Духовная сфера общества в основе своей - религиозная сфера, ибо именно в религии того или иного народа коренятся исповедуемые им духовно-нравственные ценности. Что в этом контексте означает духовная безопасность нации? В конечном итоге она сводится к духовной безопасности каждого её члена, каждой отдельной личности. Как же может пониматься духовная безопасность личности?
В это понятие входит, во-первых, возможность свободно получать адекватную информацию о принципах духовной жизни, как их понимает каждая традиционная религия России. Граждане нашего государства и их дети, связывающие себя с той или иной традиционной для России религией, должны иметь возможность изучения её истории, традиций и учения в учебных заведениях всех уровней. Во-вторых - защищённость от агрессивной прозелитической деятельности, которую ныне свободно ведут на территории Российской Федерации чуждые нашей культуре религиозные, часто религиозно-коммерческие организации, в том числе тоталитарного типа. Наконец, духовная безопасность общества не достижима без того, чтобы информационная политика общенациональных СМИ, финансируемых за счёт граждан, начала соответствовать традиционным для нашего народа духовным ценностям. Но всё это станет возможным лишь тогда, когда нашим государством, наконец, будет чётко сформулирована государственная идеология, основанная на уникальном многовековом духовном опыте народа России. При отсутствии идеологической парадигмы понятие духовной безопасности общества оказывается предельно размытым.
Православное духовное образование и его роль в духовной безопасности общества
Важным шагом на пути к духовной безопасности России является принятие всесторонних мер по укреплению и развитию отечественной системы духовного образования.
Под духовным образованием в Русской Православной Церкви подразумевается система образования и воспитания будущих священно- и церковнослужителей, а также богословски грамотных мирян, трудящихся на ниве православного просвещения.
На сегодня в Русской Православной Церкви существует три уровня духовных учебных заведений: средние - пастырские курсы и духовные училища, высшие первого уровня - духовные семинарии и высшие второго уровня - духовные академии. Следует упомянуть также Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (ПСТГУ), имеющий государственную аккредитацию и выпускающий дипломированных специалистов по целому ряду гуманитарных дисциплин.
На Дальнем Востоке России сегодня действуют одна семинария в Хабаровске, два духовных училища во Владивостоке и Якутске, два филиала ПСТГУ в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске и одна кафедра теологии и религиоведения в Дальневосточном Государственном Университете.
Не будет преувеличением сказать, что именно от уровня обучения в этих учебных заведениях во многом зависит качественный уровень служения нашей Церкви. На священников-дальневосточников - выпускников этих учебных заведений в самое ближайшее время ляжет ответственность за будущее православия в регионе.
Именно православие является государство- и культурообразующей религией для России. И именно Русская Православная Церковь объединяла и объединяет большинство граждан России вокруг традиционных православных нравственных ценностей. По статистике, подавляющее большинство россиян культурно, исторически и религиозно ассоциируют себя именно с православием. Православие является духовно-нравственной точкой опоры и для большинства россиян-дальневосточников. Именно это обстоятельство обуславливает зависимость духовной ситуации, а значит и духовной безопасности российского общества в нашем регионе от уровня церковного служения.
Таким образом, состояние духовного образования самым непосредственным образом влияет на формирование характера и направлений деятельности дальневосточных епархий Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке, а, следовательно, и на духовный облик Российского Дальнего Востока. Исходя из этого, состояние православных духовных школ, уровень духовного образования непосредственным образом связаны с вопросами духовной безопасности в нашем регионе. Поэтому развитие системы духовного образования, повышение его качества, должно стать заботой всех государственно-мыслящих россиян. Без этого невозможно будет обеспечить ни должный уровень приходской - общинной и монастырской жизни, ни активную миссионерскую, просветительскую и социальную деятельность. Без этого невозможно будет стабилизировать духовную обстановку ни в Церкви, ни в обществе в целом.
Задачи духовного образования на современном этапе и пути их достижения совместными усилиями Церкви и государства
Говоря сегодня о важных задачах православного образования, мы должны обратить особое внимание на преподавание в наших духовных школах блока гуманитарных дисциплин, оказывающих определяющее воздействие на формирование у будущих пастырей патриотизма и гражданственности. Весьма полезными предметами в этом отношении являются, например, История России и Краеведение - история малой родины. Для того чтобы пастыри могли адекватно реагировать на духовные опасности, угрожающие сегодня нашему обществу, необходимо преподавать на современном уровне такую дисциплину, как Сектоведение.
Развитие духовного образования в таком понимании его задач и ценности не является заботой только лишь Церкви. Необходима поддержка преподавания в духовных школах гуманитарного блока дисциплин со стороны государства, ибо оно напрямую заинтересовано в том, чтобы будущие духовные лидеры получали должное образование и воспитание.
На протяжении многих столетий в России государственная власть и Церковь совместно трудились над духовным просвещением народа. Как и раньше, духовная безопасность общества сегодня - это та задача, которая невыполнима без совместных усилий государства и традиционных для России религиозных объединений. И в первую очередь - Православной Церкви, сформировавшей её духовный облик.
Выдающиеся правители нашей страны всегда поддерживали Православие в этой его миссии, ибо понимали, что духовная безопасность есть важнейшая составная национальной безопасности Российского государства. И ныне нашими властями всё яснее осознаётся та опасность, которую таят в себе чуждые России идеологические системы. Приходит понимание необходимости поддерживать тот баланс сил в религиозной сфере, который установился в нашей стране в течение веков.
Мы должны суметь донести до российских властей необходимость всемерной поддержки с их стороны развития системы православного образования. Это без преувеличения вопрос государственной важности, ибо от состояния российских духовных школ напрямую зависит духовное состояние нашего общества.
Дальневосточный опыт взаимодействия Церкви и светской власти в деле укрепления системы духовного образования
На Дальнем Востоке мы видим сегодня важные и обнадеживающие примеры поддержки властью духовного образования. Я несу церковное послушание в Хабаровске немногим больше года, но могу без сомнений оценить имеющиеся тенденции в развитии духовного образования в регионе как исключительно позитивные. Главным своим приобретением за это время я считаю опыт церковной работы в сложившихся в Хабаровском крае условиях высокого уровня плодотворного сотрудничества государственной власти и Церкви. Важной вехой этого партнёрства стало создание в Хабаровске семинарии. Лично Губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев, а также представители краевых властных структур и бизнеса, проявили глубокое понимание важности духовного образования для российского Дальнего Востока. За год построен комплекс зданий семинарии, оказана весомая помощь в обеспечении учебного процесса. В этом году и в Якутске, при содействии республиканских властей, было создано духовное училище. С 90-х годов во Владивостоке также успешно действует и развивается духовное училище.
Таким образом, можно сказать, что сегодня на Дальнем Востоке России формируется позитивная основа и модель сотрудничества Церкви и государства в деле развития духовного образования в контексте обеспечения духовной безопасности российского общества. Хочется надеяться, что этот ценный дальневосточный опыт окажется востребован и на общегосударственном уровне.
Игумен Петр (Еремеев), проректор Хабаровской духовной семинарии
http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=136&theme=18