В этой связи можно рассмотреть и еще один вариант перебазирования части сил флота - в... Черногорию. Уже сейчас в этой стране активно циркулируют слухи о том, что в ближайшее время между правительствами двух стран будет подписано соглашение о строительстве на территории Черногории российской военно-морской базы. Косвенные признаки этого такие. Во-первых, в настоящее время граждане Российской Федерации активно скупают недвижимость в Черногории, причем не обязательно виллы, коттеджи и шикарные дома, но и магазины, землю, сельхозугодья, какие-то мелкие предприятия и т.д. По некоторым данным, западные инвестиции в экономику этой страны составляют всего 10-15% от суммы российских инвестиций. То есть, можно говорить о том, что Россия (кстати, одной из первых признавшая независимость этого государства) имеет крупные экономические интересы в Черногории и готова серьезно вкладываться в развитие ее экономики. И что-то подсказывает, что делается это отнюдь не из альтруистических побуждений, несмотря даже на то, что населяет Черногорию родственный, дружественный и единоверный нам славянский народ.
Если представить, что слухи о грядущем создании российской военно-морской базы в Черногории - вовсе даже не слухи, а отражение реальности, то следует задаться вопросами - а зачем России это нужно, где возможно размещение базы, каков состав сил и средств, планируемых к размещению и т.д.
Сразу следует сделать оговорку: если и перебазировать в Черногорию часть сил Черноморского флота, то лишь небольшую, вспомогательную при решении оперативно-стратегических задач. Причин тому - несколько. Во-первых, в Черногории не так уж и много мест, где можно разместить крупные силы флота. Это, прежде всего, Которская бухта с Тиватским заливом и район города Бар. Вот вид Которской бухты из космоса.
Видно, что бухта имеет сложную конфигурацию. Несколько проливов соединяет разные ее части между собой и с Адриатическим морем. Ширина самого узкого пролива, ведущего в Которский залив, не превышает 300 метров, что затрудняет маневр крупных кораблей. Таким образом, непосредственно в Которе можно разместить лишь штаб группировки да корабли бригады охраны водного района (малые противолодочные корабли, ракетные катера и т.д.). Основная же группировка может быть размещена в Тивате. К тому же, на основе международного аэропорта Тивата можно создать авиабазу и дислоцировать на ней авиагруппировку смешанного состава, состоящую из истребителей Су-27, бомбардировщиков Су-24, вертолетов (возможно и противолодочных) и, возможно, из нескольких Ту-142 или Ил-38. На возвышенностях вокруг Тивата возможно размещение дивизиона ЗРК С-300, а вход в бухту будет обеспечивать дивизион 130-мм береговых артиллерийских комплексов.
Физико-географические условия Которской бухт, в основном, благоприятны для размещения в ней сил флота. Средняя глубина бухты - 27,3 м. (самый мелкий участок - 19 метров, самый глубокий - 60). Грунт дна также благоприятен для стоянки кораблей. В Которском заливе отсутствуют сформированные течения. Существующие носят непостоянный характер и зависят от времени приливов и отливов. К лету их сила немного возрастает. На южной стороне входа в бухту присутствует поток, движущийся на северо-запад со скоростью в 1 км/ч. Сильное течение, способное в проливах достигать скорости 4 км/ч, формируется, прежде всего, после сильных ливней и движется изнутри залива в сторону западного берега входа в залив.
Основным недостатком такого размещения видится легкость перекрытия выхода из бухты в Адриатику в случае резкого и внезапного обострения обстановки. Есть и другой вариант размещения российской ВМБ в Черногории - в г.Бар.
Здесь уже есть инфраструктура, которую можно использовать для размещения военно-морской группировки, да и выход в Адриатику здесь полегче. Кроме того, город Бар находится как раз напротив итальянского Барии, где размещена крупная военная база НАТО. Однако в районе Бара необходимо строить военный аэродром для авиадивизии прикрытия.
Но не стоит зацикливаться на Адриатике, ведь это - не основной ТВД Средиземноморья. Выход из Адриатического моря на оперативный простор может быть в течение нескольких часов перекрыт тральным дивизионом. Этот фактор является, пожалуй, основным препятствием для размещения основных сил флота в Черногории. Таким образом, часть сил флота в Черногории должна играть вспомогательную роль и отвлекать крупные силы наших потенциальных противников от района Восточного Средиземноморья, жизненно важного для России. Кроме того, в мирное время корабли "черногорской эскадры" могут выполнять задачи по совместной охране морских границ Черногории с кораблями ВМС этого государство. Ведь известно, что в наследство от развалившейся Югославии Черногории достался флот, который с трудом может выполнять даже такую задачу.
Присутствие крупных российских военно-морских сил в Средиземном море жизненно необходимо России для обеспечения безопасности своих южных и юго-западных районов. Раньше, до 1991 года, в Средиземном море находилась 5-я Оперативная эскадра, сформированная в 1967 году и численность которой никогда не опускалась ниже 50 вымпелов. В 1991 году ситуация изменилась, и Россия отозвала и расформировала эскадру. Однако США в ответ на это лишь усилили свое присутствие в Средиземном море, чем создали дополнительную угрозу безопасности России. Теперь ситуация изменилась, и Россия серьезно подумывает о том, чтобы вернуться в Средиземное море на постоянной основе. Наиболее важный в стратегическом отношении район для России - Восточное Средиземноморье, так сказать, дальние подступы к рубежам Отечества. Именно здесь разумно держать крупнее силы, которые, "в случае чего" нейтрализуют находящийся в Средизменом море 6-й флот США, в том числе и подлодки "Лос-Анжелес" с "Томагавками" на борту. Однако одной базы в Средиземном море мало, необходима еще как минимум одна. И Черногория - не самое плохое место для нее.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=27664&sq=19&crypt=