В этом году исполнилось десять лет со дня смерти польского режиссера Кшиштофа Кеслевского, мастера современного европейского интеллектуального кино. Среди его многочисленных работ есть и такие, центром которых являются размышления о запредельном, о Боге. Кеслевский, будучи верующим человеком, в то же время не принадлежал к какой-то конкретной религии или христианской конфессии.
Кшиштоф Кеслевский родился 27 июня 1941 г. в Варшаве, в семье инженера-строителя, его мать была служащей. В 1969 г. он окончил режиссерское отделение Государственной киношколы в Лодзи, в которой снял свои первые короткометражные ленты: "Учреждение", "Трамвай", "Концерт по заявкам" и др. За ними последовала серия документальных картин, посвященных острой социальной проблематике: "Из города Лодзи" (1969), "Я был солдатом" (1970), "Фабрика" (1970). В своей магистерской работе он писал: "Можно себе представить, что жизнь каждого человека - это фабула. Для чего нужно придумывать действие, если оно уже существует в жизни? Его нужно просто запечатлеть".
Однако уже в конце 1970 - начале 1980-х гг. в его творчестве происходит перелом, наступает новая эра. Режиссер определяет для себя новые приоритеты: одним из основных мотивов его творчества становится размышление о Боге.
Вышедший на экраны в 1988 г. фильм "Декалог" ("Десять заповедей") - один из наиболее ярких тому примеров. Это был сериал, снятый специально для польского телевидения, но получивший известность во всем мире. "Декалог" - своего рода реакция на моральный упадок и растерянность польского общества после отмены военного положения в стране (это произошло в 1983 г. - "НГ"). В фильме десять серий в соответствии с десятью заповедями Моисея.
Именно в его первой серии "Не сотвори себе кумира" звучит вопрос, который станет одним из определяющих для всего творчества Кеслевского: "Кто это - Бог?" Этот вопрос в первой серии задает десятилетний Павел, некий проводник между горним и дольним. Отец Павла - инженер, он знает ответы на все вопросы сына, кроме главного - кто такой Бог.
Вообще в фильмах Кеслевского много "образов" богов, его персонажи буквально окружены ими. Богами становятся как предметы, так и люди. В фильме "Красный" (1996), последней части известной трилогии "Три цвета" (и последнем фильме самого режиссера), Бог появляется на сцене как судья на пенсии. Он шпионит за соседями, подслушивая и записывая телефонные разговоры. Бог-судья - образ, вообще характерный для западной христианской традиции. Однако христианский Бог - прежде всего Бог любящий, тогда как в фильме "Красное" он скорее мизантроп, окончательно разочарованный в человечестве.
Во время работы над картиной режиссер объяснял Ирен Жакоб, исполнявшей роль главной героини фильма: "Я бы хотел, чтобы ты думала, что этот человек выносит божий приговор. Представь себе, что такое надежда. Это вера в чью-то доброту".
Однако Бог-судья в картине отнюдь не добр. Он не останавливает героиню, заведомо зная, что теплоход, на котором она отправится в путешествие, потерпит кораблекрушение. Катастрофа и спасение героини в конце фильма (наряду с героями первых двух частей трилогии) напоминает библейскую историю Ноева ковчега. Спасенными, как и в Ветхом Завете, оказываются лишь избранные, те, кто еще способен любить и верить...
В конце жизни Кеслевский совместно с Кшиштофом Песевичем написал сценарий к очередной трилогии о Боге - "Рай. Ад. Чистилище". Однако при его жизни ни одна из частей фильма не вышла на экраны. Лишь в 2002 году немецкий режиссер Том Тыквер снял "Рай", а совсем недавно, в 2005-м, Данис Танович предложил вниманию зрителей фильм "Ад".
Фильм Тыквера - это, пожалуй, последняя попытка Кеслевского сказать что-то о Боге. Главная героиня картины берет на себя "право Бога" наказывать людей за грехи, чтобы восстановить справедливость. Она решает, что вправе отомстить торговцу наркотиками - убийце своего мужа-наркомана, и подбрасывает к нему в контору взрывное устройство. Однако по какой-то случайности от взрыва погибают четыре невинных человека. Видимо, в этом и есть задуманная режиссером справедливость. Вопросы наказания и справедливости - прерогатива не человека, а Бога...
Пожалуй, в своих фильмах польский режиссер все-таки нашел ответ на вопрос "Кто это - Бог?" Бог в его фильмах - грозный ветхозаветный Яхве, наказывающий человека за грехи. Сам Кеслевский говорил об этом: "Чаще всего я представляю себе Бога из Ветхого Завета, который беспощадно требует исполнения данных Им заповедей, необходимых человеку для того, чтобы выжить. Бог Ветхого Завета оставляет человеку много свободы и вместе с тем требует большой ответственности. Посмотри, как ты пользуешься этой свободой, а потом получи либо награду, либо наказание... Это образ Бога для таких людей, как я: слабых, ищущих, несведущих".
Но в то же время во всех своих картинах он не мог ограничиться лишь пессимистической констатацией того, "что есть", не оставив хотя бы малой надежды на торжество добра. В его картинах есть место и христианскому "Богу любви".
В первой серии "Декалога" Павел спрашивает у своей тети: "Кто это - Бог?", она, смутившись на мгновение, прижимает мальчика к себе и спрашивает: "Что ты чувствуешь?" - "Что ты меня любишь", - отвечает Павел, а в ответ слышит: "Именно в этом Он и есть". Подобным образом в "Красном" в конце фильма героине все же удается пробудить чувство любви и жалости к человечеству у судьи-мизантропа. В сценарии к фильму "Рай" герои спасаются из, казалось бы, безвыходной ситуации, взмывая в небо на вертолете все выше и выше над землей, в небо, в Рай.
В своих фильмах Кеслевский словно пытался сказать зрителю: у каждого из нас свой Бог, и каждый видит его по-своему. Он считал, что наша цель - не разобраться в том, кто или что это, а просто верить в то, что "это" есть.
Ольга Никитина - историк, сценарист.
http://religion.ng.ru/art/2006-09-06/6_kino.html