Через крест Господень Бог вошел в мир и примирил нас с Богом Отцом. Он к тому же избавил нас и от работы диавола, как говорят нам Святые Апостолы, от воздействия злых духовных сил. Недаром человек верующий, осеняя себя крестным знамением, чувствует благодатную помощь не только во внешних факторах жизни, но он чувствует, как в этот момент какая - то благодатная сила подхватывает внутри упавший дух человеческий, очищает от этого напора, натиска лукавых помыслов, которые идут не из мира горнего, а из мира падших ангелов.
С Крестом человеку дается благодатная сила, которая производит свои действия во внешней и внутренней жизни человека, но только тогда, когда у человека есть стремление жить с Богом, стремление не грешить, не стыдиться крестоношения Самого Господа и своего жизненного креста. А мы перекреститься стесняемся в общественном месте, за трапезой. Когда мы стыдимся креститься, этот стыд закрывает нашей душе доступ благодати, и она не может войти в нас. Душе человеческой Господь даровал веру, и вера творит чудеса, открывая хляби, через которые входит благодать Божия, но может войти и зло через ту же душу. Мы знаем, в сердце человеческом после падения Адама и Евы есть место для лукавого, и стыдиться креста, значит, стыдиться быть чадом Божиим. Мы крещены во имя Святой Троицы, во Имя Христово, а стыдится креста, значит, удаляться от благодати, от спасения.
Святые, которые являются образцом для православных, в крестоношении пошли за Христом до конца. Пример тому Царственные мученики: они знали по пророчествам, по предсказаниям, по духовному общению со старцами и старицами, что их ждет, и поэтому спокойно шли до конца в своем крестоношении. Непременное условие следования за Христом - несение собственного креста. Крест это позорное орудие смерти в Римской империи, такой рабской казнью унижали человека, умаляли его достоинство. Вспомним слова Евангелия, которое читается в Крестопоклонное воскресение: "если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Матф 16, 25). Зачем нести крест, зачем претерпевать позор - это безумно в глазах людей этого мира.
Креста искать не надо, Господь Сам его дает, а многие ситуации тяжелые мы создаем себе сами. Крестоношение - это те скорби, которые дает Господь, они приходят, и это то, что не зависит от нашей воли: болезни, скорби, страдания. То, что дает Бог и есть крестоношение. Почему Он дает? Богу виднее. А "взять крест" - это, значит, принять скорбные обстоятельства жизни, как сказал Митрополит Кирилл: "вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под бременем, не дать им раздавить себя" Крестоношение это труд и мужество, а наипаче смирение.
В крестоношении человек вырабатывает в себе смирение, мужество, терпение, которые дают ему возможность вечной жизни. Вера во Христа является тем фактором, который умножает силу человеческую. Кто -то ропщет на Бога, а кто - то принимает со смирением: да Господи, Ты мне послал за мои ли грехи, не за мои ли, но по воле Твоей. Вера дает силы крестоношению, если мы принимаем крест со смирением. Все знают известную церковную притчу, как один человек роптал, и Бог дал ему возможность выбрать себе крест. И он выбрал маленький, и Господь сказал ему, что это и был твой крест. Господь только по нашим силам дает нам испытания, надо в это верить, и перетерпишь все скорби. Все, что посылает Господь, нужно принимать со смирением, и через смирение Господь дает необъяснимую силу, необъяснимое мужество терпеть скорби физические, душевные, нравственные, как терпели новомученики, кто пытки, кто издевательства....Господь дал крест, и они приняли его со смирением, без ропота, зная, за себя ли, за свое Отечество, за свои ли грехи, за грехи своих близких - они понесли этот крест, и вышли с честью. Их и называют новомучениками исповедниками российскими в суровую годину гонений, пострадавших за веру.
Смиренное крестоношение скорбей, напастей, унижений, болезней оборачивается для человека мудростью, опытом, а не каким - то отчаянием. Несмирение при крестоношении заканчивается бунтом, отходит Божия благодать, приходит нечистая сила, начинается беснование. В душе протест: я не хочу, зачем скорби, чем я хуже других, почему негодяй благоденствует, а я не такой грешник, как он, а несу скорби! Чадо, ты заглянул в свою душу? Там давно уже бревно лежит, а у того, которого ты считаешь негодяем, у него всего лишь соринка. Не нам судить, мы не знаем.
Вечная наша проблема: центральное место во внутренней жизни занимает наше "я", а если вместо этого своего "я" мы поставим Христа, или близкого человека, это уже не будет жизнь эгоиста, и главное место в нашей жизни будет занимать Христос, или наш близкий человек. И если в моей жизни главное - Христос, тогда между мной и миром, между мной и человеком, стоит не личная неприязнь, отец которой лукавый, а Христос. И это тоже крестоношение - жить ради Христа, ради близкого человека, а не ради себя. Бьют по щеке, подставь другую - это тоже крестоношение, хотя в этот момент все мое "я" возмущается и хочет ответить ударом на удар, но я знаю, что, возможно, Господь мне поделом попускает, и я прошу: "Господи, помоги!" Только благодатная помощь Божия может дать силы, и тот, кто отказывается от крестоношения, тот оказывается и от спасения. Поставим вместо своего личного "я" Бога, и будет то, что говорит Апостол Павел: "Теперь не я живу, а живет во мне Христос". Не мое личное "я", не моя гордость, не мои страсти и желания, а Господь во мне. А если живет в тебе Господь, то и отношения становятся другими и к миру, и к людям, и стоит уже не личный грех между человеком и миром, не эгоизм, не страсти, а Христос со своими заповедями.
Сам Бог входит в нашу жизнь через крестоношение, и если мы это принимаем с любовью, то и в душе происходят изменения. Православному христианину, живущему церковными таинствами, понятно переживание покаяния, когда он на исповеди кается, Господь помогает пережить покаянное чувство за то, что мы согрешили. Переживая покаянное чувство, мы соединяемся со Христом через Таинство причащения, когда Сам Христос входит в нашу душу и живет в нас - это тоже то, о чем говорил Апостол " но не я живу, а живет во мне Христос".
Крест - это вселенское проявление. Недаром крест носит такую форму: благодать всеми концами креста осеняет весь мир - восток и запад, север и юг, высоту и глубину. За Крестом было Воскресение, и, как говорит Господь, "Я ухожу в мир вечности и приготовлю вам обители". Мое Воскресение - это ваше воскресение. Мы знаем, что всех Господь после смерти воскресит, но не все будут со Христом. Чтобы быть со Христом человеку в жизни нужно личное крестоношение. Если Бог послал Своего Сына Единородного, и Он на кресте грехи наши искупил, то тем паче человеку, который со своими страстями без Бога справиться не может - нужен этот крест, этот искупительный для нас крест, который есть искупление не только Адамова греха, но и собственного. И когда человек отказывается от креста, от Бога, значит, он не хочет спасения, отвергается спасения, которое Господь через крестоношение предлагает человеку. В кресте благодатное воздействие и любовь Бога, другого пути не дано.
Сейчас мало людей, которые понимают, где добро и где зло - как в последние века Римской, Византийской империй, и Церковь все, что может, делает для нас. Мы в конце первой седмицы поста праздновали Торжество Православия, когда во время страшной ереси иконоборчества, в которой действовали императоры - богоборцы, епископы, священники, даже Святители Божии впадали в иконоборческую ересь, пришли в Константинополь 50 тысяч монахов из келий, монастырей, из тишины молитв и спасли Церковь. Благодаря их неустанной проповеди и вере ситуация изменилась. Как Антоний Великий столетним старцем приходил в Александрию, полностью зараженную ересью ариан, и говорил, что же вы делаете? И своей крепкой верой и благодатными молитвами всю Александрию вернул к Богу. В этом мире должна постоянно идти духовная внутренняя брань, потому что, когда человек находится в постоянном напряжении этой духовной борьбы, он живет. А когда перестает бороться, он аморфен. Аморфность - это типичный признак нашего времени, как говорил Господь, "лучше бы ты был холоден, или горяч".
Господь дает выбор в этой жизни каждому: быть со Христом, или быть с этим миром, грешным, прелюбодейным миром, который продолжится в преисподней. Это тоже мир, но страшный мир. А когда мы принимаем с благодарностью крестоношение, тогда мы подходим к самому главному, ради чего Господь пришел в мир: ради нашего спасения. Ради жизни вечной. Крест, который Господь на себя взвалил за грехи мира, продолжается во всех поколениях, в душе каждого человека, в каждой личности. Человек рождается от чрева материнского для вечности, и сколько бы он не прожил: день, или большую жизнь, человек родился, живет и умирает для вечности, для того, чтобы быть в вечности с Богом, в радости и свете. И только крест дает человеку покой душе, даже в скорбях. Поэтому вся жизнь верующего человека проходит под сенью креста: родился, крестился, венчался, каешься, причащаешься - все Таинства проходят под сенью креста. Уходишь из этой жизни, тебя благословляет, напутствует священник через Таинства покаяния, причащения, соборования, потом отпевание... и ты, чадо Божие, лежишь под сенью креста. "Кресту твоему покланяемся, Владыко..."
Крест можно назвать ключом вхождения в жизнь вечную, потому что, если бы Христос не пришел, не примирил нас с Богом, не было бы крестной жертвы - человек никогда бы не изменился сам по себе. Сошествие в мир Сына Божия с горних приделов - это и есть дар Бога. Господь и взял крест, а вместе с ним и грехи всего мира.
Будем и мы поклоняться на Крестопоклонной неделе кресту в надежде на наше Воскресение".
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1456