Сегодня на 201-й военной базе уже проходят военную службу 156 офицерских жен. Если учесть, что в скором времени их число увеличится еще на сотню, то самый насущный вопрос, связанный с трудоустройством, наконец-то будет решен у каждой второй супруги офицера или прапорщика этого соединения. Что означает такая статистика для закрытых гарнизонов военной базы, наверное, могут оценить только те, кто служит здесь годами. Правда, есть и настойчивые противники такого решения вопроса. Скептики козыряют ни много ни мало фактором боеготовности. Мол, как "солдаты в юбках", да к тому же обремененные семейным обозом, смогут тащить на себе армейскую лямку, выполнять боевые задачи?
Военное присутствие россиян в Республике Таджикистан имеет статус службы в зоне чрезвычайного положения. Здесь неспроста один день засчитывается за три, а само понятие чрезвычайности отпечатано на всех сферах жизни и быта семей военнослужащих.
Показательный пример: в прошлом году наши спецслужбы подтвердили информацию: со стороны Афганистана в направлении российской воинской части в Нуреке движется группа террористов-смертников. Их цель - осуществление диверсионного акта на территории военного городка и оптико-электронного узла системы контроля космического пространства "Окно". Этот стратегический объект, по мнению экспертов, является самым ценным российским военным объектом в Таджикистане. Неудивительно, что именно он был выбран для нападения.
Выявить чужаков в толпе местных жителей не представлялось возможным, как и нереально было охватить силами одного разведбата 201-й все подступы к военному городку и космическому объекту. Без помощи всех обитателей военного городка эта задача была бы неразрешима. В одночасье, без лишних уговоров и просьб, вся территория городка превратилась в неприступный бастион. Высочайшая бдительность и пристальное внимание к любому подозрительному объекту как в самом городке, так и за его пределами требовались не только от людей в погонах. К негласному боевому дежурству подключились все женщины военного городка. Целую неделю Нурек жил в состоянии повышенной боевой готовности. Поэтому, когда террористы проникли в город, они даже не осмелились подойти к военному объекту. Все, что им удалось, это заложить единственный фугас у дороги, ведущей к воинской части. Кстати, тот фугас обнаружили моментально, а чуть позже в горах не без помощи наших парней из спецназа обрели вечный покой и семеро смертников.
Женщины, приехавшие в Таджикистан к месту службы своих мужей, уже только одним этим фактом доказывают, что им не страшны любые трудности. Они стойко делят с мужьями все тяготы армейского быта, неустроенность и определенное социальное заточение в границах маленького гарнизона. По сути, они такие же воины, только вне всяких штатных категорий. К тому же никто не говорит, что женщины будут управлять боевыми машинами или стрелять из минометов (хотя при огромном желании и хорошей подготовке, наверное, и это возможно). А вот автомат или пистолет им вполне по силам.
Еще несколько лет назад глава Минобороны России Сергей Иванов заявил на одной из пресс-конференций, что срочную службу в Российской армии наравне с мужчинами смогут проходить и женщины. "Зная опыт многих государств мира, исключать это напрочь я не могу", - заявил он. Правда, сказал министр, в некоторых подразделениях трудно представить себе службу женщин по призыву. "А в каких-то я теоретически это допускаю", - добавил он. При этом Сергей Иванов напомнил, что женщины служат в Вооруженных Силах по контракту. "Их количество постоянно растет", - сказал он. В качестве примера глава Минобороны привел Сибирский военный округ, где сейчас по контракту служат уже более 3 тысяч женщин.
Еще одним веским аргументом может служить недавний приказ командующего войсками ПУрВО генерала армии Владимира Болдырева о призыве на военную службу жен офицеров и прапорщиков 201-й военной базы. Благодаря такому дальновидному решению был дан зеленый свет для трудоустройства женщин в частях соединения. Именно расширение сферы занятости жен военнослужащих и налаживание инфраструктуры военных городков будут способствовать сохранению офицерского костяка военной базы. Сегодня в Таджикистане для этого сделано уже немало. После активизации строительства социальных объектов, школ, детских садов, гостиниц резко увеличилось число семей, пожелавших остаться на месте службы своих мужчин. Вместе с тем кадровики отмечают уменьшение числа рапортов от офицеров с просьбой о переводе к новому месту службы.
http://www.redstar.ru/2006/10/17_10/2_02.html