Епархия имеет там, на берегу Вычегды, красивую дачу, небольшой комплекс зданий, где седьмой год подряд все лето живут дети. Вспоминается, сколько иронии вкладывали местные СМИ в сообщения о том, что владыка строит для себя загородную резиденцию. Оказалось, не для себя.
Республика Визябож
- Сергей, по какому принципу принимаются дети в Визябожский детский лагерь?- Мы называем его "Республика Визябож". Детей туда отправляют приходские священники Коми, цена путевки невысока - 1300 рублей за 12 дней. Однако родители примерно трети ребят, которые побывали в моей смене, не смогли собрать и этих денег. Так что владыка Питирим благословил принять их бесплатно.
- Какими были условия отдыха?
- Было прекрасное питание, потому что у нас достаточно много благотворителей, помимо правительства республики. Продуктовые базы присылали соки, сладости, арбузы, бананы и так далее. На каждой трапезе все это выкладывалось на столы. Девочки и малыши жили в каменном доме владыки, он теплый, удобный. Мальчишки постарше разместились в домиках, где раз или два пришлось затопить печки, - холодное нынче выдалось лето.
- Кто из священников окормлял лагерь?
- В нашей - третьей - смене это был о.Александр Никитенко, священник из Нижнего Чова (на фото). Он в прошлом милиционер, но опыт общения с детьми имеет - у него и своих несколько. Он принимал детскую исповедь, окрестил четверых ребят. В начале и конце дня вычитывались утреннее и вечернее правила, довольно основательные, на полчаса каждое. Самые маленькие, когда становилось невмоготу, усаживались на стульчики, и самым старшим мальчишкам было тяжеловато, внимание рассеивалось, а послушание в этом возрасте слабеет. Было не всегда просто объяснить, что нужно вести себя по-христиански. Остальные держались очень хорошо.
Мне, надо сказать, и самому было не всегда просто отстоять правило, хотелось выйти, подвигаться. Но я ловил себя на мысли, что вот постоишь, помолишься и какие-то страсти, эмоции улягутся. Значение этих молитв велико даже для тех, кто не воцерковлен, кому приходится себя принуждать. Молитвы организовывали жизнь лагеря, задавали ей тон.
Утро начиналось с удара колокола, потом он еще и еще звучал в течение дня, например, созывая на трапезу, во время которой читали вслух детские православные книги. Говоря об особенностях "Республики Визябож", можно назвать запрет, которого в обычных лагерях не существует, на проведение дискотек. Поначалу, один-два дня, ребята пытались протестовать, мол, как же нам без танцев, но потом выяснилось, что ничего страшного. Возможностей общаться было предостаточно, а выплясывать под современные ритмы - этого и дома хватает.
- Какие в таком случае были развлечения?
- Ну, например, на детской площадке у нас стоит корабль с алыми парусами, дети, особенно маленькие, из него не вылазили. Там и кубрики какие-то, каюты, трюмы. Большое такое судно - метров пятнадцать в длину, внутри очень интересно. В нашу смену солнышко только на один день выглянуло, и мы его, конечно, использовали по полной: в поход сходили, искупались, порыбачили. К сожалению, удалось съездить в традиционное паломничество по святым местам Коми. Зато было нечто новое, приятное - наши мальчишки из старшего отряда "Орлы" нашли общий язык с местными ребятами, объединил их футбол.
Под конец "Орлы" сочинили песню о лагере:
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто, нам было просто невдомек,
Что есть на Севере, на Вычегде далекой,
Один прекрасный православный уголок.
А припев такой:
А я в Визябож опять хочу,
Я так давно "Орлов" не видел,
Хотя и дома я вовсе не грущу,
Но я люблю тебя, Визябож.
Сами мальчишки сочинили, на мотив военной песни.
Труд и молитва
- В чем вы видите различие между "Республикой Визябож" и теми скаутскими лагерями, которые вы прежде организовывали?- Я убежден, что лет с четырнадцати дети должны уже исполнять посильную работу в летних лагерях. Девочки у нас, в Визябоже, правда, мыли посуду, но мальчики задействованы практически не были. Нельзя! Почему? Есть ограничения для оздоровительных лагерей, в первую очередь, финансируемых государством, как в Визябоже. Детям запрещено, например, колоть дрова, поднимать какие-то тяжести, хотя любой деревенский мальчишка всем этим занимается. Вряд ли эти ограничения идут на пользу. По опыту нашего скаутского движения скажу, что работа, особенно по восстановлению храмов, окрыляет душу ребенка.
Разумеется, речь идет о добровольном труде. У нас с удовольствием работали даже те дети, которые по жизни не слишком приучены себя утруждать. Более того, мы брали с собой юных правонарушителей, которые втягивались в работу, учились стирать свое белье, хотя, конечно, им непросто было смиряться с некоторыми ограничениями, например с тем, что нельзя курить у костра.
Правда, они заявляли, что вот, мол, вернемся обратно в город и будем опять себя вести по-старому. Но после православного, ориентированного на воспитание нравственности лагеря у подростка появляется выбор. Он будет знать, что необязательно воровать и прочее, чтобы чувствовать свою жизнь наполненной. Они ведь не из жадности воруют. Там своя романтика.
Задача лагерей - не перевоспитать; это невозможно сделать ни за две недели, ни за месяц. Задача - открыть перед парнем, девушкой те несколько хороших дорог, которые он прежде не замечал. А уж по какой идти - он, конечно, сам решит.
- Чем удавалось заменить в Визябоже воздействие труда?
- Была планка духовная, которая насильно не навязывалась, но она все равно как-то подтягивала. На мой взгляд, когда в летнем лагере такое внимание уделяется нравственному воспитанию, это очень многое дает. Второе: у наших детей был минимум свободного времени, когда они могли болтаться. В этом году нам очень помог Институт развития образования, с которым епархия заключила договор о сотрудничестве. Приехали опытные педагоги, привезли сценарии самых разных мероприятий, фильмы, книги - все это было использовано, получилось интересно.
Но вообще - на этой мысли я настаиваю - дети должны летом работать. Нужно ямы копать, деревья сажать, что-то делать за оплату. Скажу банальность: труд - основа нравственности. Возьмем наши республиканские летние лагеря "Гренада" и "Чайка", где целая армия поваров, воспитателей, вожатых помогала ребятам бездельничать. Чем это закончилось? В конце июля в "Гренаде" дети, напившись, начали бить стекла в домиках, причем пьяными были как мальчики, так и девочки... условно говоря, "мальчики" и "девочки". Иным детдомовцам - по двадцать лет. Это старшим. А младшим - по три года. И вот их сгрудили вместе, приказали отдыхать.
Когда приехала милиция, то, подавив сопротивление, изъяла ножи, заточки. Не знаю, какие выводы из случившегося были сделаны, но через неделю ситуация в еще более тяжелой форме повторилась в "Чайке". Там пьяные подростки одного милиционера повалили на землю и начали бить ногами, второму набросили куртку на голову, попытавшись отнять табельный пистолет. Только после того, как милиционер начал стрелять в воздух, удалось слегка утихомирить нападавших.
Ну а что в этих лагерях ночью происходило, можно только догадываться. Надо думать, не одна девочка лишилась невинности. Вот результаты безделья и полного пренебрежения духовным воспитанием. Очень часто пьянки скрываются, чтобы работники лагеря не лишились премий, но здесь все вышло из-под контроля.
- Что можно предложить, чтобы такого не происходило?
- Как минимум педагоги из детских домов должны выезжать вместе с детьми. Они с ними работают, знают их внутренний мир. А тут ребята мало того что оторваны от родителей, но еще и от тех, кто хоть сколько-то их знает. На лето их доверяют каким-то случайным людям, которые и по именам-то не всех своих подопечных помнят, не говоря о том, что у них тоже лето - они тоже отдыхают. Дети практически полностью предоставлены сами себе. День и ночь безделье и бесконтрольность их развращают. Так чего нам ждать в итоге?
Кроме педагогов из детских домов, в таких лагерях должен присутствовать хотя бы один инспектор из отдела по работе с несовершеннолетними. У них методики разрабатываются со времен Макаренко, есть опыт. Нужно привлекать и других серьезных специалистов, умеющих занять детей и подростков, отвлечь их от всякой дряни, заранее готовить педотряды, продумывать каждый день в лагере. Договариваться с Церковью о духовном окормлении. Священник может не до каждого достучаться, но если серьезно возьмется за дело, он способен сформировать духовное ядро в каждом отряде.
Понимаете, работа с детьми, как и любая другая, держится на одном принципе. Сколько вложишь труда, душевных, умственных сил, такой будет и отдача. А нет, так можно, конечно, все свалить на объективные обстоятельства. Мол, дети ужасные.
- Наверное, сейчас очень многое изменилось со времен моего детства. Я не раз был в лагерях с ребятами из детдомов. Они были даже лучше воспитаны, чем те из нас, кто жил с родителями. А вот вожатые не изменились. Помню, как у нас они открыто курили анашу, но это детей как-то очень мало задевало. Не помню, чтобы кто-то стремился им подражать. Было сознание, что можно делать, скажем, в 12-14 лет, а что нельзя. Курить, считали, можно. Но не наркотики. Целоваться с девочками можно. Но не более.
- Сейчас все изменилось. В отношении ребят из детских домов фантазии у организаторов обычно хватает только на бесцельное вбрасывание денег, а туда попадают дети из страшных, разложившихся семей, и вот летом их еще раз оставляют, гоняют из лагеря в лагерь. Но это лишь часть проблемы. Думаете, только детдомовские дети сложные? Нет, и в православных лагерях они очень разные, здесь не нужно иллюзий, распусти их - все рухнет. Просто православные педагоги намного ответственнее. Они не ограничиваются замечаниями: "Ты так больше не делай". Дети у нас те же самые, что и в других лагерях, просто в них вкладывается больше сил и молитв.
А за пределами православных лагерей, там везде одна политика проводится. Мы пытаемся оградить детей от труда, от нравственного воспитания, а на самом деле создаем вокруг них такую пустоту, что расплата неминуема. Безделье развращает и утомляет. За три месяца дети полностью развинчиваются. Кто работал в школе, знает, что весь сентябрь уходит на то, чтобы заново научить элементарным правилам поведения. Самая частая реплика со стороны учителей в это время: "До чего же ты разболтался!"
К лету нужно относиться как к педагогическому процессу, а не отдыху от него, когда мы, взрослые, расслабляемся, дети расслабляются, а потом за голову хватаемся. А ведь можно по-другому. Я абсолютно убежден, что у детей должен быть яркий пример, такой лучик, как "Республика Визябож", где они почти две недели хорошо питались, находились в здоровой атмосфере, молились. Нет, их не переделать за эти несколько дней, но яркое, теплое воспоминание останется, несмотря на отсутствие солнца, как это случилось нынче.
Беседовал Владимир ГРИГОРЯН
http://www.vera.mrezha.ru/522/15.htm