Хотя, понятно, что руководством двигают, прежде всего, геоэкономические интересы. Ему важно и дальше стабилизировать энгергопотоки, идущие в Европу. Наше сырье - это то, что делает европейскую карту - козырной. "Энергетическая державность" прямо-таки подталкивает к активизации именно европейской политики. В Европе, понятное дело, также заинтересованы в этой стабилизации. Налицо коммерческая подоплека современной геополитики.
А, между тем, именно коммерческие интересы и могут стать тем подводным камнем, о который рискует наткнуться вся российская внешняя политика. Дело в том, что российским хозяйственным структурам трудно будет удержаться от соблазна прикупить энную толку европейской собственности. И толика эта грозит оказаться не такой уж и маленькой.
Недавно российский Внешторгбанк купил 5 %-ый пакет акций европейского аэрокосмического холдинга EADS. В самой Европе это встретили с очень большой настороженностью. Путину даже пришлось объясняться по этому поводу во время его визита во Францию. Президент заверил ЕС-овскую общественность в том, что россияне вовсе не намерены разрушать холдинг: "Мы не собираемся этого делать, это была лишь игра на рынке ценных бумаг и использование благоприятной конъюнктуры".
Некоторые наблюдатели считают, что "на ЕАДС положили глаз американцы. Не исключено, что с их подачи и закипели страсти: мол, Россия теперь будет стремиться править бал в корпорации". Да, сие не исключено. Как не стоит исключать и того, что в США будут и в дальнейшем пугать Европу коммерческими аппетитами российских компаний.
Европейцы очень неплохо воспринимают Россию в качестве стабильного и надежного поставщика сырья на свои рынки. Но как возможного скупщика европейской собственности нас воспримут очень плохо. И если опасность покажется достаточно серьезной, то и в Бонне, и в Париже тут же вспомнят о во многом уже похеренной "евроатлантической солидарности". Там постараются, совместно с США, решить "российскую проблему" в нужном ключе. То есть свести к минимуму зависимость европейских рынков от российского сырья.
Делать это могут по-разному. Мягкий вариант предполагает переключение сырьевых потоков. Над этим уже сегодня очень активно работают американцы. На днях в "Независимой газете" была опубликована статья, посвященная закрытому докладу "О вероятном сценарии действий США в отношении России в 2006-2008 годах". Утверждают, что его подготовили Валентин Фалин (бывший секретарь ЦК КПСС и посол СССР в ФРГ) и Геннадий Евстафьев (бывший сотрудник СВР, генерал-лейтенант в отставке). В докладе подробно характеризуется сценарий подрыва энергетического суверенитета РФ: "Эксперты полагают, что Соединенные Штаты будут продавливать решения о доступе альтернативных международных поставщиков энергоносителей к экспортной трубопроводной системе РФ. Вашингтон будет требовать приватизации предприятий ТЭКа и обязательного участия западных компаний в ней; активизирует реализацию проектов альтернативных путей транспортировки энергоносителей из Закавказья и Центральной Азии в Европу; попытается сорвать планы энергетического сотрудничества с Китаем. Очевидно, что США не откажутся от плана создания разветвленной инфраструктуры нефтегазового экспорта из стран Центральной Азии через Закавказье, Афганистан и Пакистан в обход России. Отсюда - ожидаемая активизация давления Вашингтона на Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Туркмению с целью парафирования соглашений о вводе в строй новых обходных транспортных путей. Параллельно будет идти судебное опротестование схем российских поставок энергоносителей через реализацию компромата на компании, участвующие в поставках российских нефти и газа".
Что ж, такой сценарий весьма вероятен. Но я бы не стал сбрасывать со счетов вероятность того, что решение "российской проблемы" пойдет по весьма жесткому сценарию. Имеется ввиду целенаправленная политика по ослаблению российского государственного единства - вплоть до развала самой Федерации. Кстати, сегодня все более популярной становится тема "русского сепаратизма". В соединении с другими сепаратизмами эта штучка способна взорвать РФ также, как "российский сепаратизм" взорвал в 1991 году СССР.
В случае, если РФ "распустят" (либо трансформируют в формально единую конфедерацию), то на огромных европейско-азиатских просторах России возникнут десятки карликовых и совершенно управляемых извне "государств". Они образуют идеальную (для Запада) транзитную сеть, которая будет гнать сырье по демпинговым ценам. Эти "государства" будут постоянно грызться друг с другом за транзит, что неимоверно облегчит задачу по их контролю.
Пример подобного образования перед нашими глазами - это нынешняя Украина. Она вполне управляема извне и во многом держится на транзите российского газа. Десять-пятнадцать таких вот украин - и проблема "суверенной демократии" и "энергетической сверхдержавы" будет полностью решена. А для этого понадобится десять-пятнадцать региональных оранжевых революций.
Как представляется, России не следует слишком уж тесно связывать себя с Европой. Последствия такого привязывания могут быть самыми разными. Гораздо более надежно сосредоточить основные свои усилия на освоении собственных территорий и интеграции бывших союзных республик. Между тем, на этом направлении результаты довольно-таки скромные. Огромные зауральские просторы не заселенны толком. Интеграция идет со скрипом. Так, премьер Янукович, на которого делали ставку многие патриоты-государственники, заявил в Брюсселе : "Я хотел бы, чтобы мы не путали создание таможенного союза с зоной свободной торговли. Я неоднократно отвечал на этот вопрос (вступление Украины в таможенный союз) в рамках ЕЭП: это противоречит украинской Конституции, и этого мы сделать никогда не будем. Сначала Украина должна стать членом ВТО, а затем мы намерены создать зону свободной торговли с ЕС". А ведь во время предвыборной кампании Партия регионов выступала в поддержку ЕЭП.
Между прочими, как пишет "НГ", авторы упомянутого уже доклада дают такие рекомендации: "Эксперты полагают, что Кремлю следует выдвинуть и организовать реализацию долгосрочной стратегии демократической модернизации в качестве ключевой миссии РФ на постсоветском пространстве и в мире в целом, а также переориентировать дипломатическую активность в СНГ на реально достижимые цели. Среди таковых - укрепление ЕЭП без Украины и создание в среднесрочной перспективе "конфедеративного ядра" Россия-Белоруссия-Казахстан с последующим подключением Узбекистана".
То есть что же, надо исключить Украину из процесса интеграции? Однако без этого никакая полноценная интеграция попросту невозможна. Отмахнувшись от Украины, отведя ей роль всего лишь транзитно-сырьевого коридора в Европу, мы рискуем получить абсолютно чуждую и даже враждебную нам страну. И если Запад решится всерьез сыграть против нас, то Украина может сыграть роль геополитического клина, направленного в грудь России.
Итак, у нас слишком много проблем в России и СНГ, чтобы излишне ретиво бежать в объятия европейских "друзей".
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28108&sq=19&crypt=