Бог из кинопроектора

Кшиштоф Кеслевский предложил зрителю множество образов Всевышнего

Ольга Никитина 
0
07.09.2006 127
Размышления о Боге стали одним из основных мотивов творчества режиссера Кшиштофа Кеслевского. В своих фильмах он пытался сказать, что каждый видит всевышнего по-своему.

В этом году исполнилось десять лет со дня смерти польского режиссера Кшиштофа Кеслевского, мастера современного европейского интеллектуального кино. Среди его многочисленных работ есть и такие, центром которых являются размышления о запредельном, о Боге. Кеслевский, будучи верующим человеком, в то же время не принадлежал к какой-то конкретной религии или христианской конфессии.

Кшиштоф Кеслевский родился 27 июня 1941 г. в Варшаве, в семье инженера-строителя, его мать была служащей. В 1969 г. он окончил режиссерское отделение Государственной киношколы в Лодзи, в которой снял свои первые короткометражные ленты: "Учреждение", "Трамвай", "Концерт по заявкам" и др. За ними последовала серия документальных картин, посвященных острой социальной проблематике: "Из города Лодзи" (1969), "Я был солдатом" (1970), "Фабрика" (1970). В своей магистерской работе он писал: "Можно себе представить, что жизнь каждого человека - это фабула. Для чего нужно придумывать действие, если оно уже существует в жизни? Его нужно просто запечатлеть".

Однако уже в конце 1970 - начале 1980-х гг. в его творчестве происходит перелом, наступает новая эра. Режиссер определяет для себя новые приоритеты: одним из основных мотивов его творчества становится размышление о Боге.

Вышедший на экраны в 1988 г. фильм "Декалог" ("Десять заповедей") - один из наиболее ярких тому примеров. Это был сериал, снятый специально для польского телевидения, но получивший известность во всем мире. "Декалог" - своего рода реакция на моральный упадок и растерянность польского общества после отмены военного положения в стране (это произошло в 1983 г. - "НГ"). В фильме десять серий в соответствии с десятью заповедями Моисея.

Именно в его первой серии "Не сотвори себе кумира" звучит вопрос, который станет одним из определяющих для всего творчества Кеслевского: "Кто это - Бог?" Этот вопрос в первой серии задает десятилетний Павел, некий проводник между горним и дольним. Отец Павла - инженер, он знает ответы на все вопросы сына, кроме главного - кто такой Бог.

Вообще в фильмах Кеслевского много "образов" богов, его персонажи буквально окружены ими. Богами становятся как предметы, так и люди. В фильме "Красный" (1996), последней части известной трилогии "Три цвета" (и последнем фильме самого режиссера), Бог появляется на сцене как судья на пенсии. Он шпионит за соседями, подслушивая и записывая телефонные разговоры. Бог-судья - образ, вообще характерный для западной христианской традиции. Однако христианский Бог - прежде всего Бог любящий, тогда как в фильме "Красное" он скорее мизантроп, окончательно разочарованный в человечестве.

Во время работы над картиной режиссер объяснял Ирен Жакоб, исполнявшей роль главной героини фильма: "Я бы хотел, чтобы ты думала, что этот человек выносит божий приговор. Представь себе, что такое надежда. Это вера в чью-то доброту".

Однако Бог-судья в картине отнюдь не добр. Он не останавливает героиню, заведомо зная, что теплоход, на котором она отправится в путешествие, потерпит кораблекрушение. Катастрофа и спасение героини в конце фильма (наряду с героями первых двух частей трилогии) напоминает библейскую историю Ноева ковчега. Спасенными, как и в Ветхом Завете, оказываются лишь избранные, те, кто еще способен любить и верить...

В конце жизни Кеслевский совместно с Кшиштофом Песевичем написал сценарий к очередной трилогии о Боге - "Рай. Ад. Чистилище". Однако при его жизни ни одна из частей фильма не вышла на экраны. Лишь в 2002 году немецкий режиссер Том Тыквер снял "Рай", а совсем недавно, в 2005-м, Данис Танович предложил вниманию зрителей фильм "Ад".

Фильм Тыквера - это, пожалуй, последняя попытка Кеслевского сказать что-то о Боге. Главная героиня картины берет на себя "право Бога" наказывать людей за грехи, чтобы восстановить справедливость. Она решает, что вправе отомстить торговцу наркотиками - убийце своего мужа-наркомана, и подбрасывает к нему в контору взрывное устройство. Однако по какой-то случайности от взрыва погибают четыре невинных человека. Видимо, в этом и есть задуманная режиссером справедливость. Вопросы наказания и справедливости - прерогатива не человека, а Бога...

Пожалуй, в своих фильмах польский режиссер все-таки нашел ответ на вопрос "Кто это - Бог?" Бог в его фильмах - грозный ветхозаветный Яхве, наказывающий человека за грехи. Сам Кеслевский говорил об этом: "Чаще всего я представляю себе Бога из Ветхого Завета, который беспощадно требует исполнения данных Им заповедей, необходимых человеку для того, чтобы выжить. Бог Ветхого Завета оставляет человеку много свободы и вместе с тем требует большой ответственности. Посмотри, как ты пользуешься этой свободой, а потом получи либо награду, либо наказание... Это образ Бога для таких людей, как я: слабых, ищущих, несведущих".

Но в то же время во всех своих картинах он не мог ограничиться лишь пессимистической констатацией того, "что есть", не оставив хотя бы малой надежды на торжество добра. В его картинах есть место и христианскому "Богу любви".

В первой серии "Декалога" Павел спрашивает у своей тети: "Кто это - Бог?", она, смутившись на мгновение, прижимает мальчика к себе и спрашивает: "Что ты чувствуешь?" - "Что ты меня любишь", - отвечает Павел, а в ответ слышит: "Именно в этом Он и есть". Подобным образом в "Красном" в конце фильма героине все же удается пробудить чувство любви и жалости к человечеству у судьи-мизантропа. В сценарии к фильму "Рай" герои спасаются из, казалось бы, безвыходной ситуации, взмывая в небо на вертолете все выше и выше над землей, в небо, в Рай.

В своих фильмах Кеслевский словно пытался сказать зрителю: у каждого из нас свой Бог, и каждый видит его по-своему. Он считал, что наша цель - не разобраться в том, кто или что это, а просто верить в то, что "это" есть.

Ольга Никитина - историк, сценарист.

http://religion.ng.ru/art/2006-09-06/6_kino.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Никитина
Бог из кинопроектора
Кшиштоф Кеслевский предложил зрителю множество образов Всевышнего
07.09.2006
Французский священник на чувашской земле
Беседа об удивительной судьбе известного французского священника Отца Василия.
29.12.2004
Все статьи Ольга Никитина
Последние комментарии
Время пришло!
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 17:38
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
27.01.2022 15:23
Идеи Маркса и большая кровь в России
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:57
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Константин В.
27.01.2022 14:42
«Хочется надеяться, что подобное не превратится в систему»
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:31
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 13:30
«Юридическая мина»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.01.2022 12:12