itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ядерные силы США: меньше количество - выше качество

Дорогая модернизация позволяет сэкономить еще большие средства

0
146
Время на чтение 14 минут
Соединенные Штаты реализуют крупномасштабные программы глубокой модернизации и совершенствования триады ядерных СНС как по собственным замыслам и планам, так и с учетом обязательств по соглашению с Россией о стратегических наступательных потенциалах (СНП), которое предусматривает ограничение ядерных боеприпасов СН потолком 1700-2200 единиц "оперативно развернутых" на носителях ядерных боевых блоков для каждой из сторон.

Наземный компонент триады


В 2005 году завершена программа вывода из боевого состава 50 МБР MX, расформирована 400-я эскадрилья МХ и закрыта их ракетная база "Уоррен". В боевом составе ядерных СНС (РЯС) США сохраняются 500 моноблочных МБР "Минитмен-III", которые модернизируются на новых технологиях, продлеваются сроки их активной службы и технической надежности.

К 2012 году предусматривается реструктуризация ядерных СНС в целом, сокращение их состава и ядерного арсенала до согласованного уровня (1700-2200) "оперативно развернутых" ядерных боевых блоков в соответствии с обязательствами по соглашению с Россией о стратегических ракетно-ядерных потенциалах.

США планируют, однако, помимо "оперативно развернутых" ядерных блоков стратегического назначения (ЯБСН), создать и содержать боеготовый резерв "оперативно развертываемых" ЯБСН для возможного "оперативного довооружения" любого компонента ядерной триады СЯС при возникновении военной необходимости.

Министерством энергетики осуществляется приоритетная крупномасштабная программа проверки состояния и повышения технической надежности и безопасности ядерного арсенала США - оценка надежности ядерных боеприпасов (B-61, W-80,W-76 и их модификаций), ведутся плановые работы по продлению их срока службы.

Параллельно реализуется дополнительная программа с целью "поддержки возможностей и производственно-технологической способности США создавать, развивать и производить ядерные материалы и ядерные боевые средства, а также возобновления при необходимости подземных ядерных испытаний".

Программа предусматривает прежде всего сохранение возможностей и технологий для разработки и испытаний "миниатюрных ядерных боеприпасов" (mini-nukes). Такие мини-заряды предназначаются для сдерживания терроризма угрозой прямого применения ядерного оружия против центров организованного терроризма в "проблемных странах", создающих реальные угрозы применения ОМП против США и их союзников ("исключая Китай и Россию" - согласно комментариям в США).

Модернизация "Минтмен-III"


Продолжается реализация двух программ качественного совершенствования и глубокой модернизации МБР "Минитмен-III" с целью продления срока их активной службы до 2020 года и за его пределы, поддержания надежности, безопасности и боевой эффективности на современном уровне на весь продленный срок.

По программе "Переоснащение энергетики "Минитмен-III" (Minutemen-III Propulsion replacement Program) предусматривается переоснащение всех МБР "Минитмен-III" к 2008 году ускорителями (бустерами) нового поколения, которые повышают технические и операционные характеристики ракет, в частности, скорость полета на этапе разгона, сокращают время полета и снижают уязвимость ракет от средств ПРО на этом участке.

Еще в апреле 2001 года на ракетную базу "Мальстром" поступила первая партия новых бустеров из заказанных ранее 607 единиц и компания-контрактор (TRW) приступила к планомерному переоснащению МБР на этой базе новыми бустерами.

По программе "Переоснащение систем наведения "Минитмен-III" (Minuteman-III Guidance Replacement Program) МБР переоснащаются усовершенствованными средствами INS-GPS навигации и наведения, более защищенными и устойчивыми к воздействию перспективных средств электронного противодействия (РЭП).

Космическая система GPS для поддержки операций СНС и сил общего назначения переоснащается спутниками позиционирования нового поколения - GPS block IIF/block III. В 2005 году в состав группировки GPS начали выводиться спутники 2R-MI, способные передавать два более четких и устойчивых к РЭП военных и один "гражданский" сигналы позиционирования повышенной точности координат. Усовершенствованные приемники GPS в системах наведения МБР позволяют принимать сигналы позиционирования и определять текущие координаты полета одновременно по данным девяти спутников.

Кроме того, для повышения эффективности контроля за соблюдением международных договоров по ядерному оружию и ядерным испытаниям новые спутники GPS Block IIF/block III оснащаются более совершенными сенсорами электромагнитных импульсов ядерных взрывов (EMI V-censors). В перспективе спутники новых поколений, идущие на смену устаревшей спутниковой системе DSP (Defence Support Program), планируется оснащать сенсорами гамма- и нейтронных излучений.

Таким образом, программа модернизации наземных МБП "Минитмен-III" и инфраструктуры их поддержки на базе высоких технологий позволяет создать по существу качественно новую стратегическую ядерную систему оружия, способную эффективно поддерживать возможности ядерных СНС страны до начала 2020-х годов и за их пределы.

Программа "Минитмен - IV"


По оценкам руководства ВВС США, примерно к началу 2020-х годов закончится проектный и продленный технический и операционный сроки службы МБР "Минитмен-III". Для сохранения роли наземного компонента в боевом составе триады СЯС в структуре "комплексного сдерживания" потребуется замена устаревших ракет новыми МБР более высоких технологий и боевых возможностей в особенности по преодолению наиболее развитых перспективных систем стратегической ПРО.

Еще в 2001 году в ВВС была в основном сформулирована концепция и предназначение новой МБР, проект которой предварительно назван "Программа "Минитмен-IV". Согласно предварительной информации о ТТЗ новой МБР, по габаритам она должна соответствовать размерениям имеющихся ШПУ "Минитмен-III"; обладать более высокой энерговооруженностью, повышенной скоростью на этапе разгона (для двигателей-ускорителей планируется создать новые виды топлива сверхскоростного горения); "послеразгонные" ступени (post-boost vehicles) или одиночная (моно)/кассетная БГЧ по концепции новой МБР может и должна быть маневрирующей, обладать повышенной точностью поражения целей на заданных и предельных дальностях; в компьютерные системы автоматизированного наведения и управления МБР планируется внедрять электронику новых технологий, в частности, быстродействующие цифровые процессоры в командно-управленческие и бортовые компьютеры.

Для новой МБР, ее ступеней и компонентов разрабатываются новые конструкционные композитные материалы - более легкие, жаростойкие, устойчивые к большим перегрузкам.

Следует также отметить, что в военных СМИ США неоднократно проходили сообщения о существовании в планах перспективных военных НИОКР проекта "планирующей маневренной суборбитальной ударной системы" (sub-orbital planing (gliding) maneuvering System), которая способна действовать в космосе и пограничной зоне "космос-атмосфера/стратосфера" и может снаряжаться ядерным или обычным высокоточным оружием точечного поражения.

Статус этой засекреченной программы неизвестен. Однако известна финансируемая экспериментальная программа "Общий аэрокосмический аппарат" - боевой аппарат "ФАЛКОН" (FALCON/CAV - Common Aerospace Vehicle). Этот проект выполняется параллельно двумя структурами НИОКР - НИЛ (ARFL) ВВС и Агентством DARPA МО (по бюджету МО на 2005 фин. год на программу CAV выделено соответственно 16,6 и 12,5 млн. долларов - всего 29,1 млн.).

Боевой аэрокосмический аппарат (Falcon/CAV) разрабатывается как платформа-носитель беспилотных разведывательных средств и разнообразного оружия поражения новых технологий, включая "проникающие" боеприпасы против заглубленных объектов и может стать маневренной платформой суборбитальной разведывательно-ударной системы оружия.

Морские силы


В соответствии с выводам и решениями, принятыми администрацией Джорджа Буша по итогам "всеобъемлющего пересмотра" и корректировки ядерной стратегии, боевого порядка и структуры ядерных СНС 2001 года (NPR-2001), боевой порядок и структуру ядерной триады СНС (МСЯС в частности) планировалось постепенно изменять, состав ПЛАРБ и арсенал БРПЛ и ядерных БГЧ сокращать и приводить в соответствие с известной инициативой президента Джорджа Буша о сокращении ядерного арсенала и соглашением с Россией о стратегических ядерных потенциалах и потолках арсеналов ЯБСН (1700-2200 единиц) "оперативно развернутых" ядерных боеприпасов СН для каждой из сторон.

Руководство ВМС и МО США тогда пришло к выводу о "чрезмерном бремени" содержания в МСЯС ВМС 18 ПЛАРБ СН (по состоянию на 2001 год) по финансовым, техническим, операционным (трудности комплектования экипажей, поддержания циклов боевого патрулирования) и концептуальным соображениям.

Боевой состав МСЯС на среднесрочную перспективу (до 2012 года) тогда был определен "достаточным" из 14 ПЛАРБ типа "Огайо" (бортовой боевой комплект из 24 БРПЛ на каждой лодке - всего 336 БРПЛ "Трайдент-II" D-5 UGM-133A в ядерном снаряжении). Арсенал "оперативно развернутых" ЯБСН (БГЧ ИН) на ракетах "Трайдент-2" (D-5) МСЯС США составляет 1680 единиц из расчета 5 ЯБСН в кассетной БГЧ каждой БРПЛ D-5; максимальные возможности снаряжения кассетной БГЧ ракеты D-5 допускают, по сведениям открытых источников США, снаряжение кассеты 8 и более ЯБСН.

Для "оперативного довооружения" МСЯС предусматривается определенная "квота" боеготового резерва "оперативно развертываемых" ЯБСН, планируемого для триады ядерных СНС США.

Однако согласно рекомендациям очередного пересмотра боевого порядка ядерных СНС (NPR-2005) к 2012 году арсенал "оперативно развернутых" (на БРПЛ D-5) ядерных блоков в МСЯС должен уменьшиться за счет сокращения, наиболее вероятно, количества боевых блоков (БГЧ ИН) до 4 единиц в кассетных контейнерах ракет D-5 и за счет сокращения количества ПЛАРБ в боевом составе.

Согласно бюджетным документам МО (от февраля 2005 г.) предусматривается к 2012 году сократить количество ПЛАРБ "Огайо" с 14 до 12 единиц (боекомплект ракет до 288 "Трайдент-II" D-5 mod.): в 2013 фин. году (с 1 октября 2012 календарного года) предусмотрены расходы на содержание только 12 ПЛАРБ "Огайо".

Из наличных (на 2001 год) 18 ПЛАРБ типа "Огайо" 10 лодок последних серий выпуска (SSBN 734-743), последняя из которых вступила в строй в 1998 году, были изначально вооружены ракетами "Трайдент-2" D-5 и составляют ядро МСЯС.

Другие 8 ПЛАРБ "Огайо" первых серий (SSBN 726-733) были вооружены устаревшими БРПЛ "Трайдент-I" С-4, в настоящее время выведены из боевого состава и разоружены (ракеты С-4 сняты с вооружения). Эти восемь ПЛАРБ проходят плановую глубокую модернизацию по продлению срока службы (c 30 до 45 лет), перевооружение на усовершенствованные ракеты D-5 и перезарядку реакторов ГАЭУ новыми тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ).

Одна часть из них (4 ПЛАРБ, бортовые номера SSBN 730-733) модернизируются по программам перевооружения на усовершенствованные БРПЛ "Трайдент-II" (D-5), новыми электронными системами боевого управления, а также по плану перезарядки реакторов, которые должны обеспечивать эффективную службу реакторов и ПЛАРБ весь продленный до 45 лет срок службы лодок. Эти 4 ПЛАРБ после 2008 года пополнят боевой состав МСЯС до установленного штатного состава (14 или 12 ПЛАРБ СН).

Первая из них - "Аляска" (SSBN-732) - в 2004 году завершила перевооружение на D-5, провела испытания и введена в боевой состав МСЯС (стала 11-й по счету ПЛАРБ боевого ядра МСЯС). Три ПЛАРБ (SSBN-730, 731, 733) планируется модернизировать и перевооружить на D-5 в 2008-2010 фин. годах.

Другая часть лодок из 4 бывших ПЛАРБ "Огайо" первой серии (бортовые номера 726-729) модернизируется по программе перепрофилирования (переклассификации) в ПЛАРК общего назначения - платформы специальных операций (SSGN/SPECOP"s Platforms), перевооружаются на крылатые ракеты (КРПЛ) в обычном боевом снаряжении для ударов по береговым (наземным) объектам. Эти 4 лодки в новом качестве войдут в боевой состав подводных сил общего назначения (ПСОН) в 2006-2008 фин. годах.

Для решения боевых задач в новой роли (ПЛАРК/платформы спецопераций) эти 4 будущих ПЛАРК попарно перевооружаются на КРПЛ TLAM (Tactical Land Attack Missiles) - первая пара лодок на КРПЛ "Томахок" блок III (дальность 1850км), последующие 2 лодки - на усовершенствованный "Тактикал Томахок" блок IV (TACTOM, дальность до 2800 км) в трех вариантах бортового ракетного снаряжения - из 126, 140 или 154 КРПЛ типа "Тактом" и с комплектами специального снаряжения для команд специального назначения (от 40 до 66 бойцов спецназа с вооружением с самоходными подводными аппаратами на каждой лодке для подводных работ и высадки бойцов на берег).

Для повышения эффективности боевого поражения наземных объектов КРПЛ снаряжаются ударными боеголовками новых поколений - кластерными (контейнерными) в снаряжении до 300 самонаводящихся суббоезарядов или "проникающими" с тандемными кумулятивными боезарядами с предзарядом (precursor charge) для подавления обороны и эффективного поражения защищенных и заглубленных объектов, таких, как центры боевого управления, ШПУ МБР, базы ПЛАРБ СН, элементы и боевые средства ПРО и другие важнейшие военные, государственные и экономические объекты.

Прорабатывается вариант вооружения будущих ПЛАРК разработанным в ВМС корабельным вариантом армейской КР ОТН "ATACKMS" (дальность 300 км) c обычной проникающей или контейнерной (кассетной) БГЧ с суббоезарядами.

Бывшая ПЛАРБ "Флорида" (SSBN-728) завершила переоборудование в ПЛАРК (присвоен бортовой номер SSGN-728) и в конце 2004 года участвовала в учении ВМС "Гигантская тень" с целью проверки и оценки потенциальных операционных и боевых качеств и возможностей этого класса ПЛАРК как платформ КРПЛ и сил специальных операций.

Модернизация БРПЛ "Трайдент-II"


Параллельно с модернизацией ПЛАРБ с 2001 года планомерно финансируется и реализуется программа глубокой модернизации и совершенствования БРПЛ "Трайдент" D-5 (UGM-133A). Проводятся НИОКР и работы по продлению их строка службы, повышению технической надежности, энерговооруженности, живучести, возможностей преодоления развитых систем ПРО.

Согласно бюджетным документам МО общий боекомплект ракет в арсенале МСЯС определен из 425 БРПЛ "Трайдент-II" UGM-133A (D-5). По состоянию на конец 2004 года в арсенале имелось 408 ракет D-5. Партия из 17 недостающих ракет D-5 заказана компании "Локхид Мартин" (сборочный завод в городе Саннивэйл, Калифорния). График производства этих ракет предусматривает поставку заказчику (ВМС) по одной ракете ежемесячно. Последняя из 17 новых ракет D-5 поступит в арсенал МСЯС в феврале 2007 года. Общие ассигнования на производство 425 D-5 составят, по бюджетным документам МО, 15 млрд. 840,6 млн. долларов (стоимость одной ракеты D-5 составляет в среднем 24,5 млн. долларов).

Разработана программа глубокой модернизации 108 имеющихся в арсенале МСЯС БРПЛ "Трайдент-II" (D-5). Бюджетными документами МО от февраля 2005 года предусматривается до 2011 финансового года (включительно) модернизировать 108 БРПЛ D-5. График работ предусматривает модернизацию первой партии из 12 D-5 по полной программе (отработка технологии модернизации) с темпом одна ракета в месяц и поставку усовершенствованных ракет этой партии заказчику (ВМС) в 2008 фин. году; затем темпы модернизации планируется довести до двух ракет D-5 в месяц и ежегодно в 2009-2011 годах поставлять в арсенал МСЯС по 24 модернизированных D-5.

Программа модернизации D-5 предусматривает не только продление срока службы этих ракет, но фактически создание качественно новой по возможностям и эффективности стратегической ядерной системы оружия подводного развертывания на базе БРПЛ "Трайдент-II", тем самым позволяя избежать необходимости создавать и производить с огромными затратами времени и средств новую БРПЛ с чистого листа.

Общие затраты на НИОКР, модернизацию и производство усовершенствованных БРПЛ D-5 составят согласно бюджетным документам МО США от 5 февраля 2005 года 11,22 млрд. долларов (стоимость модернизации одной D-5, по тем же сведениям, превысит стоимость прежней ракеты и составит в среднем 27,2 млн. долларов).

По расчетам руководства ВМС США, успешная реализация программ глубокой модернизации и продления сроков службы ПЛАРБ (за пределы 2025-2030 гг.) и БРПЛ D-5 (ориентировочно за пределы 2030-х гг.) позволит сохранить и содержать сокращенный до 12 ПЛАРБ (с возможным сокращением до 10 единиц) компонент МСЯС на требуемом уровне боевых и операционных возможностей, избежать необходимости длительного и дорогостоящего строительства крупной серии (не менее 10 единиц) новых ПЛАРБ СН на замену ПЛАРБ "Огайо", исключить ущерб для боевых возможностей МСЯС и ядерных СНС в целом.

<

b> Перспективы авиации


С появлением ядерного оружия стратегические бомбардировщики ВВС США стали основным его носителем и боевой основой формирования компонента стратегических авиационных ядерных сил (АЯС) в будущей ядерной триаде СНС США. Они играли роль главного инструмента ядерного устрашения и стратегического сдерживания с самого начала холодной войны до появления в арсенале ядерных СНС наземных МБР и морских БРПЛ в ядерном снаряжении. Но и тогда роль стратегических бомбардировщиков сохранялась высокой в реализации сменявших одна другую концепций ядерной стратегии США, в которых АЯС выступала в качестве наиболее гибкого и эффективного компонента триады ядерных СНС в реализации концепции управляемого стратегического ядерного сдерживания/ведения ядерной войны. Ядерные бомбардировщики, как показывает опыт ядерного патрулирования американских B-52 в период холодной войны, можно использовать, например, в качестве эффективного инструмента гибкого (контролируемого) ядерного сдерживания в формах наглядной демонстрации воли и решимости удержать противника от развязывания войны угрозой применения ядерного оружия и избежать эскалации назревающего конфликта (ядерные бомбардировщики в отличие от МБР и БРПЛ в процессе боевого полета (ядерной операции) можно перенацеливать по задачам и объектам или отменять ядерные задачи, возвращать самолеты на базы и т.д.).

Однако в многочисленных войнах конца XX - начала XXI веков, которые вели вооруженные силы США в Индокитае (Вьетнам), против Ирака (1991 г.), на Балканах против Югославии (Сербии), в Афганистане (с конца 2001 г.), вновь против Ирака (с марта 2003 года), в ВВС США выявилась острая нехватка самолетов тактической авиации и особенно недостаток передовых авиационных баз поблизости от зон боевых операций для ее развертывания и организации необходимой авиационной поддержки наземных операций войск (палубная авианосная авиация по ряду причин и свойств не могла полностью восполнять эти недостатки). Поэтому военное руководство США стало в нарастающих масштабах привлекать стратегические бомбардировщики для тактической авиационной поддержки наземных, морских и воздушных операций в зонах боевых действий.

С бомбардировщиков B-1B "Лансер" были сняты ядерные задачи, и они полностью перенацелены на решение задач "глобального боевого воздействия" в составе формируемой аэрокосмической ударной системы "Лансер B-1B" и на задачи тактической авиационной поддержки экспедиционных оперативных группировок ОВС на удаленных ТВД.

В ВВС США насчитывается 94 единицы B-1B, из которых 23 самолета содержатся в оперативном резерве с экипажами высокой степени летной подготовленности и готовности.

Ударная авиационная система "Лансер" концептуально предназначается для быстрого "глобального" реагирования при поддержке космических средств на возникающие военные угрозы методом нанесения ракетных (КРВБ) и управляемых бомбовых ударов по противнику из-за пределов его рубежей ПВО и ПРО; бомбардировщики B-1B соответствующим образом совершенствуются на базе высоких технологий и вооружаются высокоточными дальнобойными средствами поражения новых поколений.

Ядерные задачи сохраняются для бомбардировщиков B-2 "Спирит" (в боевом составе ВВС - 20 единиц) и B-52 "Стратофортресс" (в ВВС - свыше 90 единиц). Оптимальные оперативные потребности ВВС США в бомбардировщиках B-52 в обычном и ядерном вариантах снаряжения командованием ВВС США оцениваются в 76 единиц, включая, по разным публичным оценкам, 25-30 единиц в ядерном и до 50 единиц в обычном снаряжении.

Как показывает опыт боевых действий ВС США на Балканах (против Сербии) и в Афганистане против талибов, B-2 и B-52 активно привлекаются для решения тактических задач обычным оружием, а также для боевых испытаний высокоточных управляемых систем авиационного оружия новых поколений - КР, управляемых бомб, средств РЭБ, электронной разведки, боевого управления оружием. По оценкам командования ОВС США, самолеты B-52 и B-2 в этих операциях показали высокую эффективность и подтвердили расчеты на положительные перспективы их боевого применения в обычных (неядерных) воздушных операциях стратегического и оперативно-тактического уровня.

Бомбардировщики B-2 совершенствуются на основе внедрения новой электроники боевого управления ядерным и обычным оружием; B-52 модернизируются для продления срока активной летной службы до конца 2030-х годов и переоснащаются новой электроникой. Таким путем ВВС планируют избежать необходимости создавать новый дорогостоящий бомбардировщик на их замену или восстанавливать производство дополнительных дорогостоящих B-2.

АЯС как компонент триады ядерных СНС США в современной стратегии комплексного сдерживания обладают рядом положительных (гибкость использования и управления в ядерных и обычных операциях) и отрицательных свойств, прежде всего таких, как уязвимость наземной инфраструктуры базирования, невозможность (по сравнению с наземными МБР и морскими ПЛАРБ/ БРПЛ) скрытного развертывания на боевых (пусковых) позициях и быстрого (немедленного) реагирования на внезапные удары вероятного противника и другими, менее значимыми свойствами.

По оценкам военных аналитиков, роль АЯС в СНС США в качестве гибкого инструмента комплексного ядерного-неядерного "управляемого сдерживания" на различных уровнях сохраняется, но в ближайшей перспективе будет заметно снижаться в связи с переориентацией стратегической авиации на решение преимущественно обычных (неядерных) задач оперативно-тактического уровня, прежде всего задач непосредственной авиационной поддержки войск (сил) в планируемых экспедиционных операциях на удаленных ТВД.

В связи с этим эволюционным процессом, который обусловливается как политическими решениями о сокращении к 2012 году ядерного арсенала СНС, так и повышающимися потребностями переориентации стратегических бомбардировщиков АЯС на решение преимущественно обычных задач оперативно-тактического уровня, в среде авиационных экспертов и офицерского командно-управленческого корпуса ВВС США формируется мнение о возможности и необходимости переоснащения на базе высоких технологий всех стратегических бомбардировщиков для решения обычных задач и о возможности ликвидации АЯС как компонента ядерной триады СНС США. Время и мероприятия руководства США, вероятно, покажут реальное направление развития американских СНС.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-03-24/6_nuclear.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Александр Горшков
Чертова дюжина порабощает космос
Пентагон намерен инспектировать и перенацеливать спутники противника
20.10.2006
Освоение нового театра войны
Американская военно-космическая стратегия как важнейшая составная часть доктрины национальной безопасности США
28.07.2006
Иррегулярная война в Ираке: проблемы США и коалиции
Создаются новые формы и методы силовой борьбы с терроризмом
02.06.2006
И еще сэкономили 200 миллиардов долларов...
Подлодки типа "Огайо" после перевооружения прослужат 45 лет
27.01.2006
Программа стратегической противоракетной обороны США
Несмотря на многочисленные проблемы, Вашингтон неуклонно стремится осуществить намеченные планы
07.10.2005
Все статьи Александр Горшков
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 19:31
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.02.2023 19:25
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 19:15
Москва обманываться рада?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.02.2023 19:06
Нерусские русские
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.02.2023 18:58
Современный Карфаген должен быть разрушен!
Новый комментарий от Дмитриев
07.02.2023 18:33
Православный народный социализм – наше спасение
Новый комментарий от Александр А.Б.
07.02.2023 18:06