Много вопросов возникают, когда мы сталкиваемся с ужасными явлениями, которые творятся руками детей. Где разгадка их действий? Чем обосновывают они свое поведение? Чем руководствуются, когда гвоздем царапают на школьных столах или стенах похабные слова, убивают кошек или пробуют наркотики?
Воспитывая своих детей, родители отдают им все самое лучшее, лишь бы сын, или дочка ни в чем не нуждались. Вкладывая душу в воспитание молодого поколения, они стремятся вырастить достойного члена общества, чтобы потом можно было испытывать за них гордость. Но все усилия идут впустую.
Современная молодежь столкнулась с такой проблемой, как школа, которая стала местом, где гибнут таланты, призванные созидать и творить. Школа сегодня мало чем похожа на учреждение с таким же названием еще двадцать лет назад. Разве что здания остались те же. Школы были созданы для воспитания подрастающего поколения. Выявлять и развивать в детях таланты. Сегодня они выполняют разрушающую функцию. Те способности, которые сумели выявить в детях родители, нещадно уничтожаются школьной культурой, а уровень образования, который там получают, равен нулю. Внутренняя субкультура, царящая в стенах образовательных учреждений, устанавливает свой закон и порядок, приоритетные ценности и закладывает другое мировоззрение.
В любом учреждении, в организации, в коллективе есть своя культура общения и поведения - внутренняя культура, или субкультура. Субкультура является частью культуры - ее подпрограмма. Программа же в целом (в нашем случае культура) работает только при функционировании совокупности ее подпрограмм, и напрямую зависит от них. Поэтому необходимо разобраться в возникновении и влиянии школьной субкультуры на культуру нашей страны в целом.
Культуру страны, народа можно понимать как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества, а субкультуру - как один из возможных культурных выборов. Вот что по этому поводу сказал русский ученый М. Соколов - "каждая субкультура включает набор правил, позволяющих принимать решение по поводу всего, что может быть выбрано - подходит это для них или нет, а если нет ни одного удовлетворительного варианта - изобретать что-то свое. Возможно, система принципов, по которым осуществляется отбор, - это самая важная характеристика субкультуры" (Соколов М. "Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход"). Соколов высказывает предположение о том, что "принципы, организующие развитие субкультуры, могут рассматриваться как "сценарий" или "скрипт" - когнитивная структура, организующая поведение в некоторых типах ситуаций" (Источник тоже). Развитие субкультуры определяется программой, регулирующей отношения с нормами культуры, часть которых изменяется, а часть отвергается. Стоит отметить еще один момент, который имеет быть место. Развитие культуры и субкультуры происходит в различных направлениях. Что мы можем сегодня наблюдать на развитие школьной субкультуры. Ребенок приобщается к ней независимо от своего желания. Как только он окунается в море бурлящее отбросами, его ценности, его взгляды, и то чему его учили родители постепенно отходит на второй план.
При рождении ребенка, родители закладывают ему основы традиционной культуры. Православная русская семья - закладывает основы православной веры. Музыканты, внутри своей семьи приобщают ребенка к музыкальным инструментам. Они воспитывают его на классических музыкальных композициях признанных во всем мире, чтобы ребенок рос в гармонии и красоте, которая создавалась во всем мире гениальными людьми, и так далее. Все родители считают своим долгом привить ребенку любовь к тому, что им дорого, научить ребенка тем ценностям, которые они впитали в себя и что ценят сами. Дети живут в атмосфере семейных ценностей и традиций. Так происходит до тех пор, пока ребенок не оказывается в общеобразовательной школе.
Средне-образовательная школа сегодня не имеет права на существование. Созданные в советское время учебные заведения несли в себе не только образовательную функцию (стоит отметить, что делалось это на высоком уровне), но и идеологическую. Страна была однопартийной. Подготовка новых партийных кадров начиналась еще со школьной скамьи. Октябрята и пионеры, несомненно, принадлежали к определенной субкультуре, но эта субкультура не шла в разрез общей линии культуры страны, а только всячески дополняло ее. Поменяв свой политический курс, страна забыла о школах и их второстепенном предназначении. Оставив пустой нишу идеологического развития, политики способствовали заполнению свободного пространства хаосом. Царящая сегодня в школах субкультура призвана разрушить существующий мир. Ее зачатки уже откровенно и громогласно вещают на все страну о своем полноправном существовании в этом мире вне рамок школ.
Русская культура богата традиция и обрядами. Сохранение традиционной культуры нашей страны - наша святая обязанность. Если мы лишимся своей самобытности, мы потеряем право называть русским народом, и будем существовать как биологическая масса, наполненная пустотой.
В первую очередь, основы традиционной культуры закладываются в лоне семьи. Родители стараются воспитать свое чадо так, чтобы он был последователем и продолжателем традиций, хранителем семейных ценностей. На протяжении сотен лет, в русских семьях дети воспитывались родителями именно по такому принципу. Печник передавал свое умение сыновьям, гусляр учил игре на гуслях не соседских детей, а своих и так далее. Передача традиций, подобным образом, позволяла выявить таланты в раннем возрасте и развивать их. Поэтому образовательная система в стране должна продолжать образование начатое родителями, а не прерывать его и учить заново тому, что порой совершенно ребенку не нужно и не подходит.
Образовательная система в царской России была построена именно по принципу продолжения воспитания. Перечень общеобразовательных учреждений был достаточно многовариантен - воскресные, церковно-приходские школы, гимназии, лицеи и т.п. Образование было как платным, так и бесплатным. На первом этапе воспитание строилось на принципах христианской морали.
Очень много детей выбирали военное образование. Служба на благо Отечества всегда была в почете и приветствовалась. Но, попасть в кадетские корпуса, или военные училища было не так-то просто. Из-за большого количества желающих, и ограниченного количества мест, был высокий конкурс. Поэтому становились на военный путь только достойный.
В системе начального военного образования царской России, вплоть до апреля 1917 года, широко применялись государственные учебные заведения - кадетские корпуса. Большинство их располагались в Санкт-Петербурге и Москве, а отдельные - в некоторых губернских городах страны. К началу первой мировой войны в России было 52 кадетских корпуса, в каждом из которых обучалось 600-700 человек. Кадеты получали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Подавляющее большинство питомцев кадетских корпусов продолжали учёбу в юнкерских, кавалерийских, артиллерийских, инженерных и морских училищах, получали офицерские звания и оставались на профессиональной воинской службе. Некоторые, по различным причинам, уходили из армии, но уровень образованности бывших кадетов позволял им успешно работать в самых различных областях деятельности и добиваться больших успехов.
Успех и качество этой системы образования на лицо. Поэтому возрождение раздельного образования, как существовало в дореволюционной России, является первостепенной задачей. Возрождение духовно-нравственного воспитания в сегодняшней образовательной системе является первым шагом на этом пути. Воспитание в духовно-нравственной традиции приблизит детей к традиционной культуре и православной вере, что позволит их укрепить и даст возможность для дальнейшего развития. Следующим этапом должно быть создание раздельных учебных заведений. В первую очередь - разделение на мужеские и женские учебные корпуса. Но это уже тема отдельного разговора.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=20453&sq=19&crypt=