itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возможен ли межрелигиозный диалог?

Исламский мир весьма негативно откликнулся на высказывания Папы Римского

0
161
Время на чтение 3 минуты
Цунами бурных протестов, перетекавших в погромы, пронесся на днях по всему мусульманскому миру. Таким стал ответ правоверных на высказывания папы Бенедикта XVI о пророке Мухаммеде. В последние дни наметился некоторый отлив. Перейдет ли он в сколь-либо долговременный штиль или очередная буря всколыхнет чувства сотен миллионов пассионарных поклонников пророка?

Пресвятейшему папе можно поверить, когда он, словно оправдываясь, говорит, что не рассчитывал на подобную реакцию мусульман, приводя в своей лекции в Регенсбургском университете слова жившего в XIV веке византийского императора Мануила II Палеолога о "приказе пророка распространять мечом веру, которую он проповедовал". Мол, дела давно минувших столетий и даже тысячелетий. Но, как выясняется, что можно рядовому профессору - возбраняется понтифику.

Увы, но с этим придется считаться: религия, как собственно и политика, тем более религиозная политика, во многом проводятся в жизнь с помощью символов. Для десятков миллионов католиков и сам папа - главный символ и почти неоспоримый авторитет. А в мусульманском мире воспринимают его еще шире - как носителя и выразителя современного христианства в целом. Причем немало мусульман воспринимают папу таковым не без зависти, поскольку им тоже хотелось бы иметь столь же авторитетный и единый символ. Но не дано: нет в исламе подобной иерархии священнослужителей, потому и приходится им ориентироваться на авторитеты местные, нередко весьма сомнительные. Пророк же для них - символ и авторитет универсальный и незыблемый. Вот такая сложилась асимметрия символов - с разрывом в полтора тысячелетия.

Асимметрия в восприятии, в символах - асимметрия в поступках. И это тоже факт, с которым необходимо считаться. Ответом на слова, может быть, и не самые удачные, становятся массовые волнения и погромы, убийства людей (именно по этой причине была лишена жизни монахиня, благодетельствовавшая, кстати, в пользу мусульман в одном из приходов в Сомали). Примеров самого последнего времени тому масса, даже не стоит и перечислять. Комплекс неполноценности многих мусульман перед лицом технологически превосходящего их Запада трансформируется все в ту же асимметрию ответа на то, что они считают для себя "вызовами христианского Запада". Восприятие большинством мусульман событий 11 сентября в Америке лишь подтверждает живучесть этой асимметрии: средства и тактика террора в условиях осознания бесперспективности силового противостояния исламистских экстремистов Западу, увы, не вызывают широкого осуждения населения большинства мусульманских стран. И это тоже факт, с которым следует считаться.

Конечно, цивилизации, образно говоря, Севера и Юга разные. Но означает ли это, что конфликт между ними в перспективе неизбежен? Мало кто решится публично ответить на этот вопрос утвердительно. Но контуры угрозы такого столкновения сегодня прорисовываются все отчетливее. И история с папской лекцией - тому подтверждение: закомплексованность и пассионарность многих (конечно, не всех) последователей пророка становятся сегодня явным препятствием, преградой любым попыткам диалога, дискуссий и обсуждения реальных межрелигиозных и межцивилизационных проблем.

Лично я сомневаюсь, что лекция папы в Регенсбургском университете стала удачным приглашением к подобному диалогу, даже если она и задумывалась как таковое. Хоть и с оговорками о своем не полном согласии с тезисами Палеолога, но оперировал Бенедикт сомнительными символами: из анналов Средневековья можно добыть компромат и на самого византийского императора, время правления которого, по историческим меркам, почти совпадало с походами крестоносцев на Святую землю. Стоит ли удивляться тому, что отнюдь не радикалы, а вполне умеренные и серьезные исследователи поспешили обвинить папу в симпатиях именно к такого рода оценкам деяний пророка. Ведь поступил же его предшественник Иоанн Павел II иначе: находясь несколько лет назад с пасторским визитом в Сирии, он символично посетил одну из самых почитаемых мусульманами мечетей в Дамаске. Правда, и тогда не смолчали фундаменталисты: они обрушились с обвинениями на сирийские власти в том, что те якобы потворствовали "осквернению" святыни.

Вопрос межрелигиозного диалога безусловно связан с перспективой реформирования ислама, его модернизации. Попытки приобщения религии пророка к современной жизни пока весьма скромны, да и чаще всего наказуемы, а потому малореальны в странах с преобладающим населением, исповедующим ислам. Но они есть: пример тому Турция, где погоду делают правоверные умеренного толка, соседствующие с Европой и во многом ориентированные на нее самой жизнью. Эксперименты с поощрением "либерального ислама" в противовес фундаментализму достаточно удачно проводят власти Франции. Но это именно попытка адаптировать ислам к условиям светской европейской страны. Но и там, во Франции, происходит это не без проблем. Как показывает жизнь, взаимная толерантность - лекарство временное. Нужны взаимопонимание и диалог. До этого же, похоже, еще далеко.

Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН

http://www.mn.ru/issue.php?2006-36-6
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59