itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Избрание Божие

12 июля - память святых первоверховных апостолов Петра и Павла

0
179
Время на чтение 4 минуты
"Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов..."
Святитель Иоанн Златоуст


В день памяти двух величайших избранников Божиих - святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы размышляем о тайне их и нашего избрания. Бог хочет всем человекам спастись, и Он призывает каждого к соработничеству с Ним особенным образом. Некоторым из призванных Своих Он даёт исключительно важное служение. Таким было избрание Авраама. Так в потомстве Авраама Бог избрал народ Израиля, чтобы заключить с ним Завет и сделать его свидетелем истинного Бога среди народов. Это избрание совершается свободно, оно - дар Божий. Не за свое величие, не за заслуги был избран Израиль - он, "меньший из всех народов" (Втор. 7, 7). Он далёк от того, чтобы быть праведным, он - "народ жестоковыйный". Бог избирает Израиля, потому что любит его. Но все, кто призван благодатью, снова и снова всегда будут слышать, как впоследствии Пётр, а также и Павел, зов Господень: "Любишь ли Меня?" И все зависит от нашего ответа Господу.

Избрание апостола Павла непостижимо. То, что произошло с ним, невозможно было предвидеть. Чтобы распространить Свою Церковь по всему миру и направить её по нужному пути, Бог избирает человека, который с ожесточением гнал эту Церковь, и притом вдохновлялся самыми высокими мотивами - своей верностью Завету Бога с народом Израиля. Павел решительно выбирает путь борьбы с верующими в Иисуса Христа - в Того, Кто, будучи Сыном Божиим, избрал Павла задолго до того, как он был способен сделать какой-либо выбор, чтобы поставить его Своим свидетелем. И в самый непредвиденный час Павел предаёт себя всецело избранию Божию.

Что это значит? Это значит, что Евангелие, возвещаемое Павлом, и до него Петром и другими апостолами, - не есть человеческое (Гал. 1, 11). Чтобы Павел уверовал в это Евангелие, надо было, чтобы ему явились жизнь и слава Христа, в Котором он раньше видел только распятого. Не свидетельство других апостолов дало ему узнать Воскресение Христово, а личная встреча с Господом, Который открыл ему Себя как живой и как присутствующий в тех, кто верует в Него, в тех самых, кого Павел гнал за их веру. "Я Иисус, Которого ты гонишь". Это слово, трижды звучащее в книге Деяний, в повествовании об обращении Павла, подобно тому, как трижды вопрошает Господь Петра на озере Тивериадском, было для Апостола откровением тайны Воскресшего Христа, тайны, явленной миру через эту Церковь, в которой присутствует живой Христос. Христос являет Себя как Сын Божий - тому, чье служение начинается с этого обращения. Бог избирает его Своей благодатью, чтобы он был апостолом спасения, предлагаемого даром и всем людям.

Бог даёт каждому служение и дары как хочет. Но мы говорим сегодня о тех, кто отмечен Им особой благодатью. "Кого Бог предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8, 30). Возникает вопрос: не является ли это знамением того, что Бог не одинаково любит всех Своих детей? Ответ даётся самим апостолом Павлом: "Каждый получает дар ради блага всех" (1 Кор. 12, 7). Апостол Павел говорит, что он избран Богом ещё во чреве матери, то есть без всякой заслуги со своей стороны. Избрание Божие сделало его апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви.

Какое исключительное место занимают первоверховные апостолы в Церкви! На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 18). Апостол Павел избран, чтобы возвещать, что Церковь открыта для всех, что в ней "нет ни иудея, ни эллина", и все призваны стать сынами Божиими по вере во Христа Иисуса. Избрание апостола Павла имеет целью полноту исполнения замысла Божия - спасение всех людей без исключения, и в особенности тех, кто не знал истинного Бога и был отвергнут. Ради них он избран, ради всех нас.

Избрание апостола Петра столь значительно, что отмечено с первой встречи с Господом изменением его имени. Мы слышим на утрени праздника Евангелие о тройном вопрошании Воскресшего Христа о любви к Нему Петра. Все святые отцы говорят, что это относится к тройному отречению Апостола. И, конечно, неслучайно Господь называет его не именем Пётр, а его первым именем - Симон, сын Ионин. Это означает, что Спаситель предлагает ему восстановить своё избрание, принести исповедание во изглаждение его предательства. В греческом тексте вопрос Спасителя - не просто повторение. Всякий раз он обретает новые оттенки. Точно так же, как слова Господа: "Паси агнцы Мои, паси овцы Мои". На первое вопрошание: "Любишь ли Меня больше, нежели они?" Петр не дает полного ответа. Он ограничивается утверждением своей любви и призывает в свидетели всевидящего Господа. Это смирение совсем не похоже на его порывистую уверенность в себе на Тайной Вечери: "Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя". Узнав свою немощь, Петр не осмеливается уже утверждать, что его любовь ко Господу выше других учеников. Господь хочет услышать от него именно такой ответ. Служение, которое Он доверяет Петру, - не награда за его неколеблющуюся верность. Оно не связано ни с его заслугами, ни с его близостью ко Христу. Оно должно осуществляться в любви. Пётр будет пастырем во имя Христово. Стадо, которое он будет пасти, ему не принадлежит: "Паси агнцы Мои, паси овцы Мои".

Но подобно Христу, Пастыреначальнику, Пётр должен будет жизнь свою положить за овец Господа. Когда-то Пётр исполнился отважной решимости сразу же следовать за Христом, даже если надо будет заплатить собой. Теперь Господь зовёт его следовать за Ним до самого Своего Креста ("Следуй за Мной"). Он возвещает будущее Петра в виде притчи, взятой из жизни. В молодости человек полон уверенности в себе, сам определяет, что ему делать. Но приходит старость, когда надо зависеть от других. Об этой зависимости Господь говорит в словах, которые предполагают распятие: "Прострешь руки твои". Какой разительный контраст по сравнению с самонадеянным героизмом того, кто был убеждён, что может умереть за Христа. "Другой препояшет тебя и поведёт, куда не хочешь". Страдания будут мучительны, но в них - слава Божия. "Ученик не больше своего Учителя". Следуя за Ним, он призван явить славу Его - своим свидетельством и крестом.

Как велико милосердие Божие! Господь продолжает доверять тому, кто отрёкся от Него в трудный час Его Крестных Страданий. Теперь Он ждёт от него только подтверждение любви, понимающей свою хрупкость. Ученик не должен превозноситься ни полученной благодатью, ни служением, доверенным ему. Снова мы видим, что речь не идет ни о воздаянии за заслуги, ни о провозглашении его неуязвимости (и, тем более, непогрешимости тех, кто будет называть себя преемниками его престола и даже наместниками Христа).

Служение Церкви доверено тому, кто может возвещать чудеса Божией благодати, потому что он сам узнал, что такое прощение. Пастырь должен свидетельствовать о своей благодарной любви ко Христу, а не о своём горделивом бесстрашии. Эта любовь поведёт его вслед Христу на крест, когда придёт его час. Мы возвращаемся здесь к одной из величайших истин христианства, о которой другой Апостол, будучи её проповедником и примером, говорит: "Если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы"

http://www.russdom.ru/2006/200607i/20060702.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Что такое покаяние?
Слово в день начала чтения Постной триоди
25.02.2024
Хорошо начинается молитва фарисея
Слово в Неделю мытаря и фарисея
24.02.2024
Божий избранник
25 февраля — память святителя Алексия, митрополита Московского
24.02.2024
Путь людей, которые однажды встретили Бога
Евангелие субботы (Лк, 88 зач., 18, 2—8)
24.02.2024
Христос больше не войдет в этот храм
Евангелие пятницы (Мк, 58 зач., 13, 1—8)
23.02.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.02.2024 11:28
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2024 10:52
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.02.2024 10:25
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.02.2024 08:57
Подарить памятник Жванецкому киевскому режиму!
Новый комментарий от Осин
25.02.2024 03:21
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
24.02.2024 21:19
Где искать фашизм?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.02.2024 14:25