В XVII веке, скрываясь от гонений официальной Церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец бежали в глухие заволжские леса. Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями. Наверное, поэтому им удалось сохранить древнюю допетровскую русскую культуру.
Починок Кулигинский (Кулига - значит, выжженная среди леса поляна) был образован в 1836 году. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек. Через год здесь появилась официальная Церковь, так как государство стремилось вернуть раскольников под крышу "правильной" Церкви, и починок приобрел статус села. В начале ХХ века здесь жило уже четыре тысячи старообрядцев. А теперь на весь Кезский район осталось три тысячи.
Здешние жители - беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество, по мнению староверов, - плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо читает на общих сборах древние дониконианские книги. У кулигинских староверов - старинные иконы, особые нательные крестики - отдельные для мужчин и женщин. Кулигинцы по-прежнему уверены, что все современное - греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки - все это появилось вместе с "новой верой". А вот брагу, сделанную без дрожжей и сахара, - употребляют.
На праздник местные жители достали из бабушкиных сундуков старинные костюмы. У Марии Селезневой, бывшей главы Кулигинской администрации, а ныне активистки спасения старообрядческой старины, - настоящий русский самотканый сарафан, которому уже два века.
При Кулигинской школе открыт музей старообрядческой культуры. Экспонаты собрала с помощью учеников учительница Екатерина Артемовна Гавшина. Это уникальное собрание предметов средневекового русского быта. Изучать его приезжают этнографы из Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, сколько ни пыталась местная администрация пробить хоть полставки для заведующей музеем, ничего не получилось.
Сейчас за спасение старообрядческой культуры в истоках Камы взялось Общество русской культуры Удмуртии. Эта общественная организация и провела совместно с соседними областями два межрегиональных фестиваля, которые должны стать традиционными.
http://www.ng.ru/ngregions/2006-10-02/20_kerzhaki.html