"Всему миру во вразумление его". О духовно-светском образе жизни

Доклад на II научно-образовательных Знаменских чтениях "Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания", проходивших с 28 февраля по 3 марта 2006 года в г. Курске

0
279
Время на чтение 4 минуты
В настоящее время все мы озабочены поиском правильного пути развития нашего общества, который не только обеспечивал бы его - общества - духовное и физическое здоровье и необходимое для его временного, земного существования благополучие, благоустройство, но и приводил бы ко спасению, то есть в жизнь вечную в Царствии Божием.

В этой связи вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского, где он говорит, что все беды в России происходят от бытоулучшательной партии. Эти же слова некоторое время спустя повторил и святой праведный Иоанн Кронштадтский. На первый взгляд слова эти кажутся странными. Что, мол, плохого в улучшении быта и благосостояния народа? Но если мы вспомним заповедь Господа нашего Иисуса Христа: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6: 33), то станет ясно, что святые указывали на очень существенную, принципиальную ошибку, которая допускается, если на первое место ставится не стремление жить по правде Божией, а стремление улучшить качество жизни именно через достижение комфорта.

Человечество, действительно, вынуждено заботиться о своем материальном благополучии, но здесь очень важен вопрос приоритетов: что прежде всего? Что поставлять во главу угла? А что второстепенно и прилагается? Из евангельских слов явствует, что благоустройство подается от Господа за стремление жить по-Божию, по Его святым заповедям.

Хочу заострить ваше внимание, что сейчас участились настойчивые заявления, о том что наше государство и наше образование - светские, а не духовные.

Но ведь светский - не значит нерелигиозный, не духовный, не православный. Светский - не значит "обмирщенный" в святоотеческом смысле этого слова, то есть порабощенный греховным страстям.

Насущно необходимой, актуальной становится тема духовно-светского пути, духовного аскетического подвига, то есть упражнения в добродетели, в соответствии с условиями жизни и мерой каждого. Подобное сочетание духовного начала со светским образом жизни доступно любому мирянину, желающему спасения своей душе и благоустроению общества в целом.

У нас имеются важные свидетельства по этому вопросу двух православных мирян (один из них удостоился принять монашество незадолго до смерти). Оба они были собеседниками и сотаинниками своих великих старцев.

Первый из них - Николай Алесандрович Мотовилов, служка, как он сам себя называл, преподобного Серафима Саровского. Он, по словам его современников и близких людей, "будучи светским и семейным человеком, проводил духовную жизнь... где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога".

Второй - русский православный философ, писатель, публицист Константин Николаевич Леонтьев, первым духовником и старцем которого был афонский иеросхимонах Иероним. Он научил Леонтьева в сорокалетнем возрасте вере в Бога страху Божию, "любви к Церкви и ее стеснениям". Леонтьев призывал жить "не для земли", а подвизаться духовным подвигом ради спасения души. "Все проблемы современности решаются в Боге, а не в мелком гражданском недовольстве", - писал он.

Духовное наследие Константина Леонтьева - это развитие и всесторонне раскрытие тех тем, которые зародились у него на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре, во время продолжительных бесед со старцем Иеронимом. Духовное наследие Мотовилова - это в первую очередь записанные им слова преподобного Серафима, говорившего не от себя, а лишь передававшего, по свидетельству святого старца, слова "Самого Бога всему миру во вразумление его".

"Мне Господь сказал, - говорил преподобный Серафим Мотовилову, - что у вас в жизни все духовное со светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастись, и что на все это есть Его [Бога] собственная воля". Вот так! Ни много ни мало - все человечество в будущем!

Таким образом, из этих слов явствует, что жизненный путь самого Мотовилова является символом и образом пути, подражая и следуя которому, может достичь спасения любой человек.

Зная эти слова батюшки Серафима, мы задаемся вопросом: а может, и государство, и образование, и наука, и многое другое, и сама жизнь, и люди в первую очередь, - должны быть светскими и духовными одновременно, неслитно и нераздельно?

Мысль эту подтверждает и Константин Леонтьев. Ведь "мир", по его словам, - не столько совокупность внешних предметов, возбуждающих чувства и страсти, а сами страсти, задатки которых мы носим в себе, и этот "мир" может преследовать даже отшельников.

"Монах, - говорит Леонтьев, - такой же православный христианин, как и не монах, но поставленный в особые, благоприятные для строгой жизни, условия. Мирянин верующий - тот же аскет". По словам Леонтьева, подвиг монаха и мирского человека различается не качественно, а количественно. Убежденные христиане, говорит Леонтьев, начиная с афонского пустынника и заканчивая русским государственным деятелем, имеют одни сердечные идеалы, одни догматы, один нравственный критерий, одну цель, которую Леонтьев определяет как "поддержание в себе во время земной жизни близости ко Христу и к Его учению". Полезна каждому его особая, личная мера на все. Доверие к старцам и послушание устанавливает эту меру.

"Побольше того аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями и всю мирскую жизнь - придворную ли, деревенскую!" - призывает Константин Леонтьев.

Преподобный Серафим Саровский определенно сказал, что по воле Божией "можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве". Сказал он также, что Бог через Мотовилова "назначил показать на земле этот [то есть духовно-светский] образ спасения, чтобы мирские люди были причастниками тех же даров Духа Святого, как и отшельники, если равномерные с ними труды, подвиги, злострадания, претерпенные до конца Христа ради, и все находящее на них они добровольно решатся взять на себя... возлюбивше Господа всей душою".

"То ли время теперь, - пишет Леонтьев, - чтобы бояться крайностей - религиозного аскетизма!" По его словам, само состояние среды, т. е. общества, и степень ее сопротивления заставляет обращаться к суровому аскетическому идеалу. И преподобный Серафим через Мотовилова напоминает о тех "пререканиях и клеветах", которые "на святую Церковь падают".

Итак, духовный образ жизни в миру для светского человека - это иметь постоянно ум в Боге, угождать Ему борьбой с греховными страстями и приобретением добродетелей. И примеры для подражания имеются - это в первую очередь жизненный путь Николая Александровича Мотовилова, который нам необходимо тщательно изучать и поучаться из него.

Вот какие откровения и обетования Божии становятся доступными нам сейчас, в наши дни. Поэтому каждый из нас, находясь в своем звании и соответствуя своему призванию, сочетая светский образ жизни с духовным началом, должен совершать свои труды и служение Богу и Отечеству по воле Божией с полной надеждой и упованием, что получит такие же милости и такую же благодать, как аскеты и отшельники. Если, конечно, сами захотим, если будем подвизаться...

И тогда Господь даст полное оздоровление народу, а следовательно, и государству, и все исправит в нашей жизни и приведет в жизнь вечную.

Игумен Петр (Пиголь ), кандидат богословия, 1-й проректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха "К Свету"

http://www.prokimen.ru/article_1988.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Пиголь)
Все статьи Игумен Петр (Пиголь)
Последние комментарии