itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм на бойком месте

0
226
Время на чтение 9 минут
Этот человек хотел стать русским монахом. А стал японским священником, и искренне полюбил свою паству. В небольших зарисовках из жизни протоиерей Николай Дмитриев размышляет своем служении, о вере и безверии в японском обществе.

Отец Николай ДМИТРИЕВ служит в Токийском Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова (Николай-до). Окончил Ленинградскую духовную семинарию, где и познакомился с будущей женой, Светланой Ямазаки. Живет в Японии, в Токио.

Хиппи без идеи

Современная японская молодежь для меня загадка. Есть в Токио такой район - Сибуя. Широкая площадь, много модных магазинов, кафе. И вот это место заполняет молодая публика, которая мыслит исключительно модернистскими категориями. Дело даже не в зеленых волосах или розовеньких мужских кофточках. Главное - что для них нет ничего святого и нет авторитета старших. Что-то вроде хиппи, но только без идейной платформы. Когда мне случается проходить мимо, смотрю - сидят кружком, курят травку, выпивают, кто-то на гитаре играет. И все смеются. Но смех какой-то странный. Неестественный, я бы сказал, надрывный. Словно человек смеется, чтобы заглушить свою боль. Они бродят по улице, на ходу едят и пьют, что-то покупают, идут дальше... И так весь день. Все дни. Состояние вечно пасущегося стада. И думаешь: неужели им ничего другого не нужно? Я этого не понимаю. Но подходить к ним, брать их за шкирку и вести в православный храм тоже, наверное, неправильно. Православной Церкви вообще, а особенно в Японии, не свойственен такой тип проповеди. Но мы всегда готовы принять любого, кто захочет к нам прийти, будь то православный, католик, буддист, неверующий...

Прихожане

Всех прихожан Японской Православной Церкви условно можно разделить на три ветви. Первая - это исторические христиане, их предки приняли Крещение еще при святителе Николае, и нынешнее поколение - уже пятое, а скоро и шестое появится. Для них принадлежность к Православию абсолютно естественна. Это их вера, их традиция - по-японски атаримаэ, то есть нечто само собой разумеющееся.

Вторая ветвь - это люди, которые пришли, что называется, от головы. К примеру, изучал человек искусствоведение, столкнулся с православной иконой, поразился ее глубине. И начал ходить в церковь. Стал христианином... Или занимается человек музыкой - и приходит к вере через православные песнопения. Или через философию - начав читать Святых Отцов. Кто-то изучает русский язык, русскую литературу - и через них приходит в храм...Таких примеров много.

Третья ветвь - это в каком-то смысле люди "случайные". Скажем, шел человек по улице и вдруг решил зайти в храм. Увидел мерцающие свечи, почувствовал благоухание ладана, преклонил голову перед образами... Что происходит в этот момент в его душе - неизвестно. Но как пастырь могу сказать, что даже внешний вид православного храма на многих производит очень сильное впечатление. Что уж говорить о содержании...

Чудо?

Есть у нас икона Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Рядом с нею я часто вижу молодых японок. Почему-то именно она их очень привлекает. Многие из них потом становятся нашими прихожанками - таких у нас в храме уже десятки.

Два мечтателя

Всю свою сознательную юность я собирался принять монашество. Очень серьезно к этому относился. Вообще всем, кто учился в Троице-Сергиевой Лавре, наверняка это знакомо: очень глубокое восприятие Православия, молитвенная жизнь... Мы с одноклассниками присутствовали почти на каждом монашеском постриге, и это всегда производило очень сильное впечатление. Потом меня перевели учиться в Ленинградскую (тогда еще) семинарию, и там я встретил Светлану (ее японское имя - Хитоми, что значит черные очи), которая училась на регентском отделении и тоже мечтала о монашестве. На этой почве мы с ней быстро нашли общий язык и подружились. Да так, что поняли - нам нужно пожениться.

Все-таки монашество - путь особо избранных...

За чаем

В Японской Православной Церкви с самого момента ее основания очень развита внебогослужебная жизнь, миссионерские собрания. Эта традиция очень востребована и среди наших прихожан. Три раза в неделю, по вечерам, мы собираемся для изучения Священного Писания, церковной традиции. А по воскресным дням - обязательное чаепитие после службы, во время которого батюшка рассказывает, например, о содержании праздника, о грядущем посте.


Проблемы на постном масле

Как-то раз, Великим постом, я заметил: приход резко стал худеть. Люди бледнели, буквально таяли на глазах, некоторых уже чуть ли ветром не качало. Стали выяснять: что происходит? Оказалось, у нас в японском церковном календаре, не подумав, написали, что во время поста исключается масло. Со сливочным все ясно - его не едим. Но растительное...Что имелось в виду? Когда закончился всемирный потоп, голубь принес в ковчег Ною оливковую ветвь. Эта оливковая ветвь стала символом примирения человека с Господом, и греки во время поста до самой Пасхи, насколько мне известно, не вкушают оливковое масло и маслины, в знак признания себя недостойными мира с Богом. По-японски же любое масло пишется одним иероглифом - абура. Его-то и употребили в нашем календаре. И люди поняли это так, что и подсолнечного масла есть нельзя. Получилось, что, живя в миру, они постились фактически по монастырскому уставу. Пришлось объяснять, что подсолнечное масло вообще-то во всех словарях, включая японский, называют "постным" и что его-то как раз есть можно. И дело "поправилось".

Рис - всему голова (Первый совет японской хозяйке)

В Японии много людей, которые страдают различными недугами, в том числе психическими. Это связано с постоянным стрессом. Напряжение большого города, интенсивная работа... И потом, японцы гораздо более замкнуты, чем русские. Здесь не принято плакать в жилетку приятелю или беседовать по душам с коллегой по работе. Японцы все хранят в себе. Это первое. Второе - это вопрос питания. Дешевые продукты нашпигованы массой химических веществ - консервантов, улучшителей вкуса, а химические препараты, как известно, здорово бьют по нервной системе. Но если у семьи невысокий уровень доходов, вариантов просто не остается, ведь натуральные продукты стоят гораздо дороже. Я в таких случаях советую: ешьте нешлифованный рис, гэм-май. Он вполне доступен по цене и отлично очищает организм.

Мусор по расписанию (Второй совет японской хозяйке)

Приходит ко мне русская женщина - она замужем за японцем (в последнее время такие браки встречаются все чаще, причем бывает, что мужья принимают Православие и детей крестят, так что получается настоящая православная семья - в нашем приходе таких около десятка) - и говорит: "Батюшка, меня соседи ненавидят. Что мне делать?" Я подумал и спрашиваю: "А Вы мусор как выбрасываете?" На первый взгляд, странный вопрос. Но для японцев это принципиально важно. Они ведь весь мусор строго сортируют и выбрасывают по определенным дням: скажем, в понедельник - бумагу, во вторник - стекло, в среду - пластик и так далее. Она отвечает, что складывает все в один пакет и относит его в установленное время в установленное место. А соседи обижаются, смотрят строго и не здороваются. Я ей посоветовал обратиться к мужу и выяснить, как нужно сдавать мусор. Через неделю она приходит и говорит: " Произошло чудо. Мои соседи со мной здороваться начали".

Время Мураками

В современном нерелигиозном обществе японец - даже больший марксист, чем те, что когда-то были у нас на Родине. Это стопроцентный рационалист, который делает то, что ему выгодно, и не делает того, что не выгодно. Рационализм - основная примета времени, особенно у молодежи. Конечно, везде есть счастливые исключения, но общая тенденция, к сожалению, такова. Это очень хорошо видно в произведениях Мураками, которые сейчас так популярны в России: когда человек исчерпывает свой последний ресурс, он совершает суицид.
Но, приходя в Православие, человек кардинально меняется...

Перемены

Одна наша прихожанка долгое время сопротивлялась напору со стороны своей мамы. Та была неверующей и каждый раз, когда дочь отправлялась в храм, ругалась на нее: "Брось ты все эти глупости!" Бедная девушка плакала, но и храм не бросала, и маму любила и молилась за нее. А мать, будучи человеком внимательным, не могла не заметить, что с дочерью происходят перемены. Она становится мягче, усерднее... Однажды приходит в гости соседка и начинается разговор в таком духе: мол, хватит уже с твоей дочери этой дури, ей замуж пора, пусть уходит из храма! На что "неверующая" мать очень твердо отвечает: "Нет, для нее это самый лучший путь".

Храм на бойком месте

Особенность нашего собора, помимо прочего, в том, что стоит он, так сказать, на бойком месте. Вокруг - множество учебных заведений, офисов, больниц. После визита к врачу, интенсивной работы или учебы, которые немало способствуют стрессу, люди испытывают потребность как-то восстановиться, найти утешение. Поэтому многие заходят в храм даже в течение рабочего дня. Бывает, стоит молоденькая девушка, сложив руки по-буддийски, и молится перед православной иконой. Значит, что-то ее привело, какая-то беда или душевная усталость... Объяснишь ей, как православное кр естное знамение совершать, свечечку посоветуешь поставить, да просто поговоришь с ней по-человечески, и, может быть, это станет ее первым шагом к Церкви.

* * *

Когда японцу нужна помощь, он идет в храм. Но вот в какой храм он пойдет - неизвестно. В любой ближайший. Или, может быть, в тот, где ступеньки пониже. Для японца нет большой разницы, в каком храме молиться: буддийском, синтоистском, православном или каком-то еще. К счастью, у Николай-до в этом смысле выгодное географическое положение...

Лингвистическое миссионерство

В японском языке, как и во всей японской культуре, нет такого понятия - Богородица. Как же быть с переводом? Святитель Николай в свое время нашел выход. Японский язык - очень описательный, вот он и обозначил Богородицу тремя иероглифами: Женщина, родившая Бога. Любому понятно, какое событие за этим стоит: об этом говорят иероглифы. Но чтобы точно знать, о чем идет речь, необходимо глубже изучить "историю вопроса".

По-моему, отличный миссионерский ход. Эти иероглифы теперь венчают наши западные ворота, и те, кому становится интересно, заходят в храм...

На грани

Как-то Великим постом одна наша прихожанка подходит ко мне за благословением. Муж у нее тоже в Православии крещен, оба японцы, наши прихожане. А благословение ей нужно на свадьбу сына. Все уже готово: гостей созвали, в "Метрополе" номера заказали, банкетный зал... "А когда свадьба?" - спрашиваю. "Да вот, в Страстную пятницу..." Я как стоял, так и сел. Как же так? "Так выхода не было: то одни не могут, то другие... Батюшка, Вы благословите! Мы уже и приглашения разослали, и оплатили все. Отменить нельзя - перед людьми неудобно!" Говорю ей: "Ну, уж если мы себя называем православными, так лучше перед гостями извиниться и перенести свадьбу на другое время, чем потом всю жизнь об этом сожалеть. Это ж и на детях может сказаться: родительский грех до седьмого поколения передается!"

Слава Богу, все тогда разрешилось: что-то там произошло, появилась возможность, и свадьбу перенесли на Светлую неделю.


Обратная реакция

Я глубоко убежден, что основные сложности появляются тогда, когда у человека нет желания принять ту культуру, в которой он живет. Для этого не обязательно активно в нее внедряться. Нужно только иметь чуточку терпения к ближним и каплю братской любви. Если это есть, то никакого недоверия к вам не возникнет. Но есть и отрицательные примеры. Несколько раз к нам приходила одна наша соотечественница. Уже несколько лет она живет в глубоком стрессе. С мужем-японцем отношения не сложились. Поначалу они, вроде бы, общались по-английски: он не знает русского, она - японского, и никто не собирается ничего учить. Ее уже чисто физически начинает трясти, все вокруг ее раздражает, она не может здесь жить - и вернуться не может, потому что некуда. Приходит в храм, мы с ней поговорим, она водички святой выпьет, помолится у икон - вроде бы полегче становится. Успокоится, уйдет. В следующий раз приходит - и все по новой...

"Икономно"

Не случайно в Церкви есть такое понятие как икономия - то есть скидка на обстоятельства. Нам приходится этим пользоваться, и нередко. К примеру, Крещение у нас отмечается не в установленный день, 19 января, а в ближайший к нему выходной, чтобы все смогли прийти, поучаствовать в чине освящения воды, взять воду домой. Это в России, может, и не проблема - забежать на пять минут перед работой в ближайший храм, взять водички с ранней службы - и дальше по делам. В Японии так не выйдет. Во-первых, рабочий день начинается очень рано, во-вторых, опаздывать, если все твои коллеги приходят вовремя, - дурной тон. А в японском обществе отношения с коллегами для всех очень значимы.

Пятое поколение

Есть у японцев удивительная черта - верность тому, что однажды было принято всем сердцем. Если, например, отец принял Православие, то он и сам его сохранит, и сыну обязательно передаст. В 75-80 процентах случаев так и происходит. Именно благодаря этому у нас сейчас уже пятое поколение православных верующих, хранящих ту веру, которую приняли их прадеды из рук святого равноапостольного Николая.

Нужен врач

Бывают ситуации, когда я просто не знаю, что делать. Вот, например, молодежь в районе Сибуя. Должны ли мы ждать, когда у них самих что-то внутри проснется? Или нужно идти к ним и проповедовать, не дожидаясь, пока почва созреет? Я не знаю ответа. Или люди с психическими расстройствами. Что нужно делать, чтобы облегчить их страдания? Думаю, здесь, помимо молитвы и советов пастыря, нужно иметь сугубый опыт. Со временем, наверно, встанет вопрос, что кто-то из священства должен иметь специальное медицинское образование, чтобы не только на духовном, но и на профессионально-медицинском уровне работать с такими людьми.

Между льдом и пламенем

В вере есть две крайние формы: холодность и горение. Но есть и третий вариант - когда человек, может быть, внешне спокоен, но внутри очень глубоко и трепетно переживает свою веру. Вот это как раз по-японски. Японцы вообще свои чувства не очень-то показывают на людях, они очень сдержанные, и внешне амплитуда перепадов настроения у них практически равна нулю. Но уверяю вас, что с самым холодным видом японец может испытывать такие глубокие чувства, которые нам, русским, даже и не снились. И вера у японцев очень искренняя, в чем-то даже детская. Нужно лишь внимательнее к ним приглядеться...

Алла МИТРОФАНОВА

http://www.foma.ru/articles/471/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31