itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Раскопать правду

0
216
Время на чтение 11 минут
Каких-то 55 лет назад о людях XI-XIII веков знали только по летописным записям об избрании князей и явлении комет. Но вот археологи открыли берестяные грамоты - и стали слышны голоса простых жителей древнего Новгорода. Теперь на месте раскопа вместо большой ямы с черепками легко представить живой шумный город, где одна улица интригует против другой, женщины дают заказы ткачихам, а мальчики придумывают фантастических животных и рисуют войну.

Наш корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на раскопках и побеседовала с академиком Валентином ЯНИНЫМ, главным специалистом по берестяным грамотам в нашей стране.


О чем писали в грамотах?

Самый распространенный жанр грамот - это записи долгов. Бесконечные перечисления того, сколько денег, крупы, а то и рыбы кто кому выдал. Первая найденная грамота содержала список сел, с которых шли повинности в пользу некоего Фомы. Такие грамоты находят столь часто потому, что их как раз и имело смысл хранить.

Встречаются хозяйственные записи - вроде письма Семена к невестке. Также находят записи молитв, первой найденной берестяной книгой оказался молитвослов. Обнаружены военные донесения, официальные документы, переписка землевладельцев со своими крестьянами. Есть даже любовная переписка: "От Микиты к Ани. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А свидетель тому Игнат Моисеев"... (грамота N 337, последняя треть XIII века).

Текст этой грамоты вызвал много дискуссий по поводу перевода. В итоге ученые сошлись на следующей версии: "От Жировита к Стояну. С тех пор как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я намерен за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пришли же добром"

Также найдены две иностранные грамоты - на латинском и древненемецком языках. Есть даже грамота-словарь: некий Григорий, отправляясь на Карельский перешеек, записал слова, которые никак не мог запомнить на языке карелов. Найдена одна грамота, на которой процарапано языческое заклинание на карельском языке, записанное русскими буквами. И еще обнаружена грамота-обзывалка в стиле "Кто писал - не знаю, а я, дурак, читаю". Получается, такими школярскими штучками баловались уже в XIV веке.

Это вам не антиквариат

"Поклон от Ефрема брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо мне сказал: "И кланяюсь тебе, братец мой!" Ты бы хотя бы сказал: "Ты -мой, а я - твой!""

Поверите ли, этому письму - переписке новгородских монахов - более 800 лет. А кажется, как будто только вчера написано: живой слог и отношения между людьми те же. Это текст новгородской берестяной грамоты N 605 (грамоты нумеруют в порядке их обнаружения). С того момента как была найдена первая грамота в Новгороде, прошло 55 лет. Тогда наши современники впервые получили возможность услышать живые голоса предков. С тех пор археологи обнаруживают грамоты каждое лето. И каждая из них - сенсация. Этим летом, например, было найдено три берестяных письма.

- Нас интересует культурный слой XI-XVII веков. Все, что позже, - неинтересно, - говорит профессор Александр Хорошев, он руководит центром по организации раскопок в Новгороде.

- Как же так?! - я в ужасе. - Ах да, здесь же речь идет не об антиквариате, а об археологии...

- Да не в том дело. Просто культурный слой, в котором не разлагались органические вещества, то есть слой, до предела насыщенный влагой, где нет воздуха и, соответственно, микроорганизмов, вызывающих процесс гниения, сохранился только до XVII века. Потом новгородцам надоело жить в здешней грязи, и они построили дренажные сооружения. Им, конечно, это было удобно, вот нам - нет.

В этом году в городе действовали два раскопа - Посольский (на Посольской улице) и напротив, на другом берегу реки Волхов, Троицкий (по названию близлежащей церкви). Работы на Троицком ведутся не первый десяток лет - раскоп постоянно расширяют, и он, кстати, самый плодовитый в смысле грамот. Работы на Посольском должны уложиться в этот сезон. Раскопки здесь были начаты специально, чтобы построить на этом месте новое здание. Ведь строительные работы в исторической части города проводить нельзя без предварительных археологических исследований.

Подходим к Посольскому. Перед нами яма метра три в глубину и шириной с большую комнату. На черном-пречерном дне копаются люди, перебирая в руках землю.

- В каком веке роетесь? - бодро спрашиваю.

- В двенадцатом!

От неожиданности я чуть не свалилась в эту самую яму: на дне лежат вросшие в землю, но вполне свежие на вид бревна. Как будто их вкопали максимум лет пятьдесят назад. Только теперь я начала понимать, что такое знаменитая здешняя почва, консервирующая все в нее попавшее.

Дендрохронология - метод датировки археологических остатков, основанный на анализе годичных колец древесины. Установлено, что годичные кольца деревьев уникальны, то есть в каждом конкретном году в конкретном месте деревья одной породы прирастают на какую-то определенную толщину. Составлены дендрохронологические таблицы, с помощью которых по чередованию толщины годовых колец можно точно определить, в какие годы каких веков росло то или иное дерево. Для составления таблиц брались живые долгоживущие деревья, например сосны (возраст до 500 лет), фиксировалась конфигурация их годовых колец - от нашего времени до времени рождения. Потом находились мертвые сосны предшествующих эпох - в культурных слоях и постройках XV-XIX веков. Поздние кольца этих сосен были аналогичны ранним кольцам живых деревьев, а чередование остальных колец характеризовало уже более глубокое прошлое и позволяло протянуть дендрохронологическую шкалу дальше в глубь истории. Исследования бревен в новгородских раскопах позволили довести дендрохронологическую шкалу до середины IX века. Теперь, сравнивая срезы древесины, обнаруженной на том или ином уровне раскопа, можно устанавливать возраст деревьев и время, когда они были спилены. Датировка при помощи дендрологической шкалы занимает не более получаса.

На Посольском не найдено ни одной грамоты. Впрочем, археологов это не смущает. Руководитель раскопа Михаил Петров показывает, где что было расположено: "Мы раскопали совершенно новую для нас улицу. Вот тут проходила мостовая - улицы мостили деревом. Эти два широких вертикальных бревна обозначают въезд в усадьбу - тут стояли ворота. Про большинство построек нам мало что известно (всего на нашем раскопе их 17), а про эту можно точно сказать, что тут жили люди. Эти камни - остатки печи. А через забор - видите, сохранились вертикальные бревна частокола - жил какой-то богатый человек. Во-первых, у него найдена каменная икона-энколпий (греч., сосуд в виде креста или медальона, в который вкладывается святыня), в которой хранились святыни со Святой земли. Это указывает на высокий социальный статус владельца. Во-вторых, найдены осколки амфоры. А в амфорах хранили либо вино, либо оливковое масло. Для Новгорода того времени это очень дорогой предмет импорта. Это все равно что ящик французского коньяка по нынешним меркам".

Работы на Троицком раскопе уже заканчиваются - здесь уже вскрывают слои XI века, и близок "материк", как называют его археологи, то есть тот уровень, на котором люди еще не жили в здешних местах. В этом году на Троицком были найдены три грамоты: часть лукошка с проклятьем на того, кто воспользуется им без спроса, запись долга и переписка некоего человека, у которого конфисковали за долги кобылу, с тем, кто у него ее отнял. На Троицком мы еще раз убедились в замечательных свойствах здешних почв: уже три года археологи слой за слоем извлекают из-под земли колодец XIII века. То есть его верхняя часть находится на уровне XIII века, а вкопали его в слои, датируемые XI веком. То, что раскопали прямо при нас, ничуть не сгнившая древесина, светлая на разлом. А бревна верхней части колодца, появившиеся на поверхности три года назад, пошли сильными трещинами и уже разваливаются.

Вече - собрание грамотных

Каждое лето на раскопках в Новгороде проводит академик Валентин Лаврентьевич Янин. Мы встретились с ним на традиционной археологической пятнице - небольшой конференции ученых, которая проходит каждый год после завершения раскопок. Кремлевский лекторий набит битком. Тут все наши сегодняшние знакомые - руководители раскопов, студенты-историки из Москвы, сотрудники Новгородского музея-заповедника, учащиеся местных колледжей (они - основная рабочая сила на раскопах).

"До того как были обнаружены грамоты, видные исследователи русской культуры, как, например, Павел Николаевич Милюков, писали, что в Древней Руси грамотными были только князья и попы, да и то не все. А мы с каждым годом убеждаемся, что было очень много грамотных людей, - говорит Валентин Лаврентьевич. - Самые древние берестяные грамоты, найденные в Новгороде, относятся к 30-м годам XI века. Это закономерно. Как рассказывает летопись, в 1030 году Ярослав Мудрый приказал 300 детей попов и старост учить грамоте. Так на Руси была заведена первая школа. Какой-то умный мальчик из первых учеников этой школы додумался, что проще снять кусок коры с березы и писать на нем, чем заготовлять липовые дощечки, вощить их. Мы знаем по этнографическим сочинениям Сергея Васильевича Максимова (XIX век), как готовили бересту к письму: ее размачивали в горячей воде, разглаживали, убирали шероховатости. Писали на той стороне, которая при скручивании бересты оказывалась снаружи".

Писали, то есть процарапывали буквы, при помощи специального предмета - писала. С одной стороны оно имело острый конец, с другой - лопаточку, чтобы стирать написанное по воску. До обнаружения грамот археологи идентифицировали писала и как шпильки для волос, и даже как обломки браслетов.

Землевладельцы были заинтересованы в распространении грамотности. Бояре, каждый из которых имел шанс быть избранным на высшие государственные должности, стремились жить в Новгороде. А ведь между боярином и его владениями должна поддерживаться постоянная коммуникация: боярин давал указания., а крестьяне обращались за разрешением к своему господину, жаловались на старост. Купечеству знание грамоты пригодились для торговой деятельности. Кроме того, вече в Новгороде собиралось под открытым небом, и вечников могли обступать простые люди, митинговать, кричать. Простолюдины тоже чувствовали себя причастными к политической жизни. Это активизировало общество и способствовало повышению уровня грамотности.

"В Новгороде найдены 32 грамоты XI века, 381 - XII века, 187 - XIII, 273 - XIV и 85 - XV века. Сохранность материала одинаковая для всех нормальных насыщенных влагой культурных слоев - что в XI веке, что в XII, что в XV. Тогда в чем причина такой разницы в цифрах статистики? Резкий спад количества грамот в XV веке связан с тем, что в это время произошел массовый переход от употребления бересты к более дешевой бумаге. Спад XIII века тоже ясен - это время монгольского нашествия,- связанный с падением культурного уровня", - поясняет академик.

Из первых уст

До обнаружения первой грамоты были известны только три пергаментных листа с текстами, которые соответствовали периоду с XI века по первую треть XIII. По всей стране других документов по гражданской истории этого периода не сохранилось. Новгород, деревянный город, горел постоянно. Горело все - дома, церковная утварь, иконы. До нас дошли только некоторые богослужебные книги. Они хранились в ризницах каменных храмов и поэтому уцелели от пожаров.

"Летописи - главный источник исторических сведений. Но древнейший летописный список относится к рубежу XIII-XIV в. Летописи десятки раз редактировались, некоторые сведения из них исчезали, зато делались легендарные и мифические вставки. Когда сравниваешь летописи, все время натыкаешься на несоответствия. Поэтому одна из задач археологии, особенно после находки берестяных грамот, - это проверять и уточнять разночтения.

И второе, не менее важное. Летописи повествуют о князьях, посадниках, епископах, о явлениях комет, о началах войны и так далее. То есть о крупных событиях. А берестяные грамоты охватывают все слои населения - это и ремесленники, и крестьяне. "Бояре посылали письма с посыльными. С теми же посыльными и простые люди могли отправить боярину, например, жалобу на старосту, - продолжат академик Янин. - Находят много женских грамот. А грамотная женщина - это самый важный индикатор высокого уровня развития культуры в средневековом обществе и у нас, и за рубежом. Пишет одна женщина ткачихе, чтобы та выткала такую-то ткань. То есть ткачиха тоже была грамотной, раз могла прочитать письмо".

В 1956 году была найдена серия, пожалуй, самых известных новгородских грамот - упражнения в письме и рисунки мальчика Онфима. Он рисует странное животное с загнутым хвостом, длиной шеей, а язык этого существа имеет несколько кончиков. Животное говорит с рисунка: "Я зверь" - буквы нацарапаны неуверенной рукой семилетнего мальчика. Пять берестяных листов этой серии археологи не смогли классифицировать как "грамоты". Это рисунки Онфима, изображающие воинов на конях и их поверженных врагов. Воины пускают стрелы, на боку у них - колчаны. По словам историков, воины изображены в шлемах, полностью соответствующих археологически известным шлемам XIII века.

Исторический детектив

Академику Янину и его коллегам, чтобы правильно истолковать написанный текст и сделать исторические выводы, приходится быть географами, графологами, даже детективами. Вот пример работы историков с грамотами. В 1959 году одновременно были обнаружены две грамоты, адресованные разным людям.

Первое письмо гласило: "Поклон от Семена к моей невестке. Если ты не помнишь, то имей в виду: у тебя солод был, он хранится в подклете, и ты возьми пригоршню. Насчет муки не стесняйся, бери сколько нужно и испеки пирогов в меру. А мясо возьмешь в сеннике. Рубль Игнату ты все-таки дай". Второе письмо было адресовано тем же Семеном какому-то Сидору (причем, судя по тексту и обращению, Сидор не был сыном Семена). Тогда почему же эти грамоты были найдены одновременно? Приписка ко второму письму гласит: "А грамота к тобе с моимъ детиною". Сидор, как установили археологи, жил напротив той усадьбы, где были найдены грамоты, - усадьбы знатного боярина. То есть то ли посланный с письмами детина, не дойдя до Сидоровой усадьбы, был окликнут со стороны соседней усадьбы и в поклоне знатному боярину обронил обе грамоты, то ли напился до потери сознания да и потерял письма.

Удается установить и социальное положение героев древней переписки, их имена и имена их родственников, потомков и предков, друзей. "Потрясающее чувство, когда поднимаешь из земли грамоту, написанную 500-700 лет назад, и проникаешься мыслями и чувствами человека, которого на земле все уже давно забыли. Узнаешь, чему он радовался, о чем горевал. Это как бы воскрешение ушедшего навсегда человека, имени которого не знали даже его правнуки и праправнуки. А потом находишь все новые документы, ему адресованные, и все полнее узнаешь его, его мир", - говорит академик. Он "воскресил" целую династию бояр Онцифоровичей - потомков посадника Онцифора. По клочкам разорванных грамот, по разрозненным данным, по окончаниям слов, путем сопоставления с данными летописи и обычных логических выводов была восстановлена родословная этой семьи.

Боярин Юрий Онцифорович получает грамоту следующего содержания: "Поклон Юрию и Максиму от всех крестьян. Кого ты нам поставил ключником, тот за нас не стоит, разоряет нас штрафами, мы им ограблены. А сиди и не смей о него отъехать! А мы из-за этого погибли (имеется в виду разорены. - А. П.). Если ему предстоит и дальше сидеть, нам сидеть силы нет. Дай же нам смирного человека - на том тебе бьем челом". Судя по всему, ключник запрещает крестьянам ездить на охоту и рыбную ловлю. В этой грамоте много ошибок, пропущенных букв - что неудивительно, ведь это жалоба, написанная крестьянами.

А вот и вовсе загадочный текст: "Есть город между небом и землею. А к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную". Это - грамота N 10. Попробуем разгадать древнюю загадку? Как утверждает академик Янин, эта загадка бытовала вплоть до начала прошлого века, когда библейские сюжеты были общеизвестны. Итак, город между небом и землей - Ноев ковчег. Немой посол - голубь, посланный узнать, не показалась ли суша. Неписаная грамота - масличная ветвь, которую голубь принес в знак того, что земля близка.

Интернет-береста

Недавно в интернете появилась база данных по всем новгородским берестяным грамотам. Здесь можно найти фотографию грамоты, ее прорись (нарисованные от руки очертания грамоты с копией всех сохранившихся остатков текста), текст грамоты, его перевод, археологическую информацию о грамоте (в каком году найдена, на каком раскопе, в каком слое и т. д.), ее жанр. По этим параметрам можно осуществлять поиск: например, можно будет найти отдельно все официальные документы, обнаруженные на Троицком раскопе.

"Вышло одиннадцать томов академических изданий, где публиковались грамоты. Но пока единого издания нет, - рассказывает старший научный сотрудник института славяноведения РАН Алексей Гиппиус, один из руководителей проекта. - А в следующем году мы планируем выпуск DVD с более полной информацией о грамотах. Фотографии на диске будут лучшего разрешения, чем в интернете, будет возможен поиск, например, по адресату грамот. Также на диске будет иметься подробная лингвистическая информация, подготовкой которой занимается академик Андрей Анатольевич Зализняк. В итоге мы планируем сделать и полную онлайн-версию этой базы данных". Так что скоро мы сможем подробно изучить всю переписку бояр Онцифоровичей и умилиться рисункам мальчика Онфима. Мальчика, жившего более 700 лет назад.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=11&article=573
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Анна Пальчева
Семейные баталии
Семейные настольные игры - альтернатива компьютерным?
07.03.2008
Земля святой Нино
14/27 января - память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
28.01.2008
Все статьи Анна Пальчева
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
04.02.2023 20:10
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 18:43
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 18:04
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
04.02.2023 17:32
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50