Во время боевых действий в Персидском заливе со страниц американских газет не сходили восторженные рассказы представителей Пентагона об успешном применении беспилотных самолетов-разведчиков. По данным "New York Times", в зоне конфликта использовалось более 700 подобных аппаратов различных моделей. Беспилотные самолеты-разведчики эффективно выявляли местоположение живой силы и техники неприятеля, помогали наводить на цели артиллерию и авиацию, а главное, их применение существенно сокращало потери воевавших за линией фронта разведывательных подразделений. Поэтому находившиеся под прессом ответственности за каждую людскую потерю американские генералы старались для ведения разведки как можно чаще прибегать к помощи этих средств.
У нас же как во время первой, так и во время второй чеченской кампании в интересах войск работало не более десяти (!) таких самолетов, стоявших на вооружении лишь в одном отдельном разведывательном полку ВДВ. Разумеется, столь мизерное количество беспилотных разведывательных аппаратов едва ли могло оказать существенное влияние на ход боевых действий. Тем более что и по эффективности работы наши модели явно уступали американским. Из-за значительных габаритов "Пчелы", по сути единственного реально используемого на войне отечественного беспилотного самолета-разведчика, в Чечне их просто сбивали. Однако подразделениям, в интересах которых все же успели поработать эти аппараты, они, безусловно, оказали большую помощь.
Офицер управления 7-й воздушно-десантной дивизии подполковник Сергей Харчук вспоминает, насколько эффективно работали беспилотные самолеты-разведчики над горной частью Чечни весной 1995-го.
- Конечно, передаваемое таким беспилотным аппаратом черно-белое изображение было не очень четким, - говорит офицер. - Но было отчетливо видно, где именно в том же, например, Ведено располагалась бронетехника чеченских боевиков. Более того, увидев в воздухе этот самолетик, боевики вдруг начали дружно выбегать из домов и зачем-то махать руками. Так мы и выяснили, что в селе, где, по данным оперативной разведки, не должно было быть "духов", не меньше сотни боевиков.
Однако уже через пару месяцев, когда группировка 7-й дивизии получила задачу наступать в горы, этих способных оказать неоценимую помощь в ведении разведки и тем самым однозначно уменьшить потери беспилотных самолетов-разведчиков уже просто не было.
- Посбивали "духи" и наша пехота, - поясняет подполковник Сергей Харчук.
А другой участник двух чеченских кампаний Герой России полковник Михаил Теплинский рассказывает, как сами же десантники 106-й дивизии подстрелили в январе 1995-го под Аргуном такой беспилотный аппарат, поспешив доложить командованию, что сбили... самолет чеченских боевиков.
Ничего не изменилось и во вторую войну.
- Самолеты закончились у нас уже на третий месяц боевых действий, последний "беспилотник" боевики сбили в декабре 1999-го под Дарго, - вспоминает полковник Иван Леонидов, бывший во вторую кампанию начальником штаба отряда того самого отдельного разведывательного полка ВДВ.
- Как же не хватало потом воюющим в горах десантникам этих эффективных разведывательных средств, - продолжает тему полковник Евгений Ханин, бывший во вторую кампанию начальником оперативного отдела Восточной группировки войск.
Аргументируя необходимость наличия беспилотных самолетов-разведчиков в парашютно-десантных батальонах, и уж по крайней мере в полках, прошедший Афганистан и обе войны в Чечне полковник приводит более чем убедительные примеры.
- В июне 2000 года, - рассказывает офицер, - на выставленное спецназом в горной "зеленке" минное поле набрела банда Хаттаба. Завязалась перестрелка, Черный араб, как выяснится потом, получил ранение в грудь. Взяв на руки полевого командира, боевики начали спешно уходить в горы. Блокировав район достаточным количеством парашютно-десантных подразделений, мы провели несколько огневых налетов по предположительным путям их отхода. Но результата не добились - каждый метр ведь не пристреляешь. А будь у нас беспилотный самолет-разведчик, конец ликвидированного через два года Хаттаба наступил бы раньше. Второй пример - рассчитанный на 12 часов марш колонны 106-й дивизии по испорченной несколькими обвалами горной дороге растянулся более чем на сутки, что в военных условиях просто недопустимо. А проверь мы эту дорогу с помощью самолета-разведчика, просто выбрали бы другой маршрут.
Именно неуязвимость беспилотных летательных аппаратов, по мнению американских военных, является одним из главных критериев эффективности работы самолета-разведчика. И тут имеющие размах крыльев порядка трех метров и к тому же далеко не бесшумно работающие наши модели явно проигрывают малогабаритным, запускаемым с руки и имеющим размах крыльев чуть больше метра американским образцам. Однако в Пентагоне считают, что даже такие "беспилотники" слишком заметны над полем боя. Поэтому в США, опять же по данным американской печати, разрабатываются еще более компактные самолеты-разведчики.
Отечественная же оборонная промышленность в последние двадцать лет, похоже, вообще забыла о существовании подобного направления. Впрочем, сидевшим на голодном пайке армии и "оборонке" в эти годы было действительно, как говорят, не до жиру. Какие уж там "беспилотники"! Сам был свидетелем, когда в октябре 1999-го командующий Западной группировкой войск генерал Шаманов уже по ходу боевых действий лично просил министра обороны помочь обеспечить его полки портативными радиостанциями и оптическими приборами.
К счастью, эти времена в прошлом. Усилиями высшего военно-политического руководства страны войска начали наконец получать новую технику и вооружение. А реформирование Вооруженных Сил, как всякий раз подчеркивает министр обороны Сергей Иванов, направлено на создание в России мобильной и технически оснащенной армии. Особенно хорошо это заметно на примере Воздушно-десантных войск, облик которых меняется просто на глазах. Новые пулеметы, новая экипировка, новые портативные средства связи, новые подходящие и для боя, и для десантирования защитные шлемы, наконец, новые боевые машины десанта! Судя по тому, с каким неподдельным интересом Сергей Иванов осмотрел и новую технику, и новую экипировку десантников, нетрудно предположить, что оснащение крылатой пехоты находится под его личным контролем. Жаль, что из-за плотного графика работы министра не было времени показать ему еще одно способное радикально усилить боевые возможности ВДВ техническое средство - разработанный казанским предприятием ЗАО "Эникс" уникальный беспилотный самолет-разведчик.
Показанный представителями предприятия командующему ВДВ незадолго до визита министра обороны к десантникам комплекс дистанционного наблюдения "Элерон" без преувеличения можно считать настоящим прорывом в области создания беспилотных самолетов-разведчиков. Комплекс состоит из двух небольших складных беспилотных летательных аппаратов, а также наземной системы управления на базе портативного планшетного компьютера, блока приемопередатчика и антенной системы. Все это размещается в трех рюкзаках. Запускаемый вручную самолет-разведчик передает на монитор наблюдения видео- и фотоизображение в режиме реального времени на расстоянии до десяти километров. Летающий на высоте от 100 до 3.000 метров и обладающий небольшими габаритами (размах крыльев чуть больше метра) беспилотный летательный аппарат трудно обнаружить с земли из-за бесшумности работы и сходства с птицей. А значит, он обладает значительно большей по сравнению со всеми предыдущими аналогами живучестью. Лететь этот БЛА может как по заранее заданной траектории, так и по полученным с земли целеуказаниям. Отработав, он выходит в нужную точку и приземляется при помощи парашюта. Комплекс "Элерон" прост в эксплуатации - для работы с ним не требуется специальной подготовки, и, имея общий вес порядка 12 килограммов и небольшие габариты, может свободно переноситься двумя солдатами.
- Великолепный комплекс, - делится впечатлением опробовавший "Элерон" в работе заместитель командира отряда беспилотных самолетов-разведчиков отдельного разведполка ВДВ капитан Евгений Степаненко, - имеющий целый ряд преимуществ перед стоящим сейчас на вооружении образцом, в том числе и существенно меньшее время на подготовку к работе - порядка 5 минут вместо получаса.
Проигрывает "Элерон" "Пчеле" разве что по радиусу действия. Но этот, помимо всего прочего, и на порядки более дешевый комплекс и не предназначен для ведения глобальной разведки. У "Элерона", по словам командующего ВДВ генерал-полковника Александра Колмакова, совсем другая ниша.
- В идеале, думаю, надо оснастить таким беспилотным самолетом-разведчиком все появившиеся при переходе к новой штатной структуре войск в парашютно-десантных батальонах разведывательные взводы, - говорит генерал-полковник Александр Колмаков.
- Появление в войсках этого комплекса как раз отвечает проводимому командующим ВДВ реформированию войск, направленному на увеличение самостоятельности батальонов, которые становятся основной тактической единицей современной войны, - единодушны в оценке командир7-й вдд генерал-майор Виктор Астапов и поступивший в академию Генерального штаба с должности начштаба 76-й вдд Герой России полковник Михаил Теплинский.
Впрочем, необходимость принятия на вооружение и самого широкого использования выполняющих разведывательные функции беспилотных летательных аппаратов понимают не только в ВДВ, но и в Минобороны.
Советник министра обороны Герой России Владимир Шаманов, командовавший во вторую чеченскую кампанию Западной группировкой войск, вспоминает, как в марте 2000 года в районе Шатоя с помощью беспилотного самолета-разведчика было обнаружено бандформирование численностью до ста человек, по которому тут же эффективно отработала авиация. И считает, что мы пока не используем и десятой части возможностей беспилотных разведывательных самолетов.
Впрочем, не потому ли, продолжим мысль генерала, что у нас пока просто не было столь же эффективных и в то же время настолько легких в эксплуатации, как "Элерон", носимых за спиной, запускаемых вручную и рассчитанных на многоразовое применение моделей?
- Широкое применение переносных малогабаритных комплексов беспилотных самолетов-разведчиков на порядок увеличит разведывательные возможности автономно действующих парашютно-десантных батальонов и тем самым объективно сократит боевые потери, - уверен самый авторитетный генерал обеих чеченских кампаний советник министра обороны Владимир Шаманов.
В то же время Шаманов со свойственной боевому генералу прямотой указывает на главный недостаток имеющихся сегодня у нас беспилотных разведывательных комплексов, а именно - на их неспособность "видеть" в плохую погоду и ночью.
- Безусловно, беспилотные самолеты-разведчики должны быть всепогодными, - развивает эту мысль директор - главный конструктор ЗАО "Эникс" Валерий Побежимов. - Как раз над этим вопросом мы сейчас и работаем. Так что со временем "Элерон" обязательно будет видеть и в тумане, и ночью.
Что ж, учитывая, что казанским конструкторам уже удалось создать комплекс с принципиально новыми боевыми возможностями, есть все основания полагать, что в обозримом будущем парашютно-десантные батальоны действительно получат всепогодные беспилотные самолеты-разведчики. И это будет очень серьезный шаг в направлении минимизации потерь при проведении боевых операций.
Ну а судя по статистике потерь за обе войны на Кавказе, которая выгодно выделяет ВДВ среди прочих подразделений, более чем логично, что первыми такой шаг готовы сделать десантники.
http://www.redstar.ru/2006/08/02_08/2_01.html