Через полтора месяца, когда трактор приедет разравнивать песок, - разрушение русской истории в лицах (и песчаных храмах - Исаакиевского, Казанского) примет не только неизбежный, но и театрально-символический характер. Смеем предположить, что это - тоже часть задуманного перфоманса. Разрушен будет и песчаный 10-метровый колокол с крестом, вокруг которого расположились защитники Отечества - среди них маршал Жуков и десантник героической Псковской роты. Какое отношение они имеют к монархии, "ушедшей в небытие"? Разве что задуманы "до кучи", которая будет венчать выставку.
Продумано затейниками и место выставки - под сенью торгово-развлекательного комплекса "Гулливер". Помнится, роман Джонатана Свифта был карикатурой на английскую монархию - английский двор представляли лилипуты, а моряк и любитель английского пива Гулливер изображал народ. Время откровенно злых карикатур на Романовых прошло - но остается возможность завуалированных приемов, намеков и экивоков, не считая, конечно, тайных манипуляций (см. историю екатеринбургских останков.).
На 100-рублевом входном билете на выставку изображен британский лев на фоне земного шара - напоминание о зарубежных спонсорах, которые преподают уроки истории жителям Петербурга. Символически. Так же как символически заунывно запели английские рожки, по желанию английского посла, когда в 1998 году стали вносить неизвестные останки в Петропавловский собор.
Устроители выставки (мы менее всего имеем в виду группу исполнителей из специфической Ice-studio, готовой строить и ледяной дом, и песчаный храм, если за это хорошо платят) под ногами Царя-мученика вырыли символическую яму. Ничто не должно напомнить зрителю о прославлении царской семьи в лике святых Русской Православной Церкви.
Выставку "Романовы. Парад истории" открыл начальник "Управления государственного протокола" Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга И.С. Арцишевский.
Князь Дмитрий Романов из-за болезни отсутствовал. Участие в оскорбительной для памяти Романовых выставке членов комиссии по перезахороению праха императрицы Марии Федоровны объясняет в какой-то степени их настойчивое желание перенести тело матери святого царя из усыпальницы датских королей в известный музей.
Л.СВИРИДОВА
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", N26(790), 06.07.2006 г.