Торжественная церемония началась в десятом часу утра, когда кортеж с гробом императрицы двинулся из Петергофа, где в церкви Александра Невского прах Марии Федоровны находился последние два дня. Потом была остановка в Царском Селе, в Екатерининском дворце. Характерная деталь: в момент выезда кортежа из Царского Села с бастиона Петропавловской крепости в Петербурге был дан торжественный пушечный выстрел.
Кортеж прибыл в Исаакиевский собор, где и прошла панихида. Вел службу Патриарх Алексий II. В соборе к этому времени собралось несколько сотен приглашенных: представители семьи Романовых, царственных дворов Европы, Министерства культуры РФ, правительства Санкт-Петербурга. Однако в громаде Исаакия это казалось каплей в море.
"Мария Федоровна показала себя достойной супругой и матерью императоров, благотворителем и незаурядным дипломатом. И всегда думала о народе, - отметил перед началом панихиды Алексий II. - И лучшим памятником ей станет возрождение России".
"Это очень хорошо, что сегодня мы заполняем лакуну в нашей истории, - говорит министр культуры и массовых коммуникаций РФ Соколов. - Место в Петропавловском соборе рядом с гробницей Александра III долго оставалось свободным в ожидании его супруги. Теперь ее мечта упокоиться на родине воплотилась". А губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко высказала пожелание, чтобы гробница Марии Федоровны стала одним из самых почитаемых мест в Петербурге, так как императрица много сделала для российской культуры, образования и социального обеспечения.
В соборе второй раз прозвучала панихида. В 14.35 гроб с телом императрицы был опущен в могилу. Первую символическую горсть земли бросил Патриарх. В этот момент грянул торжественный салют из 31 залпа.
Прямая речь
Даниил Гранин, писатель:
История - это повествование о жизни народа, но наша история отличалась тем, что из нее все время выдирались какие-то страницы.
Какое-то время все, что было до 1917 года, вообще считалось мраком и тьмой, а история начиналась после Октябрьской революции. Были и другие перекосы: из истории были изъяты 1937 год, Сталин, Хрущев...
Это делалось в угоду злободневной политике, которая все время пыталась приспособить историю под свои, большей частью корыстные, а не научные нужды. Я думаю, что в этом контексте перезахоронение Марии Федоровны - это в какой-то мере стремление восстановить единство нашей истории, ее цельность как непрерывного повествования о жизни страны, народа российского. Где были и Романовы, и Октябрьская революция, и Ленин, и Сталин, и все остальное. В этом смысле это захоронение нельзя считать завершением истории, но это очень поучительный факт, как и захоронение покойного великого князя Владимира Кирилловича, и останков семьи Романовых в Петропавловском соборе: оно показывает независимое во многом от нас, разумное и естественное стремление самой истории восстановить свою цельность.
Я должен сказать, что это желание лежать в родной земле, которое для Марии Федоровны осуществилось спустя столько лет, может быть, для многих может выглядеть как-то мистически, но для меня лично оно очень симпатично. Нормальное человеческое желание. Я не знаю, насколько оно документально подтверждено, но я его понимаю: оно естественно для человека, тем более для представителя царствующего дома, который несет ответственность перед историей.
Я не идеалист: политики так просто не отступятся от истории. Всегда те или иные политики будут хотеть приспособить историю под свои личные интересы, интересы своей партии. Но вот поучительный пример: как бы они ни стремились это сделать, но все равно история сильнее. Она восстанавливает свою правду, свою справедливость.
Записал Владимир Угрюмов
http://www.rg.ru/2006/09/29/dagmar-princessa.html