itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Христиане Ирака

0
211
Время на чтение 5 минут
Недавняя победа демократов на промежуточных выборах в Конгресс США стала еще одним поводом для широкого обсуждения ситуации в Ираке. Президенту Бушу остается пребывать на своем нынешнем посту менее двух лет, и уже сейчас аналитики ставят вопрос: какое политическое наследство достанется его будущему преемнику? В первую очередь имеется в виду положение в Ираке, ставшее главной причиной поражения нынешней республиканской администрации на выборах в конгресс. Проблема эта грозит к тому же перейти по наследству к демократам в случае их победы на будущих президентских выборах.

Исследователям еще предстоит дать окончательную оценку результатам американского вторжения в Ирак в 2003 году, но уже сейчас становится ясно, что оно стало причиной катастрофического исхода иракских христиан, в своем большинстве этнических ассирийцев.

Христианство распространилось на территории нынешнего Ирака уже в апостольские времена, задолго до того как в VII веке нашей эры арабы принесли на эту землю ислам. С тех пор, уже 14 веков подряд, обе религии сосуществуют на этой земле. В отношениях иракских мусульман и христиан были и светлые, и темные страницы, но положение христиан зависело, прежде всего, от степени религиозной толерантности мусульманских правителей страны.

До наших дней христиане Ирака донесли не только свою древнюю апостольскую традицию, яркими представителями которой были Ефрем Сирин и Исаак Ниневийский, но и сохранили в церковной службе и в быту арамейский язык, бывший родным языком Христа!

Правивший в Ираке с 1968-го по 2003 год режим Саддама Хусейна был носителем светской идеологии арабского национализма, сглаживавшей религиозные различия граждан и ставившей во главу угла создание арабской политической нации.

Иракские христиане подвергались дискриминации в национальном плане, их вынуждали идентифицировать себя как арабов или курдов, им было отказано в предоставлении территориальной автономии на севере Ирака в начале 70-х годов, но они не имели никаких препятствий в том, что касалось свободы их вероисповедания. Сейчас трудно поверить в то, что в конце 80-х годов прошлого века только в одном Багдаде проживало около полумиллиона христиан, свободно молившихся в 42 церквях и монастырях.

Увы, сегодня в Багдаде пойти на воскресную службу равносильно игре в орлянку со смертью. Начиненные взрывчаткой машины взрываются у дверей храмов, а по прихожанам ведут прицельный автоматный огонь. И это в Багдаде, где о религиозной принадлежности владельцев машин можно было судить лишь по распятиям внутри салонов или по красочным портретам горячо почитаемого шиитами имама Али! А все жители столицы на любой вопрос о национальной и религиозной принадлежности отвечали традиционным: "Маку фарак" ("Нет разницы" - прим. автора).

Понимали ли вершители судеб из Вашингтона, что они вторгаются в Багдад - город, одним из названий которого было "Мадинат ас-салям", что значит "Город мира и согласия"! Кого из американских востоковедов спросили, прежде чем принять решение о вторжении? Или специалистов по Востоку в США такое же ничтожное количество, как и переводчиков с арабского языка, недостаток в которых приходится срочно покрывать путем вербовки на военную службу граждан арабского происхождения? Не беда, что многие из них не филологи и даже не носители иракского диалекта. На войне все сойдет, и спишут все вольные и невольные ошибки!

Спишут и сотни тысяч иракских граждан всех национальностей и вероисповеданий, навсегда покинувших свою Родину.

В 1987 году в Ираке проживало 1,4 миллиона христиан. Они составляли более 4% населения страны. И хотя многие из них стали покидать Ирак уже в 90-е годы, после окончания так называемой "войны в Заливе", эмиграция из страны не принимала такого катастрофического характера, как это происходит в последние годы. По данным международных организаций, христиане составляют до 40% от общего числа иракских беженцев. Численность христиан резко снизилась и едва ли составляет теперь 600 000 человек. Если нынешние темпы эмиграции, а вернее повального бегства христиан из освобожденной американцами страны, сохранятся, то не пройдет и 8 лет, как христиане Ирака исчезнут с религиозной карты страны и превратятся в несколько реликтовых общин.

Более 50 лет тому назад, правда, в других политических условиях, прекратила свое существование 120-тысячная община иракских иудеев, превратившаяся в религиозную "общину Моисеева закона" с одной синагогой в Багдаде и 40 прихожанами. Теперь подобная же участь ждет иракских христиан! С той лишь разницей, что у них нет своего "национального очага" за пределами Ирака. Ирак - это их единственная историческая родина. Здесь лежат руины их великих столиц - Ниневии и Вавилона, здесь расположены их древнейшие монастыри и храмы. У них нет другой земли, на любой другой земле их ждет медленное и верное исчезновение, потеря древнего языка и традиции.

Что делают США и их союзники для того, чтобы не допустить катастрофы? Да ровным счетом ничего! Создается впечатление, что американские и британские стратеги просто игнорируют проблему, предпочитая заниматься урегулированием взаимоотношений с крупными религиозными и этническими группами иракского населения, а именно - шиитами, суннитами и курдами. Проблемы ассирийцев, туркмен, курдов - езидов, шабаков и сабейцев (мандеев) - остаются за скобками. Вашингтону и Лондону не до малых иракских национальностей! А ведь речь идет о судьбах более чем одного миллиона иракских граждан!

Можно ли считать решением вопроса недавнее обращение Американской комиссии религиозной свободы (USCIRF) к правительству США с требованием включить ассиро-халдеев и сабеев в американскую программу приема беженцев за счет предоставления им специальных квот? Безусловно, нет! Это всего лишь попытка смягчить последствия непродуманной до конца политики, но никак не решение вопроса. Решение вопроса в том, чтобы создать условия для того, чтобы христиане оставались на своей земле!

Готовы ли американцы и их союзники признать свою моральную и политическую ответственность за судьбу религиозных и национальных меньшинств Ирака, который виделся им как форпост "Нового Ближнего Востока", и принять кардинальные меры для защиты христианского населения страны путем хотя бы создания зоны безопасности ("Save Haven") на Ниневийской равнине к востоку от города Мосул, как это было сделано ранее в случае с иракскими курдами? Готовы ли США содействовать планам иракских ассирийцев, направленным на создание национальной автономии в этом районе в полном соответствии с принятыми в цивилизованном мире демократическими стандартами в области защиты прав национальных и религиозных меньшинств?

Судя по поступающим из Вашингтона новостям, такой готовности нет. Как, впрочем, нет и явного видения того, что будет с самим Ираком, неизбежно раскалывающимся на три квазигосударственных образования (курдское на севере, суннитское в центре и шиитское на юге страны) с нерешенными проблемами административно-территориальной принадлежности районов со смешанным этноконфессиональным составом населения.

При этом следует отметить, что структура политических шансов на современном этапе складывается не в пользу национальных и религиозных меньшинств Ирака, и прежде всего христиан.

Непрекращающиеся угрозы со стороны исламских экстремистов, взрывы и поджоги храмов, обезглавливание священников, распятие подростков, похищение и насильственное обращение в ислам женщин и девушек. Такова картина ежедневного мученичества иракских христиан! Все это и полное отсутствие гарантий безопасности вынуждает христиан покидать ставшие для них зоной бедствия крупные города центральной и южной частей Ирака и искать убежища за пределами страны.

Незначительная часть христианского населения возвращается на свои исконные земли на севере Ирака, контролируемые курдами, но и там их будущее пока остается покрытым мраком.

В начале XXI века ассирийцы Ирака вновь переживают катастрофу, сопоставимую по своим масштабам с трагическими для них последствиями геноцида 1915 года. С той лишь разницей, что тогда они были "самым маленьким союзником" Антанты, и их батальоны, подготовленные царскими офицерами, успешно отражали атаки регулярных частей турецкой армии в течение 8 месяцев после распада Кавказского фронта и ухода союзных русских войск. А затем эти же батальоны способствовали защите северных границ образованного в 20-е годы на обломках Османской империи Иракского государства и подавлению профашистского мятежа Рашида Аль-Гайлани в мае 1941 года, что позволило сохранить Ирак в качестве транспортного моста между СССР и его союзниками в годы Второй мировой войны.

Сегодня же у ассирийских христиан Ирака нет не только своих вооруженных формирований для защиты населения, но даже формальной поддержки великих мировых держав! Гибнет одна из древнейших христианских общин!

Кто-то в мире, видимо, считает себя вправе превращать целые народы в ненужный геополитический мусор!

http://www.russ.ru/politics/lyudi/hristiane_iraka
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Роланд Биджамов
Роланд Биджамов: «Ниневия - один из очагов христианства на Ближнем Востоке»
Беседа с известным политологом о создании на территории Ирака христианской автономии
16.09.2016
Все статьи Роланд Биджамов
Последние комментарии
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 12:01
Мат – эхо ада на Земле
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 11:54
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
04.02.2023 11:29
Раскол пришёл на Афон
Новый комментарий от Человек
04.02.2023 11:26
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
04.02.2023 10:37
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
04.02.2023 10:09
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
04.02.2023 10:06