Стоит отметить, что до лета 2004 года Интернет был под запретом в Российской армии. Внедрить его в войска не позволяли строгие приказы о соблюдении режима секретности. Будто российские воины не произносят слова присяги: "Обязуюсь строго хранить военную и государственную тайну...". Ну, а что касается предателей Родины, то они, несмотря ни на какие клятвы, запреты, подписки о неразглашении, все равно находили и находят возможности передать соответствующую информацию разведкам иностранных государств.
Однако долгое время у иных российских военачальников было непоколебимое мнение, что Интернет в Российской армии позволит в массовом масштабе разбазаривать все отечественные военные секреты. Даже Управление военного строительства и военной реформы, в составе которого функционировал информационно-аналитический отдел, не имело своего крайне нужного для сбора данных по разным вопросам доступа в Интернет. И только в Главном разведывательном управлении Генштаба существовал небольшой отдел, у которого был доступ во Всемирную паутину.
И все же здравый смысл возобладал над застойным представлением о роли и значении в армейской жизни нового мощного информационного средства. Тем более, что в личной собственности многих кадровых военнослужащих уже достаточно много персональных компьютеров, подключенных ко Всемирной паутине. Соблюдать дальнейшее табу на Интернет в войсках из-за режима секретности становилось просто бессмысленным. От этого страдали только "бескомпьютерные" офицеры и прапорщики, солдаты и сержанты, которые не могли пользоваться электронной почтой, пополнять свои знания, входя в различные базы данных.
Но в июне 2004 года произошел перелом в решении этой надуманной проблемы. Начальник Генштаба ВС РФ (в тот период этот пост занимал генерал армии Анатолий Квашнин) подписал директиву, согласно которой в пресс-службах ВС РФ, различных структурах и организациях МО РФ развертывались абонентские пункты Интернет. Однако реализация этого довольно масштабного проекта сразу же столкнулась с финансовыми проблемами. Для оборудования даже сотни ПКД и компьютерных классов в войсках требовалось примерно сто миллионов рублей. В госбюджете они не были предусмотрены. Идея с военным Интернетом, что называется, зависла в воздухе. Нормально лишь действовал созданный в конце 1990-х годов сайт самого МО РФ, который обслуживался специалистами пресс-службы военного ведомства.
Лишь в 2005 году в госбюджете были запланированы необходимы средства. Тогда же состоялось уже упомянутое совместное решение руководителей МО и Министерства информационных технологий и связи РФ. Это дало возможность управлению начальника связи ВС провести конкурс по подключению военных структур к Интернету и выбрать организацию, которая по своим возможностям наиболее подходила для заключения государственного контракта на поставку в войска компьютерного и другого оборудования, проведения всех монтажных работ.
Предполагалось, что до декабря 2005 года к Интернету будут подключены 84 объекта МО РФ - прежде всего военно-учебные заведения, органы управления военным образованием. Вся эта работа велась в рамках выполнения Федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Однако к маю 2006 года компьютерные классы с ПКД в Интернет были созданы всего в двенадцати учебных воинских частях в крупных гарнизонах в Москве, Владимире, Волгограде, Ростове-на-Дону и других областных и региональных центрах. Как рассказали "НВО" специалисты Генштаба, смогли оборудовать столько классов, сколько на эти цели было отпущено бюджетом средств. Так что основная работа еще впереди.
Один из классов с ПКД лично открывал в мае этого года в 467-м гвардейском окружном учебном центре (ОУЦ) подготовки младших специалистов во Владимире вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов. Именно он тогда и заявил, что к началу 2007 года планируется создать еще 145 подобных пунктов выхода в Интернет и что на эти цели в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" будут выделены примерно 125 млн. рублей.
Деньги немалые с учетом всех нынешних проблем ВС РФ. Но все же затраты стоят того. В каждом компьютерном классе 15 рабочих мест. Они объединены в локальную сеть, имеется рабочее место руководителя. Для демонстрационного показа учебных материалов предусмотрен цифровой проектор с экраном. Также в комплекте находится цифровая фотокамера и три видеотерминала. С помощью последних устройств военнослужащие могут в режиме реального времени общаться с различными структурами МО РФ, общественными организациями, родственниками. Но главное, что через Интернет военнослужащие будут пользоваться различными базами данных, получать необходимую правовую, учебную информацию, готовиться к поступлению в различные военные и гражданские вузы страны.
Правда, введение Интернета в армии по-прежнему у некоторых военных чиновников вызывает опасения. Мол, эта новинка может использоваться недобросовестными военнослужащими в корыстных целях. Например, позволит заниматься сетевой торговлей, скачивать порнографические материалы, передавать по электронной почте сведения о воинской части, командирах различным посторонним лицам и структурам, в том числе и СМИ и еще многое другое. Однако министр обороны во время посещения ОУЦ во Владимире развеял подобные "страхи": он рассказал о том, что существует аппаратура и программы, которые ограничивают доступ к различным информационным ресурсам, блокируют отправку соответствующей информации.
Разумеется, все это так. Однако и командирам частей, где уже установлен Интернет, конечно же, нельзя забывать, что среди военнослужащих немало талантливых ребят, которые смогут обойти блокирующие программы. Так что, какую пользу или вред принесет армии введение в ней Интернета, покажет время. Главное, чтобы сотни миллионов рублей были потрачены не на пустопорожнюю затею, когда многие компьютерные классы с ПКД окажутся под замком, а затем через некоторое время будут попросту разграблены, а принесли реальную пользу.
Как ни как, мы живем в XXI веке, и доступ в Интернет имеют военнослужащие ВС всех ведущих стран мира.
http://nvo.ng.ru/forces/2006-09-01/3_internet.html