Два единства или еще раз о законе и благодати

0
139
Время на чтение 11 минут

..."Единство - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
А мы попробуем спаять его любовью
А там посмотрим - что сильней...

Тютчев

1.

События последнего времени с очевидностью доказали, что все столкновения и противоречия сегодняшнего мира имеют религиозный смысл. А вопросы, которые ставит наше время - это в высшей степени религиозные вопросы: о вере, о свободе, о смысле истории...

Эпоха, в которую мир вступил 11 сентября 2001 года, предлагает нам вызов, подобного которому не помнит новый мир. Время наше сравнимо, разве что, с крахом древнего мира в эпоху зарождения Христианства: то же великое движение народов, тот же упадок веры, предшествовавший падению Рима (нынешнего золотого миллиарда), то же насилие варваров, тот же разброд и шатания всей вселенной (тогдашней средиземноморской ойкумены).

Параллель усугубляется и тем центростремительным движением мира, расширившегося до последних своих пределов и вновь возвращающегося к своей колыбели - Ближнему востоку и Европе, - движение, которое и спровоцировали глобальные процессы.

Ставший на наших глазах глобальным в смысле географическом и мультикультурном, мир становиться глобальным и, так сказать, онтологически, возвращаясь к бытийным смыслам, своим тектоническим основаниям, идейным началам.

Время наше было даже названо концом истории, а всякому концу свойственно обращаться к своим началам. Вспомним здесь, что и мир, в который входил Христос, был миром единой римской империи. Остается констатировать очевидное: сегодняшние политические столкновения и конфликты имеют смысл мировой мировоззренческой (а еще точнее - религиозной) войны.

Уже мировые войны ХХ века были войнами прежде всего идей. Идеологии ХХ века - фашизм, коммунизм, либерализм уже скрывали в себе те религиозные начала, которые сегодня заявили о себе в полную силу. И пришла пора осознать, что речь сегодня идет не о "столкновении цивилизаций", рас или геополитических интересов, а о столкновении идей, которые исповедуют религиозные доктрины: Иудаизма, Христианства, Ислама...


2.

Давайте вкратце рассмотрим их идейные основания:

Цель Ислама - мировая экспансия, путь которой - джихад, война с неверными, физическое насилие.

Цель Иудаизма - та же мировая экспансия, вселенское царство мессии, но в средствах он более изощрен. Мерцание золота и "жало мудрыя змеи" - вот пути к мировой гегемонии избранного народа.

Буддизм отказывается от экспансии вовсе, так же как и от мира, считая его иллюзией, марой...

Наиболее парадоксальным в этом ряду оказывается Христианство, не отрицающее мир, не желающее приобретать его силой, но пытающееся связать и преобразить его любовью. Путь Христианства - есть путь Креста, принимающего на себя все страдания и шатания мира, а его движущей силой - любовь.

Увы, историческое Христианство редко соответствовало своей высокой миссии. На Западе возобладал соблазн экспансионизма, на Востоке - отказа от мира. Этим, главным образом, и объясняются трагедии христианских государств на Западе и на Востоке. Наиболее соответствовало своим сверхчеловеческим основаниям Христианство, может быть, только в России, да и то лишь в сокровенных, глубинных святилищах духа. Вовне же глубинные напряжения веры разряжались трагедиями Грозного, Смуты, Раскола, большевизма...

К уже рассмотренным мировым векторам остается добавить еще две квази-религиозные силы: стихию американского гедонизма, зачатую идеей свободы и выношенную в недрах вульгаризированного Христианства и его восточное зеркало - стихию китайскую, взошедшую на рациональной конфуцианской философии. Две эти безличные силы как бы воплощают основные инстинкты человеческой природы, - страсть к свободе (в пределе своем становящейся последней кабалой) и страсть к жизни, ради сохранения самой жизни (в пределе своем приводящей к смерти).

Механические катки стирающего личность индивидуализма Запада и бесконечные желтые пески Востока, пришедшие в движение и движутся навстречу друг другу - вот два мировых вектора сил в их последнем обобщении.

Европейский гуманизм - есть по сути тоже вульгаризированное Христианство, только, в отличии от американского, сильно рафинированное культурой. Свобода и человечность, которую отстаивает он - есть, безусловно, христианские ценности, но только лишенные некоторых важнейших оснований, без которых делаются безсильными перед натиском варваров.

Узел неразрешимых противоречий завязанный этими мировыми силами всего яснее явлен в Иерусалиме, духовном центре мира. Мечеть Омара на месте разрушенного иудейского Храма - вот исторический символ этого мирового тупика: не принявшее Христа и прошедшее мимо Христа человечество, столкнувшиеся, подобно двум баранам на мосту, в безысходном конфликте.

Таков схематичный, но достаточно наглядный абрис нашего глобального мира...

3.

Вкратце коснемся теперь его основных болевых точек.

Итак, с началом глобального эона, сбросившая железный занавес Россия, недвижный Китай и самодостаточная Америка двинулись навстречу друг другу.

Начало новейшей истории положила советская агрессия в Афганистане, ставшая и началом конца советской империи (она же, с помощью американских спецслужб породила и Бен Ладена).

11 сентября 2001 года спровоцировано наступление Америки на Ближний восток. Конец цивилизации, словно змея, кусающая свой хвост, обрушился бомбовыми ударами на ее начало - землю древнего Вавилона, эдемского рая, насажденного по библейскому преданию между реками Тигр и Евфрат. Заволновался арабский мир, равновесие которого после роковой американской агрессии было безвозвратно утеряно. В "городе мира" Багдаде, хранящим по арабским преданиям, ключи мира в регионе, сегодня отнюдь не все спокойно.

Древняя и таинственная земля Афганистана, после всех глобальных превращений превратилась в гигантскую плантацию опиумного мака. Героин, скашивающий юные поколения России, Европы и Америки и питающий мировой терроризм (оборот наркотрафика сопоставим сегодня с бюджетами средних государств) - вот два лика смерти этого неосторожно разбуженного восточного сфинкса. В традиционно же радикальном авангарде исламского мира, тем временем, приходят к власти молодые, полные сил лидеры, готовые и ищущие конфронтации...

А пока растерявшая свои христианские корни старушка-Европа тихой сапой завоевывается агрессивным исламским духом, в ее сакральном центре, в разрушенной бомбардировками НАТО Сербии столь же незаметно решается историческая битва за Косово, грозящая разрушить последнее хрупкое равновесие Европы... Ведь независимость Косова, будет де-факто означать пересмотр границ всего послевоенного "ялтинского" мира и грозит мгновенно зажечь пожары полутора-двух десятков локальных конфликтов по всему миру. Уместно вспомнить, что именно с выстрела в Сараево началась первая мировая война прошлого, ХХ века...

Еще один духовный центр, Россия - с трудом выходит из очередных своих вековых шатаний и смуты... А у ее границ - еще две грозящие взорваться бомбы: Киев - сакральное начало древней Руси, тлеющее в перманентном оранжевом возбуждении и благословенная Грузия, земля мира и изобилия, ответственная за мир на Кавказе, оказавшаяся в руках балаганного, но злобного фюрера Саакашвили...

Ну и конечно самодовольный американский ковбой, в подростковом энтузиазме преподающий уроки содрогающемуся миру, безоглядно бичующий его по всем болевым точкам сразу...

4.

На этом безумном всемирном параде национальных и глобальных эгоизмов, только Россия ведет себя здраво и ответственно, сохраняя исторический шанс удержать равновесие висящего на волоске мира...

Такова ее историческая роль, ибо что есть Россия, как не больное сердце этого мира, которое слышит все его стоны и отражает все его страхи и боли...

Все деструктивные мировые силы действуют и в наших собственных границах, принимая самый запредельный, экстремальный характер. Крах большевизма, ультра-либеральная революцию, Чечню, Дубровку, Беслан пришлось пережить нам только за последние 20 лет. А сколько претерпеть за прошедший век? Но мы победили и оккультный молох фашизма, сбросили большевистское иго, преодолели либеральный мор. И сегодня снова поднимаемся из очередных гибельных потрясений, не для чего иного, как для того лишь, чтобы нести свою вечную миссию - удерживать мир от распада.

Конечно, предостаточно у нас и своих внутренних шатаний. Но даже в вихре кружащихся бесов, Бог сохраняет в сегодняшней России твердое ядро государственности, закона и благодати. У нас есть и ответственный Президент и честный Прокурор и смиренный Патриарх. И это не так уж мало...

Обнадеживает и то, что Россия обретает, наконец, верные ориентиры - трезвые, глубокие и вдохновенные писания Ивана Ильина, центрального русского философа, единственного, кто предложил реальные программы выхода России из кризиса после краха большевизма - оказываются сегодня прочитаны и востребованы.

Напомню, что началами русской жизни Ильин называл любовь и свободу, а условиями выхода из кризиса - диктатуру Закона и выдвижение лучших людей с самого низа....

Начала диктатуры Закона мы можем наблюдать сегодня в личности Генпрокурора (а ведь права христианская истина, утверждающая, что все решают не идеологии, а личности). А первой попыткой выдвижения "лучших людей" можно считать учреждение Общественной Палаты. Конечно, это только робкое начало, но оно есть и это главное.

Но если Россия - сердце мира, то сердцем самой России является Церковь. И без Церкви немыслимо возрождение России. Увы, Церковь сегодня больна так же, как и вся страна. Да и может ли быть иначе, ведь "из сердца человеческого исходит все добро и все зло". И болезни мира - в первую очередь болезни Церкви. Так всегда ощущали великие святые. Преподобный Силуан Афонский, чьим жизненным подвигом была молитва за мир, принимал личную ответственность за грехи всего мира. Таким же было и мироощущение Достоевского, и всей великой русской культуры. Не случайно Иван Ильин солнечным центром русской истории называл Пушкина, который "воплотил Россию" в ее главных началах: любви, свободы и всечеловечности.

Очевидно, что если мир может спасти только Россия, то саму Россию - только христианская любовь. Вот мы и добрались до сути. Ибо какие бы диктатуры мы не учреждали и каких бы "лучших людей" не выдвигали, ни Власть, ни Закон не будут стоить выеденного яйца, если не восторжествует над ними Любовь. "Где Дух Святой - там и Церковь", - говорил св. Ириней Лионский. Иными словами, Церковь там, где любовь.

Увы! Как единственным дефицитом в сегодняшней нашей жизни стали денежные знаки, так и дефицитом сегодняшнего Христианства стала любовь. И это самое печальное следствие русских катастроф.

5.

Сегодняшнее наше Христианство сильно заражено злобой, невежеством, агрессивностью. Всевозможные самопровозглашенные подвижники навязывают Церкви доморощенные идеологии, пытаются срастить ее с Государством, утвердить на законах земли. Подобные подмены наиболее зримо проявляются в культуре.

Истина - отнюдь не загородная недвижимость, которой можно "владеть". Это она может вдруг найти и овладеть человеком, если сочтет это нужным и если вдруг, паче чаяния, он окажется ее достоин.

Подобная инверсия смысла, а говоря точнее, нелепая гордыня свойственна и нашему доморощенному политическому "истэблишменту". "Мы боремся не с властью, а за власть", - подобные двусмысленные заявления ревнителей "политического православия" разрушают мистические основания Церкви, которая по точному слову Патриарха "не имеет интересов в мире", надежнее любых гонений...

"Человечество подобно пьяному на лошади. Стоит поддержать с одной стороны, оно тут же начинает клониться в другую", - заметил Лютер. Так, преодолев либеральный соблазн, Россия сегодня начинает опасно клониться вправо: Распутино- и Грознофильство, Империализм во всевозможных павлиньих перьях и боевых раскрасках, "Православная экспансия", "Евразийство" и прочие безумные ереси, в которых утопает т.н. "правое движение", представляют сегодня едва ли не большую опасность, чем ереси левые. Впрочем, понятия правый и левый уже, кажется, потеряли в сегодняшнем мире всякий смысл, закружившись в едином кичливом хороводе ярмарки политического тщеславия, невежества и авантюризма.

6.

И дело часто не в злых намерениях. Вполне здоровые силы, не желающие (и справедливо) быть только "кухонным православием", уклоняются и принимают деструктивный характер, будучи лишены точки приложения и водительства, просто, в силу слабости, так сказать, "удобопадательной" человеческой природы.

Что же делать? Наверное, единственный возможный и необходимый сегодня путь оздоровления и единения Церкви - это путь всецерковного национального проекта, в котором мог бы принять посильное участие каждый член Церкви. Проекта, который конечно должен носить не политический, идеологический или экспансионистский, а именно церковный, христианский и совершенно конкретный характер, по примеру тех проектов, которые - плохо ли, хорошо ли - но искренне пытается реализовать сегодня Власть.

На минувших Рождественских чтениях о необходимости такого проекта говорил о. Тихон Шевкунов, говорил и о страшных реалиях наших дней - 8,5 миллионах (по неофициальной статистике) абортов в год.

Есть и другие страшные цифры, например, такие: в стране более миллиона детей-сирот - наследие нашей скорбной, советской и пост-советской истории. Думаю, что если русская Церковь, силою десятков тысяч своих приходов попробует спасти этих детей (80% которых сегодня по выходе из детдомов оседает на дне притонов и тюрем), она во многом исполнит свою миссию. Главное, что такое Дело (которое потребует напряжения всех сил и станет действительным актом покаяния за грехи нашей истории), сможет вернуть в Церковь утраченную ею любовь.

Ведь потому "тварь страждет и мучается доныне", потому и шатается в унынии мир, ища равновесия, что не хватает ему этого единственного дефицита, без которого ему оказывается не за чем жить. И если для политического, секулярного мира любовь есть все-таки нонсенс ("что есть Истина?!"), то для Церкви Христовой она - единственная реальность. Так кому же, как не Церкви взяться за ее осуществление?

Любые иные попытки сохранить Церковь, как экспансионистские мечты, так и желание замкнуться в резервацию, оградиться от мира - будут обречены.

И вот еще от какого соблазна хочется предостеречь. Многочисленные сегодняшние нападки на Церковь рождают совершенно естественное желание людей искренне любящих Церковь защитить ее. Защищать свою любовь, конечно, необходимо. И история с выставкой "Осторожно, религия" показала, насколько действенна может быть такая защита, когда исходит она от избытка сердца. Но в том-то и дело, что реальность Церкви - сверхъестественна. И потому, любые попытки защитить Церковь с помощью Закона не будут продуктивны. Ибо нельзя меньшим защитить большее, нельзя любовь защитить законом, потому что любовь выше закона. Христос, как мы помним, не пожелал, отвечая Петру, вызвать ангельские легионы и заставил его вложить в ножны меч, когда угрожала Ему смертельная опасность. Неужели мы унизимся до того, что бы призывать для своей защиты легионы земные?

Церковь была, есть и будет гонима. Это неизбежно и необходимо. Потому что только в гонениях Церковь остается Церковью. Потому что природа Церкви неотмирна. "Если бы вы были от мира, мир любил бы свое", - говорил Христос ученикам. Но "мужайтесь, ибо Я победил мир", - и это единственная достойная Церкви защита. Оружие Церкви - любовь, Закон же давайте оставим иудеям, они в любом случае окажутся в нем сильнее.

Всякая же попытка вписать Церковь в мир, в границы защищенного законом общественного, или, еще хуже, политического института, окажутся клеветой на Церковь. Потеряет Церковь при этом гораздо больше, чем приобретет. И главное, что она потеряет - доверие. Мир католический уже прошел через это, так стоит ли нам наступать на те же грабли?

Ибо, конечно Церковь присутствует в мире, объемлет мир, участвует в спасении мира. Но саму Церковь невозможно вписать в мир, ибо она есть реальность, которая больше мира. И нет у нее "интересов в мире", кроме интереса любви, преодолевающей все границы мира и все его законы - юридические, государственные, физические, в том числе законы естества и самой человеческой природы...

7.

Дело, в конце концов, не в защите нашей от мира и не в личной безопасности. Дело в том, что мы перестали верит. в Чудо - и потому Чудо ушло из нашей жизни. Вернее, мы перестали его замечать. Вспомним Россию 1999 года и спросим себя: разве не чудо, что Россия не распалась, не погибла, но, наоборот, на глазах изумленного мира возвращается в строй великих держав?

Мы разучились побеждать. Но ни Закон, ни Власть, ни тем более революция не вернут нам победу. Потому что по-настоящему побеждает в этом мире только истина Креста. "И лишь когда мы действительно поверим в эту истину, мы снова начнем побеждать", - говорил протоиерей Александр Шмеман. Пока же - увы! - истина заключается в том, что никакие мы не христиане. Мы, в лучшем случае, "мусульмане", мечтающие захватить мир с помощью силовой экспансии, мы - "иудеи", пытающиеся защитить себя с помощью Закона. Но и то и другое - ложь. Ибо возможна и жизненно необходима нам единственная экспансия - экспансия Христа, Который со Своего Креста, удерживая мир от окончательного развала, зовет к Себе племена и народы. И лишь в этой "экспансии" - единственная надежда мира. И если Бог сегодня привел нас в Свою Церковь, значит Он верит в нас, верит, что мы способны понять это и совершить необходимое.

И дело наше отнюдь не в грызне, пререканиях или суде с миром. Христос безмолствовал, стоя перед судом мира. Но если мы молча, без болтовни и "праведного негодования" сделаем хотя бы одно жизненно необходимое дело - например, выручим из детдомовского вавилонского плена наших собственных детей и воцерковим тем самым наше собственное будущее - мир неизбежно изменится, безо всяких дополнительных усилий с нашей стороны. И станут никчемны бесплодные попытки скрестить с политическими и государственными институтами Христову Церковь - это вечное и свободное надмирное единство Божих детей. И это, наконец, покажет - стоим мы чего-нибудь на этой земле или нет.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1619
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Он узаконил грабёж тысячелетия
24.04.2024
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28