itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"На этом все держалось"

Летний отдых наших детей

0
144
Время на чтение 7 минут
Гость нашей редакции - руководитель скаутского движения Республики Коми Сергей Таскаев. После того как городские власти Сыктывкара отняли у его Ассоциации следопытов все помещения, наши скауты переживают не лучшие времена. Тем не менее Сергей продолжает начатую много лет назад работу по нравственному и патриотическому воспитанию детей. В этом году он возглавил одну из смен в православном лагере с.Визябож.

Епархия имеет там, на берегу Вычегды, красивую дачу, небольшой комплекс зданий, где седьмой год подряд все лето живут дети. Вспоминается, сколько иронии вкладывали местные СМИ в сообщения о том, что владыка строит для себя загородную резиденцию. Оказалось, не для себя.

Республика Визябож

- Сергей, по какому принципу принимаются дети в Визябожский детский лагерь?

- Мы называем его "Республика Визябож". Детей туда отправляют приходские священники Коми, цена путевки невысока - 1300 рублей за 12 дней. Однако родители примерно трети ребят, которые побывали в моей смене, не смогли собрать и этих денег. Так что владыка Питирим благословил принять их бесплатно.

- Какими были условия отдыха?

- Было прекрасное питание, потому что у нас достаточно много благотворителей, помимо правительства республики. Продуктовые базы присылали соки, сладости, арбузы, бананы и так далее. На каждой трапезе все это выкладывалось на столы. Девочки и малыши жили в каменном доме владыки, он теплый, удобный. Мальчишки постарше разместились в домиках, где раз или два пришлось затопить печки, - холодное нынче выдалось лето.

- Кто из священников окормлял лагерь?

- В нашей - третьей - смене это был о.Александр Никитенко, священник из Нижнего Чова (на фото). Он в прошлом милиционер, но опыт общения с детьми имеет - у него и своих несколько. Он принимал детскую исповедь, окрестил четверых ребят. В начале и конце дня вычитывались утреннее и вечернее правила, довольно основательные, на полчаса каждое. Самые маленькие, когда становилось невмоготу, усаживались на стульчики, и самым старшим мальчишкам было тяжеловато, внимание рассеивалось, а послушание в этом возрасте слабеет. Было не всегда просто объяснить, что нужно вести себя по-христиански. Остальные держались очень хорошо.

Мне, надо сказать, и самому было не всегда просто отстоять правило, хотелось выйти, подвигаться. Но я ловил себя на мысли, что вот постоишь, помолишься и какие-то страсти, эмоции улягутся. Значение этих молитв велико даже для тех, кто не воцерковлен, кому приходится себя принуждать. Молитвы организовывали жизнь лагеря, задавали ей тон.

Утро начиналось с удара колокола, потом он еще и еще звучал в течение дня, например, созывая на трапезу, во время которой читали вслух детские православные книги. Говоря об особенностях "Республики Визябож", можно назвать запрет, которого в обычных лагерях не существует, на проведение дискотек. Поначалу, один-два дня, ребята пытались протестовать, мол, как же нам без танцев, но потом выяснилось, что ничего страшного. Возможностей общаться было предостаточно, а выплясывать под современные ритмы - этого и дома хватает.

- Какие в таком случае были развлечения?

- Ну, например, на детской площадке у нас стоит корабль с алыми парусами, дети, особенно маленькие, из него не вылазили. Там и кубрики какие-то, каюты, трюмы. Большое такое судно - метров пятнадцать в длину, внутри очень интересно. В нашу смену солнышко только на один день выглянуло, и мы его, конечно, использовали по полной: в поход сходили, искупались, порыбачили. К сожалению, удалось съездить в традиционное паломничество по святым местам Коми. Зато было нечто новое, приятное - наши мальчишки из старшего отряда "Орлы" нашли общий язык с местными ребятами, объединил их футбол.

Под конец "Орлы" сочинили песню о лагере:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто, нам было просто невдомек,
Что есть на Севере, на Вычегде далекой,
Один прекрасный православный уголок.


А припев такой:

А я в Визябож опять хочу,
Я так давно "Орлов" не видел,
Хотя и дома я вовсе не грущу,
Но я люблю тебя, Визябож.

Сами мальчишки сочинили, на мотив военной песни.

Труд и молитва

- В чем вы видите различие между "Республикой Визябож" и теми скаутскими лагерями, которые вы прежде организовывали?

- Я убежден, что лет с четырнадцати дети должны уже исполнять посильную работу в летних лагерях. Девочки у нас, в Визябоже, правда, мыли посуду, но мальчики задействованы практически не были. Нельзя! Почему? Есть ограничения для оздоровительных лагерей, в первую очередь, финансируемых государством, как в Визябоже. Детям запрещено, например, колоть дрова, поднимать какие-то тяжести, хотя любой деревенский мальчишка всем этим занимается. Вряд ли эти ограничения идут на пользу. По опыту нашего скаутского движения скажу, что работа, особенно по восстановлению храмов, окрыляет душу ребенка.

Разумеется, речь идет о добровольном труде. У нас с удовольствием работали даже те дети, которые по жизни не слишком приучены себя утруждать. Более того, мы брали с собой юных правонарушителей, которые втягивались в работу, учились стирать свое белье, хотя, конечно, им непросто было смиряться с некоторыми ограничениями, например с тем, что нельзя курить у костра.

Правда, они заявляли, что вот, мол, вернемся обратно в город и будем опять себя вести по-старому. Но после православного, ориентированного на воспитание нравственности лагеря у подростка появляется выбор. Он будет знать, что необязательно воровать и прочее, чтобы чувствовать свою жизнь наполненной. Они ведь не из жадности воруют. Там своя романтика.

Задача лагерей - не перевоспитать; это невозможно сделать ни за две недели, ни за месяц. Задача - открыть перед парнем, девушкой те несколько хороших дорог, которые он прежде не замечал. А уж по какой идти - он, конечно, сам решит.

- Чем удавалось заменить в Визябоже воздействие труда?

- Была планка духовная, которая насильно не навязывалась, но она все равно как-то подтягивала. На мой взгляд, когда в летнем лагере такое внимание уделяется нравственному воспитанию, это очень многое дает. Второе: у наших детей был минимум свободного времени, когда они могли болтаться. В этом году нам очень помог Институт развития образования, с которым епархия заключила договор о сотрудничестве. Приехали опытные педагоги, привезли сценарии самых разных мероприятий, фильмы, книги - все это было использовано, получилось интересно.

Но вообще - на этой мысли я настаиваю - дети должны летом работать. Нужно ямы копать, деревья сажать, что-то делать за оплату. Скажу банальность: труд - основа нравственности. Возьмем наши республиканские летние лагеря "Гренада" и "Чайка", где целая армия поваров, воспитателей, вожатых помогала ребятам бездельничать. Чем это закончилось? В конце июля в "Гренаде" дети, напившись, начали бить стекла в домиках, причем пьяными были как мальчики, так и девочки... условно говоря, "мальчики" и "девочки". Иным детдомовцам - по двадцать лет. Это старшим. А младшим - по три года. И вот их сгрудили вместе, приказали отдыхать.

Когда приехала милиция, то, подавив сопротивление, изъяла ножи, заточки. Не знаю, какие выводы из случившегося были сделаны, но через неделю ситуация в еще более тяжелой форме повторилась в "Чайке". Там пьяные подростки одного милиционера повалили на землю и начали бить ногами, второму набросили куртку на голову, попытавшись отнять табельный пистолет. Только после того, как милиционер начал стрелять в воздух, удалось слегка утихомирить нападавших.

Ну а что в этих лагерях ночью происходило, можно только догадываться. Надо думать, не одна девочка лишилась невинности. Вот результаты безделья и полного пренебрежения духовным воспитанием. Очень часто пьянки скрываются, чтобы работники лагеря не лишились премий, но здесь все вышло из-под контроля.

- Что можно предложить, чтобы такого не происходило?

- Как минимум педагоги из детских домов должны выезжать вместе с детьми. Они с ними работают, знают их внутренний мир. А тут ребята мало того что оторваны от родителей, но еще и от тех, кто хоть сколько-то их знает. На лето их доверяют каким-то случайным людям, которые и по именам-то не всех своих подопечных помнят, не говоря о том, что у них тоже лето - они тоже отдыхают. Дети практически полностью предоставлены сами себе. День и ночь безделье и бесконтрольность их развращают. Так чего нам ждать в итоге?

Кроме педагогов из детских домов, в таких лагерях должен присутствовать хотя бы один инспектор из отдела по работе с несовершеннолетними. У них методики разрабатываются со времен Макаренко, есть опыт. Нужно привлекать и других серьезных специалистов, умеющих занять детей и подростков, отвлечь их от всякой дряни, заранее готовить педотряды, продумывать каждый день в лагере. Договариваться с Церковью о духовном окормлении. Священник может не до каждого достучаться, но если серьезно возьмется за дело, он способен сформировать духовное ядро в каждом отряде.

Понимаете, работа с детьми, как и любая другая, держится на одном принципе. Сколько вложишь труда, душевных, умственных сил, такой будет и отдача. А нет, так можно, конечно, все свалить на объективные обстоятельства. Мол, дети ужасные.

- Наверное, сейчас очень многое изменилось со времен моего детства. Я не раз был в лагерях с ребятами из детдомов. Они были даже лучше воспитаны, чем те из нас, кто жил с родителями. А вот вожатые не изменились. Помню, как у нас они открыто курили анашу, но это детей как-то очень мало задевало. Не помню, чтобы кто-то стремился им подражать. Было сознание, что можно делать, скажем, в 12-14 лет, а что нельзя. Курить, считали, можно. Но не наркотики. Целоваться с девочками можно. Но не более.

- Сейчас все изменилось. В отношении ребят из детских домов фантазии у организаторов обычно хватает только на бесцельное вбрасывание денег, а туда попадают дети из страшных, разложившихся семей, и вот летом их еще раз оставляют, гоняют из лагеря в лагерь. Но это лишь часть проблемы. Думаете, только детдомовские дети сложные? Нет, и в православных лагерях они очень разные, здесь не нужно иллюзий, распусти их - все рухнет. Просто православные педагоги намного ответственнее. Они не ограничиваются замечаниями: "Ты так больше не делай". Дети у нас те же самые, что и в других лагерях, просто в них вкладывается больше сил и молитв.

А за пределами православных лагерей, там везде одна политика проводится. Мы пытаемся оградить детей от труда, от нравственного воспитания, а на самом деле создаем вокруг них такую пустоту, что расплата неминуема. Безделье развращает и утомляет. За три месяца дети полностью развинчиваются. Кто работал в школе, знает, что весь сентябрь уходит на то, чтобы заново научить элементарным правилам поведения. Самая частая реплика со стороны учителей в это время: "До чего же ты разболтался!"

К лету нужно относиться как к педагогическому процессу, а не отдыху от него, когда мы, взрослые, расслабляемся, дети расслабляются, а потом за голову хватаемся. А ведь можно по-другому. Я абсолютно убежден, что у детей должен быть яркий пример, такой лучик, как "Республика Визябож", где они почти две недели хорошо питались, находились в здоровой атмосфере, молились. Нет, их не переделать за эти несколько дней, но яркое, теплое воспоминание останется, несмотря на отсутствие солнца, как это случилось нынче.

Беседовал Владимир ГРИГОРЯН

http://www.vera.mrezha.ru/522/15.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31