К празднику иконы Божией Матери "Знамение"

10 декабря Русская Православная Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году

0
294
Время на чтение 9 минут
Икона Божией Матери "Знамение" прославилась в XII веке, в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего более 70) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года Новгород был осажден. Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса Господа Иисуса Христа на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Икону, после слезных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где ожидался приступ неприятеля. Одна из стрел суздальцев уязвила святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архипастыря. Этот чудотворный образ Божией Матери подал знак (Знамение) того, что Царица Небесная молится перед Сыном своим об избавлении города. Увидев это, нападавшие смешались, и новгородцы их разбили.

В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить.

* * *

10 декабря - праздник явленных в разные годы икон Божией Матери "Знамение": Курской Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царско-Сельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753)и именуемой "Корчемная" (XVIII).

Л. А. Щенникова, Н. Н. Исаева

Абалакская икона Божией Матери "Знамение"

Статья из I тома "Православной энциклопедии"

[Абалацкая, Абалацкая-Знаменская] (празднование (ст. стиль) 27 ноября, 20 июля), самая почитаемая в Сибири икона. Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об Абалакской иконе "Знамение" сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии "в легком сне" двух икон - Богоматери "Знамение" и преподобной Марии Египетской и, "аки жива суща", святителя Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы "Знамение" с приделами во имя преподобной Марии Египетской и ятителя Николая. С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери "Знамение", Абалакская, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы. Сказание об Абалакской иконе "Знамение", включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2-х редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII - начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике (РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530-543). Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при архиепископе Корнилии (1664-1677) создана новая редакция памятника - текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675 г.), записанными в окружении тобольского архиерея. В Сказании описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы "Знамение" уже во 2-й половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от Абалакской иконы "Знамение", совершавшиеся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX - начале ХХ в. только в переложениях.

Особой службы Абалакской иконе "Знамение" нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери "Знамение" - 27 ноября (10 декабря). Но тропарь в честь Абалакской иконы "Знамение" отличается от тропаря праздника иконы "Знамение": вместо слов "Мир Граду Твоему даруй" поется: "Мир молящимся Тебе даруй". Архиепископ Корнилий в память о прекращении дождей по молитве Абалакской иконе "Знамение" учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) древней сибирской святыни - чудотворной Казанской иконы (Тобольской) в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

Абалакская икона Божией Матери "Знамение" не сохранилась. Она представляла собой список иконы "Знамение" Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см. В XVII-XIX вв. с Абалакской иконы "Знамение" в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.

Абалакская икона "Знамение" Семипалатинская - один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы "Знамение", вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.

В 1712 г. список Абалакской иконы "Знамение" был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл "сам собою" против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

Абалакская икона "Знамение" из Красноярского Знаменского скита, икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (Красноярский краеведческий музей. Инв. N ЖИ-1295) - наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887-1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. "Знамение" Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной "(Тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи" (Красноярский краеведческий музей. Инв. N ЖИ-1302).

Литература: Записки к Сибирской истории // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788. Т. 3. С. 157-159; Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.); Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Казань, 1848; Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849; Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. 6-е изд. Тобольск, 1888; Алексинский Д., свящ. Краткое сказение о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нея, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900; Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою. Ея список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Сергиев Посад, 1909; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 735-739, 744-745; Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913; СККДР. СПб., 1992. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317-318; Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские А.А.. 1902. ? 24. N. 447-464; Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 139-140; Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. N 7. С. 35; Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

Абалакский в честь иконы Божией Матери "Знамение" мужской монастырь
Статья из I тома "Православная энциклопедия"

Монастырь (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от г. Тобольска Тюменской обл. До покорения Сибири войсками атамана Ермака (после 1581) на месте Абалaкский монастырь находилась татарская крепость сибирского хана Кучума. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери "Знамение" и икон святителя Николая и преподобной Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы "Знамение" с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиепископ Нектария (Теляшина) построили деревянную церковь в честь иконы "Знамение" с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Богоматери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану "опытного в архитектуре" митрополита Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор Абалакского монастыря был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и другими. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальной композиции здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в середине XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах "сибирского барокко". Тогда же был сооружен пятигранный западный притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й половине XVIII в., украсили и другие главные постройки Абалакского монастыря. В 1748-1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1752-1759 гг.- храм во имя преподобной Марии Египетской с колокольней.

В 1783 г. по ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (с 1792 архиепископ) ради чудотворной иконы Божией Матери в Абалацком селении был устроен третьеклассный мужской монастырь, куда перевели монахов из закрытого третьеклассного Богоявленского Невьянского мужского монастыря (Тобольской епархии), существовавшего с 1621 г. Первым настоятелем Абалакского монастыря был назначен эконом тобольского архиерейского дома игумен Маргарит, под руководством которого ранее при Софийском соборе Тобольска был построен архиерейский дом и колокольня. В 1797 г. монастырю определили денежное содержание 1560 р. 2 к. в год, кроме того, обители принадлежали земельные угодья и рыбные ловли. В 1854-1855 гг. при архимандрите Антонии в Абалакском монастыре был построен архиерейский корпус, гостиницы для паломников, "зимний" Никольский храм перестроили, главный его престол освятили во имя Святой Троицы, южный придел - во имя святителя Николая Чудотворца. В 1885-1887 гг., при игумене Мемноне, состоялось новое переустройство и переосвящение храмов обители: "зимний" Троицкий (бывший Никольский) храм стал Знаменским, а "летний" - Троицким. С середины XVIII в. все храмы Абалакского монастыря украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью.

Иконостас Знаменского храма обители был написан в 1820 г. тобольским живописцем И. Плениным. В иконографической программе росписи интерьера Знаменского собора, обновленной в начале 20-х гг. XIX в., отражена идея распространения и утверждения Православия в Сибири - на стенах храма представлены изображе-ния святителей Стефана Пермского, Иннокентия (Кульчицкого), праведного Симеона Верхотурского.

В 1893 г. в Абалакском монастыре было введено общежитие, определением Святейшего Синода в 1902 г. монастырь перевели из 3-го класса во 2-й с архимандритским правлением. До 1900 г. в обители проживало не более 15 человек братии. В 1900 г. в монастырь с целью исправления иноческой жизни был назначен новый настоятель - бывший ризничий Валаамского монастыря иеромонах Антонин, с ним приехали 57 валаамских иноков, прежняя, "ослабевшая", братия Абалакского монастыря была расселена по сибирским монастырям. С этого времени в Абалакском монастыре был принят строгий устав Саровской пустыни, монастырская жизнь оживилась. В ведении Абалакского монастыря состоял приписной к нему скит во имя архистратига Михаила, открытый в селе Михайловском в 1902 г. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов, женщины в скит не допускались. По сведениям за 1908-1910 гг., в Абалакскм монастыре находились школа для детей хантов, селькупов, ненцев и татар с обучением столярному, токарному, слесарному, портняжному и сапожному делу, мережному вязанию и изготовлению кирпичей, больница для братии, бесплатная лечебница и гостиница для богомольцев.

В 1921 г. указом святителя Тихона, Патриарха Московского, настоятелем монастыря был назначен архимандрит Аркадий (Гусев). За сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 г. его арестовали и осудили вместе с братией. С 1923 г. до закрытия монастыря 19 авг. 1924 г. обязанности настоятеля исполнял игумен Пахомий (Шкамерга). В 1925 г. прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими иноками. 10 мая 1925 г. часть обители была передана группе обновленцев во главе со священником П. Д. Соколовым. С февраля по август 1927 г. на территории монастыря содержался под стражей священномученик Петр (Полянский). В 30-х гг. XX в. был закрыт и обновленческий приход. На территории монастыря размещались школа-интернат, дом престарелых, хозяйственные учреждения, в алтаре Троицкого храма была устроена кузница, а в самом храме - гараж. В 1989 г. обитель с разрушенными храмами и монастырскими постройками была возвращена Тобольской епархии Русской Православной Церкви, ее священноархимандритом стал епископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). К 2000 г. под началом наместника Абалакского монастыря игумена Зосимы (Горшунова) (с августа 1998), духовника Тобольско-Тюменской епархии, в монастыре проживало 2 игумена, 3 иеромонаха и 1 иеродиакон. Богослужения совершаются в храме преподобной Марии Египетской, находящемся в здании монастырской колокольни; восстанавливаются Знаменский храм и братские корпуса обители. Главные престольные праздники обители: икон Божией Матери "Знамение" (Новгородской) - 27 ноября (10 декабря) и Абалакской - 20 июля.



Литература: Голубев И. С. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь. СПб., 1892; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою, и важнейших копиях с нее, с изображением иконы Абалакской Божией Матери. Омск, 1877; Денисов. 1908. С. 859-860; Зверинский. Т. 1. С. 70-71; Православные русские обители. С. 697-698; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный Путеводитель по монастырям и святым храмам Российской империи и св. г. Афону. 1907; Н.-Й., 1998р; Кириллов В. Тобольск. М., 1984. С. 215-225.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39272&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05