...Всякия Царства или от человеческих вин погибель свою и разорение приемлют, или от суда Божия.
Василиологион
Спору нет, каждая икона Пресвятой Богородицы - Великая Святыня, но Державная - образ особый. И по значимости для нас - как видимый символ прикровенного правления Ею Россией. Это Она всё это время, начиная с черного дня нашей истории 2 марта 1917 г., когда мы (наши предки и мы - скованные в единую неразрывную цепь греха) позволили Помазаннику Божию оставить нас, - правит нами. Ни Временное Правительство, ни Совет народных комиссаров, ни Совет министров, ни ЦК, ни какое-либо иное Правительство. Ни министр-председатель, ни генеральный секретарь, ни президент. Это надо твердо помнить и нам, и им. В интересах тех и других. (Писатель и публицист В. И. Карпец даже предлагал, чтобы в лю?бом правительственном зда?нии долж?на на?хо?дить?ся Дер?жав?ная ико?на. "И лю?бое пра?ви?тель?ст?во, пишет он, - долж?но осоз?на?вать се?бя как су?гу?бо вре?мен?ное и твер?до ис?по?ве?до?вать Са?мо?дер?жа?вие, как прин?цип, ка?кая бы фор?ма вла?сти ни бы?ла" [i]. - Здравая идея. Но кто же сегодня в здравом уме?Державный образ знают все, но чтят ли по-настоящему? По слову Господнему книжникам и фарисеям, приводившего слова пророка Исаии: "Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мк. 7, 6-7).
Могут возразить, привести много примеров, как такой-то батюшка, такой-то подвижник, такой-то мiрянин или мiрянка делают это, на что я отвечу: но делают ли это в достаточной степени общецерковно, соборно. Недостаточно в Софрино выпускать иконки, иметь икону в храме - нужно Ей молиться, просить Ее, твердо зная, о чем. И не только Пресвятую Богородицу, нашу общую Мать, но и конкретно Правительницу Земли Русской. И вот в этой-то последней ипостаси знаем ли мы Ее?
А напоминает нам Она, ох как о многом!..
Мы не задумываемся в полной мере, что же означает Ее явление. Чего мы удостоились по молитвам Царя-Мученика? Что это была за молитва? Не до кровавого ли пота?
Она дает нам знать о том, что мы неблагодарны, недостойны той молитвы. Ведь разве вскоре после Ее явления у нас отобрали эти иконы? Не дали нам и напечатать службы, воздвигнуть храмы. Но большевики-безбожники (нисколько не оправдывая их самих) только орудие, находящееся в руках...Божиих.
Вдумайтесь: там, где это было возможно, разве и там чтили Державный образ. Нам могут возразить: всем хорошо известны акафисты, изданные за океаном, которые привезли потом и в Россию. Но, во-первых, печатать стали уже после войны. А, во-вторых, сами-то службы, написанные еще до Карловацкого откола, там так и не издали. И не служили. Так что опять-таки почитание было чисто внешним, по касательной. (И личное почитание, как и на Родине, иконы отдельными клириками и мiрянами зарубежья ничего по сути не меняет, хотя, разумеется, не может не иметь ценности в очах Божиих).
Из великого множества храмов, воздвигнутых в годы первой и второй русских эмиграций, только три были посвящены Державной иконе. Причем, строго по одному в храмах, принадлежавших Московской Патриархии, евлогианам и Зарубежной Церкви. Первое - прямо скажем - просто удивительно! Нельзя во всем этом не видеть Промысла Божия. Обо всем этом, Бог даст, подробнее мы расскажем в одном из дальнейших очерков. Но далее.
На Афоне, в Ее Уделе, до недавнего времени, исключая, возможно, нашей Пантелеимоновой обители, Державный образ был неведом. А виноваты в этом мы - русские монахи, русские священники, русские паломники. ("...Этой ико?ны на Афо?не не бы?ло, - писал в 1996 г. игумен Алексий (Просвирин). - На Свя?той Зем?ле нам она од?на?ж?ды встре?ти?лась - в древ?не?ви?зан?тий?ском ис?пол?не?нии, - ес?ли не оши?ба?юсь, бы?ло это в Ка?не Га?ли?лей?ской. А вот на Свя?той Го?ре этот ико?но?пис?ный об?раз нам встре?чать не при?хо?ди?лось..." [ii] )
Но всё это не может быть случайно, без Промысла Божия!
Вот внесли в Православный церковный календарь на 2006 г. изменение, выделив название иконы полужирным шрифтом. (Это значит, что Державная икона Владычицы поставлена в один ряд с самыми почитаемыми в России Ее иконами), а служить по Церковному уставу в этот день нельзя. "И так бывает почти всегда, поскольку этот день обычно приходится на Великий пост" [iii], - пишет в своем обращении в Синодальную богослужебную комиссию редакция газеты "Русь Державная". В обращении предлагается рассмотреть на комиссии вопрос о внесении в Церковный календарь Русской Православной Церкви второго дня празднования Державной иконы - 14/27 июля. В этом, конечно, есть свой резон. На вопрос, чем же помочь нашей матушке России? Блаженная Любушка Сусанинская в свое время отвечала: "Никто не поможет. Только Бог. Надо, чтобы священники молились" [iv].
Но нельзя ли в этой невозможности (точнее редкой возможности) служить, согласно Церковного Устава, усмотреть и какого-либо запрета Свыше на это. Ведь могло быть и так, что Бог во гневе затворил щедроты Свои (Пс. 76, 10). Обойти, конечно, можно. Но будет ли это нам на пользу?..
Читайте: Очерк первый: ЦАРСКАЯ МОЛИТВА. Часть I., Часть II.
[i] Державная Правительница Земли Русской. С. 142.
[ii] Там же. С. 179.
[iii] Русь Державная. М. 2005. N 12 (138). С. 1.
[iv] Свидетельство о. Николая Булгакова, настоятеля храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово под Москвой.
http://www.pravaya.ru/look/6803