"Здесь собралась на пристани громадная толпа народа, которая приветствовала Царских детей. При виде Наследника Цесаревича последовал громкий плач с причитанием: "Дорогой Ты наш, милый Ты наш, куда Ты от нас уезжаешь и зачем Ты нас оставляешь?" Плакали женщины и мужчины, так что, смотря на эту картину, от слез удержаться было положительно невозможно. Встречали с зеленью и цветами, которыми стали усыпать путь их следования". Это воспоминание показывает, что у простого русского народа было тревожное предчувствие при той последней поездке Царских детей в последнее место заточения.
После государственного переворота в феврале-марте 1917 года русские люди, особенно крестьяне, все более понимали пагубность положения в России без Царя. Некоторые из них по-простецки ошибочно надеялись на рабочих-путиловцев и писали им письма об этом, не разбираясь в политике. Вот отрывок из письма крестьянина Н. Прокопова: "Люди Русские! Где Вы? Неужели нет среди Вас подобных незабвенному Нижегородцу Минину? Киньте кличь: "Спасем Родину!" Неужели не видите Вы, как она несчастная - наша матушка родная захлебывается в слезах и крови? Оплеванная, поруганная, опозоренная. И кто же, кто издевается так над нею? Дано это нам попущением Божием за грехи наши. Пора родные, пора прозреть. Господь хочет нашего раскаяния. Очнемся... Кто правит нами? Жиды и армяне властвуют над народом русским. Это ли не позор. Да разве им дорога Россия? Дорог им свой карман. Продали они Россию вместе с продажными и дураками русскими, разорвали ее, опозорили... Вспомяните мое слово, что спасение России только в том, чтобы у нас был Царь. Вспомните, что русский народ истоскуется по Царю, он и сейчас тоскует. Не то ли же было триста лет назад при избрании Романовых?" Заканчивается письмо словами:
"Земной поклон.
Н. Прокопов"
Какое искреннее излияние болеющей за Россию русской души. Зарегистрировано это письмо было в августе 1917 года. В том же месяце зарегистрировано и письмо крестьянина Уфимской губ. Белебейского уезда Семено-Макаровской волости села Рождественского Григория Варфоломеева. В нем сообщалось следующее. "В апреле сего года в Москве состоялось волнение такого содержания. Несколько голосований отвергают Временное правительство, требуют для себя Царя. Как вы насчет нового правителя - Царя России, который бы самостоятельно правил по действию святого писания? Но прежде, чем приступать к этому вопросу, нам надо всем всецело просить указание Господа Бога". Видимо, имелось в виду об указании личности Царя. В обоих письмах выражена острая обеспокоенность за судьбу России, убежденность в необходимости Царя, типичная для крестьян. Конечно же, такие письма до тех, кому они предназначались, не доходили, оседая в архивах в лучшем случае.
После переворота в феврале-марте 1917 г., например в Нижегородской губернии (к примеру, в селе Лысково Макарьевского уезда), русское сельское население отказывалось признавать Временное правительство. На подавление их из Нижнего Новгорода были направлены воинские формирования. Такая активность там, где К. Минин организовывал создание народного ополчения, разумеется, была не случайной. Еще в 19 веке в ходу была русская народная поговорка - "Нижний - сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные". Большое влияние там имел Союз Русского Народа. В конце 1916 г. объединились два отдела его: Мининский и Георгиевский. Канавинский отдел Русского Народного Собрания им. Михаила Архангела воссоздал после распада его в 1913 г. крестьянин К. В. Тюрин. Самой крупной организацией русских патриотов в губернии был отдел "Белое знамя" Союза Русского Народа, объединявший около 180 человек под председательством крестьянина П. А. Мышатина. Его Лысковский подотдел Макарьевского уезда насчитывал 250 человек во главе с А. П. Жуковым. Печерский подотдел Нижегородского уезда возглавил крестьянин А. М. Клюев. В него входило 70 человек (следует учесть к тому же, что в 1917 году в губернии было около 54% безлошадных крестьян).
За несколько лет до этого переворота крестьянин Н. Богачев писал: "Мы, христиане, пред алтарем Вседержителевым дали присягу Царю Самодержавному и дали ему скипетр и корону. И Царь Самодержавный дал нам обет хранить скипетр и корону непрекосновенно. И теперь Царь не может распорядиться скипетром и короною без ведома тех, которые дали Ему их".
А. Н. КОРНЕЕВ, член Русского исторического общества
http://www.rv.ru/content.php3?id=6372