегодня он неминуемо вступает в конфликтные ситуации с окружающим его миром. Мир не принял Меня, - говорит Господь, - не примет и вас. И когда такой человек живет в условиях крестного подвига, для него, конечно, пришествие Христово - это радость, это освобождение. Поэтому если будем настоящими христианами, то и отношение ко Второму пришествию Христову будет для нас радостным. А если будем преступниками, то для них приход света очень страшен. Для преступников пришествие Хозяина дома - страшно, а для сына - радость. Поэтому будем детьми Божиими, а не ворами в доме Отца нашего. "Маран-афа" - Господь грядет скоро!

Беседовала Елена Наследышева

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=7&article=574
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко)
Сохранить трепет первой любви
Великопостная беседа с архиепископом Артемием (Кищенко)
16.03.2020
Все статьи Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко)
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48