itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В необходимости служения священников в Армии и на Флоте сейчас уверены все

0
172
Время на чтение 3 минуты
- Отец Алексий, большинству из нас практически ничего не известно ни об истории, ни о специфике пастырской работы на военно-морском флоте. С чего бы вы начали этот разговор?

- Знаковых, символических событий в последние годы было уже немало. Были походы священников и даже епископов на кораблях и подводных лодках, были освящения кораблей и знамен. Но если в течение нескольких лет мы не наладим постоянную, систематическую работу в каждом гарнизоне и подразделении, люди начнут уставать от "только символического". Поэтому очень важно понять, каково место военного священника на корабле или в части, зачем он там находится, что он делает каждый день. Простого ответа на эти вопросы у меня нет. Думаю, мы все еще только ищем эти ответы. Но в необходимости служения священников в армии и на флоте сейчас уверены все.

Санкт-Петербург - морская столица России. Иеромонахи Александро-Невской лавры были первыми священниками на кораблях строившегося Петром I флота. И сегодня в нашем городе духовное окормление необходимо курсантам Высших военно-морских и кадетских училищ, бригадам кораблей и учебным отрядам, работникам морского порта и судоверфей, морякам торгового флота, членам общественных и ветеранских организаций и многим другим людям, имеющим отношение к морю. Сейчас это "море" работы как-то координируется соответствующим епархиальным отделом. Но я считаю, что главным центром для военно-морского духовенства Петербурга, да и всей России, должен быть храм.

К 200-летию Российского флота в Кронштадте был заложен Николаевский Морской собор. И сегодня наша задача заключается не в том, чтобы моряки "вернули собор верующим", а в том, чтобы моряков собрать для возрождения собора как главного морского храма России.

Есть в Петербурге и другие исторические военно-морские храмы, которые тоже ждут возобновления православной жизни на флоте. Решение этой задачи, на мой взгляд, лучше всего было бы начать с создания Приходского собрания из военных моряков.

Порой в нашей организационной работе незримо присутствует противопоставление "моряков" и "верующих". Например, существует практика подписания соглашений между военными подразделениями и соответствующими синодальным или епархиальным отделами. Без сомнения, это помогает нам в работе. Армия - структура иерархическая, и если вышестоящее подразделение подписало такое соглашение, то это хорошая поддержка для сотрудничества на местном уровне. А когда люди общаются друг с другом и между ними возникает доброжелательное отношение, начинают строиться какие-то совместные планы. Однако все это выглядит так, как будто две различные организации - армия и Церковь - налаживают сотрудничество. Но ведь военные - это и есть православные! Церковь по отношению к ним не является какой-то "внешней" организацией. Поэтому наша задача - превратить "стихийное" православие наших военнослужащих в открытую и активную социально-значимую позицию.

- В чем заключаются особенности пастырского окормления военных моряков?

- Я ходил на военном корабле по Балтике, служил молебны и панихиды. Священник на корабле - особый человек. Рядом с ним каждый ощущает себя перед лицом Церкви, и благодаря его присутствию в повседневной корабельной жизни возникает как бы другое измерение. На корабле тогда есть не только командиры и подчиненные, не только ежедневный тяжелый морской труд и, зачастую, сильное психологическое нап ряжение, но и есть человек, несущий высшие христианские ценности, олицетворяющий дружелюбную, мирную гражданскую жизнь. Пусть никто сначала особенно с ним не общается, не исповедуется, но в жизни корабля открывается новая страница. Священник может выступать и смягчающим звеном, если в коллективе возникают какие-то трения. Рядом с ним, служащим "ради Христа", и дедовщины, и суицидов, возможно, будет меньше. С одной стороны, его все уважают, начиная от командира корабля, командира части, с другой стороны, он не в этой иерархии, он ни от кого не зависит, ничего кроме христианских ценностей не защищает. И такая его независимость очень важна.

- Удастся ли сохранить эту независимость, если деятельность военного духовенства будет регулироваться отдельным законом, о чем в последнее время было немало дебатов?

- Не думаю, что будет хорошо, если законом будет "введено" военное духовенство. Обычно русский человек закону не доверяет и противится ему, и этим могут воспользоваться наши противники.

Иногда приводят нам в пример капелланов в западных армиях. Но капеллан обычно живет вместе с личным составом: встает в семь, бежит на зарядку, завтракает со всеми в столовой и целый день проводит в расположении части. Возможно, мы найдем трех-четырех иеромонахов или священников, которые будут на это согласны. Но все равно это будет только символическим событием и долго это не продлится.
Пока что у нас военными священниками являются обычные приходские священники. Если церковь находится неподалеку от воинской части, то ее священник и посещает воинскую часть, занимается с личным составом и семьями. А ему помогают храм восстанавливать то рабочей силой, то материалами. Так все и возрастают в православном служении. Конечно, военным священникам необходимо дополнительное образование - сборы, семинары. Священники должны ясно представлять себе армейские проблемы, например, причины дедовщины и т.п.

- Сколько в вашей епархии должно быть "флотских" священников, чтобы в полной мере обеспечивать окормление военных моряков?

- У нас много морских объектов. Я думаю, что для этой работы епархии необходимо 15 священников. Сегодня священников, постоянно работающих с военными моряками, в три раза меньше. Надеюсь, понемногу мы это положение исправим.

Беседовал Сергей Чапнин

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1886
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Протоиерей Алексий Крылов
Она так возлюбила Бога, что душу свою положила за людей
Воспоминание о матушке схимонахине Феодосии протоиерея Алексия Крылова, клирика Московской епархии Воскресенского благочиния храма во имя Иоанна Златоустого
18.05.2016
Все статьи Протоиерей Алексий Крылов
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Советский недобиток
03.02.2023 06:49
К 125-летию Аллы Тарасовой
Новый комментарий от Советский недобиток
03.02.2023 06:40
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Советский недобиток
03.02.2023 06:22
Наступление России
Новый комментарий от учитель
03.02.2023 05:15
Дух антихриста царствует в мире
Новый комментарий от Егоров
03.02.2023 01:05
Грозный Сталинград
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 01:03
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 00:59