"Никто не забыт, ничто не забыто"
Осенью 1941 года немцы силами двух танковых корпусов атаковали весь передний край 316-й стрелковой дивизии, командовал которой генерал Панфилов. У разъезда Дубосеково истребители танков во главе с политруком Клочковым не просто отразили атаки фашистских пехоты и танков, но из 50 машин уничтожили 18. Все панфиловцы доблестно сражались не только на этом клочке земли, в легенду же вошли имена тех 28, кому посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Прошли десятилетия, и для большинства современников эти слова, рожденные в послевоенные годы, не то чтобы потеряли былую остроту - они стали уходить в прошлое вместе со многими другими славными российскими традициями. Их жестко потеснили ценности и субкультура, ранее стране совсем не присущие. Это особенно коснулось отечественного кинематографа. Результатом чуть ли не повсеместной девальвации стало явление героев бандитских "Бригад" на "Бумерах". Пришло время осторожно реставрировать в этой высокоэмоциональной сфере искусства чуть было не утраченные позиции победы Добра, нравственной Чистоты и Веры.
С каждым годом все больше снимается хороших фильмов, связанных в том числе и с темой Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. И кинофестивали, которые чутко отразили требование времени, ориентируются именно на такие картины. Чтобы не забыли и ту суровую осень 1941-го.
"Экран покажет"
Снимать такие фильмы тяжело. Ни сама тематика, ни зритель фальши не терпят. Фестивали военно-патриотического кино - это испытание на прочность гражданской позиции автора и его профессионализма. От экрана не скроешься. С каждым годом растет зрительская аудитория "Волоколамского рубежа". И с каждым разом соревновательный момент на качество картин острее. Нынешней осенью на конкурс было отобрано 16 документальных фильмов (жюри возглавил режиссер-документалист Сергей Роженцев) и 9 художественных лент. Их оценивали профессионалы во главе с автором музыки ко многим известным фильмам, замечательным композитором, народным артистом СССР Евгением Догой. Бессменный президент "Рубежа" - народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук.
По фестивальным меркам бюджет "Волоколамского рубежа" весьма скромный. А вот сам кинофорум для небольшого города - событие значительное. Посмотреть все фильмы, а также побывать на интереснейших внеконкурсных показах можно было бесплатно. И не только в Волоколамске, но и в близлежащем Истринском районе, в поселках Лотошино, Шаховская, в городе Рузе. Организаторы отметили, что в кинозалах все больше молодежи. Ей было интересно смотреть как конкурсные картины, так и фильм знаменитого словацкого режиссера Я. Якубиско "Сижу на дереве и мне хорошо", редко показываемую великолепную "Летнюю поездку к морю" С. Арановича и "Мою ужасную няню" режиссера Кирка Джонса. Волоколамцам была предоставлена и возможность побывать на интересных творческих встречах. Например, со сценаристом и актером "Поездки..." заслуженным деятелем искусств России, дважды лауреатом Госпремии СССР Ю. Клепиковым. Было многолюдно на вечере к 100-летию А. Аванесовой. Зрители посмотрели ее документальный фильм "Повесть о наших детях", созданный во время Великой Отечественной войны. Зал был полон на вечере памяти Р. Кармена - классика советского документального кино, прославившегося своими хрониками о войне. К его 100-летию режиссер-документалист В. Лисакович представил свой фильм "С Романом Карменом... Путешествие в молодость". Событием фестиваля стал внеконкурсный показ фильма "Кочевник" режиссеров И. Пассера, С. Бодрова и Т. Теменова (Казахстан-Россия-США). А закрылся кинофорум уникальным документальным фильмом "Парад Победы" (1945 г., режиссеры И. Винжер, Н. Соловьев, И. Посельский), который еще ни разу не был представлен публике без купюр. В гости к волоколамцам приезжали
А. Панкратов-Черный, Б. Невзоров, А. Цуркан, Е. Кондулайнен,
С. Орлова и другие известные артисты.
Единое кинематографическое пространство
Волоколамский фестиваль еще раз показал: есть нечто, что объединяет народы Земли. Это в первую очередь любовь к своему Отечеству и осознание необходимости его защиты. В программе были представлены фильмы из Китая, Чехии, США, Грузии, Словакии, Казахстана, Великобритании, России. Среди них были и уже завоевавшие стойкий интерес картины-бестселлеры, и пока еще не известные широкому зрителю работы. Главный приз кинофорума среди документальных картин достался фильму "Последняя вахта" (реж. М. Соловцева). В нем - жизнь и подвиг Героя России матроса Сергея Преминина, погибшего в октябре 1986 года во время аварии атомной подводной лодки К-219. О моряках-подводниках сняты уже великолепные художественные картины. Но ничто так не трогает, как документальный ряд, когда прошлое становится близким не через игру актеров, а через свидетельства очевидцев.
Специальный приз за поиски новых форм выразительности в кинодокументалистике достался ленте "Жесты... примирение" (автор сценария и режиссер Ч. Расулзаде). Через главного героя, у которого нет рук, потерянных на фронте, автор с беспощадной точностью восприятия жизни показал борьбу и примирение людей.
За воплощение на экране образа современника специальный приз жюри за фильм "Браво, Перикола!" (авторы сценария и режиссеры И. и В. Ефремовы) увезли в Санкт-Петербург. Героиня фильма - Галина Павловна Семенченко, исполнительница задорных куплетов "Периколы", ровесница ХХ века. Не все знают, что Театр музыкальной комедии - единственный в блокадном Ленинграде не прекращал работу. Галина Павловна не просто в нем служила. С концертной бригадой она постоянно выступала и в осажденном городе, и на передовой перед изнуренными бойцами. Заряд оптимизма не покинул ее и сейчас: жизнелюбию нашей Периколы можно по-хорошему позавидовать.
Диплом за оригинальное освещение темы любви в документалистике присудили фильму "Прощай, красавица" (авторы фильма И. Семашко, С. Босенко). В нем рассказано, как советского офицера, бежавшего из плена в горы Италии, и красавицу-итальянку судьба свела в партизанском отряде.
Картина "Космические лоцманы" (реж. А. Малечкин и
С. Линников) получила награду за воплощение темы патриотизма в портретах неизвестных героев отечественной космонавтики. Это фильм о тех, кто проходит испытание всеми возможными нагрузками, которые могут выпасть на долю космонавта.
Диплом за глубокое раскрытие образа полководца Великой Отечественной войны вручили режиссеру М. Максоту за картину "Чуйковия". Война здесь показана через призму семейной саги Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова.
Приз администрации Волоколамского района за воплощение на экране героической истории Отечества "уехал" в Санкт-Петербург. Его заслужил фильм "Блокада" (реж. С. Лозница).
...Зураб Харитонович Гутиев, участник Сталинградской битвы, орденоносец, оказался вместе со своими учениками в числе заложников в бесланской школе. Так война догнала его и еще раз испытала на прочность. Об этом замечательная документальная лента режиссера В. Цаликова "Отставной учитель". Ему вручили приз регионального Фонда поддержки документального кино им. Р. Кармена.
А за глубокий и яркий показ роли Учителя - Романа Кармена приз от администрации города-героя Смоленска получил фильм "С Романом Карменом... Путешествие в молодость" (реж. В. Лисакович).
Конкурс художественных лент был более предсказуем: некоторые из них уже шли в прокате. Главную награду взял фильм "Franz + Polina" (реж. М. Сегал, Россия). "Мир спасет любовь" - это тот светлый позитив, который, как ни странно, остается после просмотра этой жесткой картины по повести А. Адамовича. Главная героиня картины - актриса Светлана Иванова - получила приз за лучшую женскую роль.
Специальным призом за воплощение темы нравственной красоты человека жюри отметило фильм "Полумгла" (реж. А. Антонов, Россия). Раскрытие номинации говорит само за себя. Авторским замыслам помогла и хорошая музыка к картине, за что композитор Андрей Антоненко получил диплом за лучшую музыку.
Исполнителем лучшей мужской роли признан актер Джейк Гилленхаалу в фильме "Морпехи" (США). Поиск героем нравственных истин близок и понятен всем. Диплом за лучший сценарий к фильму получил и Уильям Бройлс.
Жюри оценило дипломом за оригинальность воплощения темы войны картину "Перегон" (реж. А. Рогожкин, Россия). На Крайнем Севере, на Чукотке, за тысячи километров от передовой, война обжигает людские судьбы так же страшно, как и на фронте.
Фильм "День Победы" (реж. Ф. Петрухин) заслужил приз губернатора Московской области за воплощение на экране образа защитника Отечества. Война не кончилась для двух ветеранов и через 60 лет. Им было что вспомнить, когда они случайно встретились на юбилейном Параде Победы. Молодому поколению будет интересно то, что главную роль в картине играет культовый актер Дмитрий Дюжев.
Ни один кинофестиваль не обходится без приза зрительских симпатий. Он достался картине "Прорыв" (реж. В. Лукин) о подвиге псковских десантников уже в мирное время. "Горячие точки" до сих пор поддерживают страшную, но святую связь поколений. Как поется в песне из фильма: "Лишь бы правнук не продавал то, что прадед не предавал".
Позабыть это мы не вправе. Да и не в силах.
И в заключение хорошая новость: в следующем году фестиваль будут принимать уже в новом, современном мультимедийном комплексе.
И еще на фестивале показывали документальную ленту "Огромное небо" (реж. Ж. Соколова) о судьбе военного летчика, нашего современника. Так вот, в название картины словно бы вместилась вся богатая палитра кинофестиваля "Волоколамский рубеж" с самим древним городом, богатым на настоящих героев.
http://www.redstar.ru/2006/11/23_11/1_04.html