С субмариной на "спине"? Это возможно!

Сергей Васильев 
0
19.10.2006 73
В сентябре очередная многоцелевая атомная подводная лодка первого поколения, выведенная более полутора десятка лет назад из боевого состава Северного флота, поступила для утилизации на судоремонтный завод "Шквал" Министерства обороны в городе Полярном. А в октябре уже АПЛ второго поколения класса "Виктор" доставили к ее "последнему причалу" на северодвинское предприятие "Звездочка". На первый взгляд в этих сообщениях как будто нет ничего особенного. Только на Севере уже много лет подлодки из так называемого "отстоя" разделываются "на иголки" в Полярном, Снежногорске и Северодвинске. Однако особенность в произошедшем все же была, и немалая: уникален сам способ доставки субмарин в акватории "Шквала" и "Звездочки".
По словам начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Алевтина Юнака, проект, осуществленный в рамках международной военно-экологической программы "АМЕК" - программы сотрудничества министерств обороны России, США, Норвегии и Великобритании в области охраны окружающей среды в Арктике, стал самым сложным за всю ее десятилетнюю историю. Всем памятен трагический случай, когда в августе 2003 года во время буксировки к месту утилизации затонула атомная подлодка К-159, унесшая на дно Баренцева моря жизни девяти североморцев - членов перегонной команды. Трагедия заставила искать новые методы транспортировки к "последнему причалу" выслуживших свой срок субмарин.
Подготовка к реализации проекта продолжалась три года. Специалисты проработали двадцать пять(!) вариантов транспортировки. В итоге выбрали наиболее безопасный - с использованием судна "Трансшельф" голландской компании "Доквайс". Это судно, кстати, по некоторым сведениям, ранее принадлежавшее... России, уже само по себе уникально. Супертяжеловоз длиной почти сто восемьдесят и шириной сорок метров построен и спущен на воду в январе 1987 года в финском городе Турку и предназначен для транспортировки морских буровых самоподъемных установок. Он может брать на борт груз весом до тридцати пяти тысяч тонн. А чтобы взять себе "на спину" плавучий груз, гигант способен, образно говоря, "присесть": "Трансшельф" набирает в танки забортную воду и с этим балластом погружается, его грузовая палуба площадью 5.100 квадратных метров уходит на многометровую (до 22 метров) глубину под воду. Объект заводится над палубой, судно, откачивая балласт, всплывает и... готово к походу.
В первый раз в сентябре на палубе "Трансшельфа" разместилась многоцелевая атомная подлодка "К-60" проекта 627А (по натовской классификации "Ноябрь"), сама имеющая длину 107 метров при почти восьмиметровой высоте и такой же ширине. Однако более трех тысяч тонн надводного водоизмещения субмарины для уникального судна, как оказалось впоследствии, сущие пустяки.
Четырехсуточную транспортировочную операцию, которую возглавлял начальник вспомогательного флота СФ капитан 1 ранга Михаил Бабин, разделили на три этапа. Вначале предстояло вывести АПЛ от причала в Гремихе в Святоносский залив, где на внешнем рейде стоял "Трансшельф", и погрузить подлодку на его палубу. Затем - перевозка "крупногабаритного груза" в Кольский залив. И последнее - выгрузить лодку "на плав" и отбуксировать ее уже к причалу Полярнинского СРЗ.
В самом начале операции и в конце хорошую морскую подготовку продемонстрировали экипажи буксиров как Северного флота, так и судоремонтного завода. Потому что от их четких и слаженных действий зависела самая, образно говоря, "ювелирная" часть операции: постановка К-60 на палубу "Трансшельфа", а затем и вывод с палубы.
Таким способом, подчеркнем, атомные подводные лодки да еще с не выгруженным из реакторов ядерным топливом не перевозил никто в мире. Поэтому приняли беспрецедентные меры безопасности, ведь атомоход провел в отстое семнадцать лет. Никто из специалистов, разрабатывавших уникальный проект, и участников его реализации на практике не знали, как при транспортировке поведет себя проржавевший корпус АПЛ. Более того, чтобы исключить малейший риск для людей, перевозили и буксировали лодку без так называемой перегонной команды на борту.
Конечно, специалисты конструкторского бюро "Малахит" и 10-го судоремонтного завода корпус АПЛ надежно герметизировали. А обстановку в отсеках отслеживала установленная в них специально разработанная автоматическая контрольная система. Ее датчики в случае появления в прочном корпусе забортной морской воды сообщили бы оператору, где и когда произошла протечка, а главное - с какой скоростью поступает внутрь АПЛ вода. Как сказал уже после завершения операции представитель КБ "Малахит" капитан 1 ранга Андрей Крамаренко, было вполне реальное опасение, что лодка изначально просто не дойдет до судна. Обнаружились сложности и с размещением субмарины на самой палубе "Трансшельфа". Хотя вес у К-60 и небольшой по меркам судна-транспортировщика, корпус у АПЛ проекта 627А достаточно длинный и узкий.
Безусловно, повезло участникам операции и с заполярной погодой. К слову, жесткие требования к высоте волны предъявляла в первую очередь компания "Доквайс" - владелец "Трансшельфа". Поэтому на случай ненастья разработали запасной вариант погрузки АПЛ на внутреннем рейде. Однако воспользоваться им не пришлось. Уникальная операция, не имевшая до этого аналогов в мире, успешно начавшись в Гремихе, так же успешно завершилась в акватории судоремонтного завода в Полярном.
При транспортировке же от Кольского полуострова многоцелевой АПЛ класса "Виктор" на северодвинскую "Звездочку" специалисты столкнулись с проблемами несколько иного рода, нежели при доставке "Ноября" в Полярный. Чтобы разместить на борту "Трансшельфа" подлодку с "круглым" днищем, пришлось строить специальный стапель, похожий на подкилевую дорожку, а погрузку АПЛ проводить в открытом море - у берега не хватало глубины. В Северодвинске говорят, что даже после благополучного завершения эксперимента специалисты "Звездочки" не берутся утверждать, что повторят его вновь.
По словам же сопредседателя программы "АМЕК" от Великобритании военно-морского атташе британского посольства в России капитана 1 ранга Джонатана Тоби Холлоуэя, английские эксперты имеют богатый опыт перевозки кораблей и подводных лодок на баржах. Поэтому применительно к данным случаям из множества вариантов был выбран самый безопасный, хотя и не самый дешевый: только на проведение утилизационных работ по К-60 Норвегия выделила 2,5 миллиона евро. Более того, сейчас на судоремонтном заводе "Нерпа" строятся специальные понтоны для доставки субмарин в места их утилизации. Однако, как отмечает начальник экологической безопасности Вооруженных Сил России генерал-лейтенант Алевтин Юнак, для каждой последующей транспортировки подлодок российские и иностранные специалисты будут подбирать именно тот вариант, который наиболее реален и безопасен в каждом конкретном случае.

http://www.redstar.ru/2006/10/19_10/2_02.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сергей Васильев
Рейдеры от государства
Кто нагревает руки на имуществе РПЦ, которое возвращается государством?
07.08.2011
Идеи Минина живут и побеждают!
К итогам научно-практической конференции "Проблемы увековечивания памяти героев земского народного движения 1611-1612 гг."
27.05.2008
В Мекку по воздуху
Большая группа мусульман Адыгеи и Кубани отправляются в Саудовскую Аравию
04.12.2007
Все статьи Сергей Васильев
Последние комментарии
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Георгий
21.09.2021 22:01
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Сергей Швецов
21.09.2021 21:14
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
21.09.2021 20:54
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42