Сердце мира терпит раны

Владимир Богомяков 
0
18.04.2006 185
Иногда я удивляюсь - на чем держится мир? Кажется, одного щелчка достаточно, чтобы сбить его, как отыгравшую фигуру, с шахматной доски. Холодок бежит за ворот, когда география редуцируется к геометрии. Тогда получается, что геополитика разыгрывает свои драмы просто на листе бумаги, а не в восхитительных сосновых лесах, не на светлых солнечных опушках, не в замызганных поселках городского типа и не на загаженных кухнях, где похмеляются опухшие существа, в которых угадывается нечто подводное, несмотря на то, что до воды - ох, как далеко!

Когда мне маленькому давали апельсин, то я представлял, что это "мир" (не планета, а именно мир); и вот почему-то Василий Иванович Чапаев пытается этот "мир" захватить: я надкусывал кожуру апельсина и нужно было потихоньку тянуть за отошедшую полоску кожуры, чтобы таким образом очистить весь апельсин, - это означало бы, что мир покорен. Покорить мир ни разу не удалось. Очевидно, эта непокорность мира состояла в том, что мне помимо моей воли необходимо всегда было быть не только самим собой, но и представителем мира, чтобы в глазах у меня светился ласковый компромисс всеединства и даже подведения под некий общий знаменатель, как у всех этих бедных кошечек и собачек. Котятки, собачатки и прочие летучие мыши, у которых в глазах: МЫ УЖЕ СЪЕДЕНЫ МИРОМ.

Современная философия утешает меня позитивным дизъюнктивным синтезом, который, являясь "иным плюрализма" (А. Осмоловский), советует мне объединиться с Другим лишь для того, чтобы подчеркнуть наши с ним различия. В конце прошлого века Московская философско-математическая школа от теории прерывных функций пришла к аритмологическому пониманию реальности, где в качестве основной идеи выступает несвязанность, прерывность, "зернистость" творения. Мы больше не варимся в старой кастрюле мира, как слипшиеся пельмени. Я не Бог, но я и не природа. Аналитика исходит из непрерывности, эволюционности, тяготеет к редукционистским схемам. Аритмология же необыкновенно чутка к пределам ("пограничности", "пограничному опыту" в терминологии М. Фуко и Ж. Батая), внезапным переходам, скачкам Если пытаться говорить о русской душе с точки зрения аритмологии, то "зернами", вплетенными в живую ткань души, являются закон, свобода, благодать, откровение и сокровенное. Стремясь к большей точности, можно сказать, что закон, свобода и благодать при переходе от феноменологической горизонтали к вертикали метафизического самопонимания (чтобы мир поймать не смог), постигаются сознанием русского народа в модусах сокровения-откровения. Отношения сокровенного и откровенного антиномично-симфоничны, и потому предстают перед человеком ситуативно то как Синайский мрак, то как Фаворский свет.

Своеобразным контрапунктом для различных течений и извивов русской мысли явилось "Слово о законе и благодати" Иллариона. Несмотря на то, что каждому народу, как утверждалось в данном сочинении, уготовано пройти как стадию закона, так и стадию благодати, конечно, нет никакой эволюции от закона к благодати. Все народы, считает, Илларион, равны перед благодатью, но благодать не выдавливают по капельке своими действиями, она приходит внезапно, как удар молнии. Конечный в обозримой метаисторической перспективе этап благодатного преображения человечества - Всеобщее Воскресение есть не результат кропотливого труда многих поколений, но Божественное чудо. "Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе" (1 Кор. 15, 51-53). А вот Н. Ф. Федоров своим проектом "воскрешения отцов" не оставляет пространства для благодати.

Хотя благодатью Божию " есмь то, что есмь" (1 Кор. 15,10), она, по выражению преос. Феофана, "взаимовходна" с человеческой свободой. Западная мысль, тяготеющая к более простым схемам соотношения закона и благодати, либо как пелагиане, на первое место ставит человеческую свободу, видя в благодати лишь вспомогательное средство, либо, как Августин Блаженный, по сути дела, видит в человеческой свободе лишь форму воздействия благодати. Православное же понимание свободы и благодати исходит из различения благодати предваряющей (просвещающей), которая дарована всем, и благодати особенной, диалогично-синергийной свободным усилиям человека. Здесь речь не идет о "предваряющем действии" благодати или же о том, что человек своими действиями привлекает благодать. Несмотря на апофатическую бездну, разделяющую Бога и человека, свобода и благодать выступают в реальной человеческой жизни как самостоятельные "зерна" реальности.

В процессе "взаимовходности" свободы и благодати, в выстраивании синергийного строя для человека возникает реальность закона. Русское сознание необыкновенно чутко ко всем модусам, состояниям, проявлениям закона в общественном и личном бытии. С одной стороны, оно приходит к анархо-персонализму, утверждающему беззаконность благодати, и релятивное несовершенство любого государственного закона. С другой стороны, - приходит к высокому пониманию Закона, обеспечивающего порядок, строй и структуру сущего. Так, К. С. Аксаков разводит "внешнюю правду" государства, всегда склонного к насилию, и "внутреннюю правду" души русского народа, как народа "негосударственного". В его понимании сложность России обуславливает сложность и иерархичность тех законов, которыми она должна управляться. Россия есть иерархическая совокупность множества миров, в которых государству отведена лишь определенная территория. Аксаковская концепция "земли и государства", то есть такого общественного устроения, которое позволяло бы выйти к "внутренней правде", конечно, основана на известном христиансом положении о необходимости отдавать Богу Божье, а кесарю - кесарево. Именно это положение и приводило многих русских мыслителей к признанию монархии идеальной формой правления, поскольку остальные полностью растворяют общество в государстве и политической жизни, что ведет к оскудению "внутренней правды". На этом же основано было неприятие парламентаризма, затягивающего общество и человека в унылый мирской политический горизонтализм. Современные русские выборы как будто бы иллюстрируют известные положения К. П. Победоносцева и И. Л. Солоневича, создавая атмосферу истерической псевдополитизированности, агрессивной разнузданности политических компаний, когда средства массовой информации становятся опасными для душевного (да и физического) здоровья людей, огромные денежные средства бросаются на ветер, стимулируются самые низменные человеческие чувства.

Стремление к "внутренней правде", внутреннему закону может восприниматься как противоядие тоталитаризму, живущее в народной душе. Это стремление сочетается иногда в русском сознании с древнерусским идеалом Государства-Правды, в котором государство подчинено началам не мира, но Вечности. Такой идеал в корне отличен от теории "естественного права". Государство-Правда - это сильное государство, ибо только сильное государство сможет собрать разбегающиеся русские пространства. Однако, категория "правда" есть категория синтетическая, включающая и право и нравственность, нормы справедливости, настроенность на благодать. Целостность души обретается через осознание собственной внутренней расколотости и разорванности, осознание противоречий между законом и свободой, подлинное разрешение которых происходит через воспомоществование благодатью. Часто духовное развитие связывают с гармоничной внутренней соразмерностью, пограничность же аритмологии всегда дисгармонична, в ней обнаруживается несоразмерность самому себе человека, который есть не факт, но акт неповторимой реализации свободы, внешнего и внутреннего закона. Когда приходит человек, миру ловить уже нечего, - он как кот со сломанной лапкой заползает под кровать и сердце его терпит раны.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=275
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Богомяков
Все статьи Владимир Богомяков
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Георгий
16.01.2022 20:55
«Ельцин-центр» в Москве всё же проталкивают
Новый комментарий от С. Югов
16.01.2022 20:40
Заметки цифровизатора о «духе» робота
Новый комментарий от allan
16.01.2022 20:39
С чего начинается Родина: проблемы патриотов
Новый комментарий от С. Югов
16.01.2022 20:34
С какой идеей в бой пойдём?
Новый комментарий от prot
16.01.2022 20:04
Сладкое слово «инквизиция» душе покоя не даёт!
Новый комментарий от ОСт
16.01.2022 19:36
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Бармалей
16.01.2022 19:33