Учтя беду Киевской Руси, захваченной врагом в 1237-40 гг., великий литовский князь Миндовг (1240-63гг.), разгромив преж де немецких и ливонских рыцарей, подго товившись, разбил татар и их союзников в 1249 г. под Кайдановом, а в следующем году одержал над ними блистательную победу у р. Окуневка.
Родственник литовских князей доблестный Галицкий князь Даниил Романович победил темника Золотой Орды Куремсу в 1253 г., а в 1259 г. одержал над ним пол ную победу.
Великий князь Василий Ярославич по бедил в 1272 г. татаро-монголов у Костромы1. Великий князь Михаил Ярославич Тверской "дал чесу" московскому князю Юрию Даниловичу и татарским его союзникам.
В 1363 г. литовский князь Ольгерд раз бил войска татарских князей у Синих Вод, у Южного Буга, оттеснив их за Днепр и Дунай.
В 1367 г. Нижегородские полки во гла ве с князем Димитрием Константинови чем, тестем великого московского князя Димитрия Ивановича, разгромили вторг шееся ордынское войско царевича Булат- Темира.
Очевидно, не без ведома митрополита Алексия съезд русских князей в 1374 г в Переелавле-Залесском, собравшийся ради крещения Юрия Димитриевича (род. 26. XI. Крестил прп. Сергий Радонежский), постановил больше не собирать дань Зо лотой Орде.
В 1375 г. в Нижнем Новгороде, заступаясь за своего епископа Дионисия, взя того ордынцами в заложники, восставший народ перебил около 1500 татар, возглав ленных Сары-Акой ("Сарайкой").
В 1378 г. русское войско, руководимое великим князем Димитрием Ивановичем, победило рать Мурзы Бегига, лучшего из полководцев темника Мамая. Тогда погиб ли шестеро (из семерых) ордынских князей.
Активную миротворческую работу для ликвидации междоусобицы среди русских князей начал митрополит Киевский Кирилл (1242-81 гг.)2. Большими успехами в этом служении Церкви и Отечеству прослави лись также митрополит Алексей - род ственник великого князя Димитрия Ивано вича (дед его Иван Калита был в 1293 г кре стным отцом Елевферия Бяконта)3 и пре подобный Сергий Радонежский3а, крестив ший московских Димитриевичей - Юрия и Петра4.
Князь утаивал значительную часть дани, собираемой для Орды, закупая та ким образом у несостоятельных удельных князей их земли.
В 1358 г. он отказался принять цареви ча Мухаммеда-Ходжу, посланного из Орды для точного разграничения земель Мос ковской и Рязанской5. Детские и отрочес кие годы Димитрий проводил под непос редственным влиянием митрополита Алексия, ставшего после смерти отца фактически регентом всего великого Мос ковского княжества.
С отроческих лет князь Димитрий учил ся мужеству, действовал в сложной обста новке, нередко глядел в лицо смертель ной опасности. После смерти отца он был вынужден путешествовать в 1363 г. в Зо лотую Орду. Эта дальняя поездка была, с одной стороны, очень опасной, а с другой - крайне необходимой ему, как будущему главе государства. Князь Димитрий дол жен был самолично увидеть положение дел, соприкоснуться с врагом, обозреть Русь, которой ему надлежало править.
На эту поездку благословил его мит рополит Алексий, ездивший в Орду для исцеления Тайдулы и потом при Джани-беке и других ханах он был там. В даль нейшем все важные политические дей ствия и государственные решения вели кий князь Димитрий предпринимал с бла гословения митрополита Алексия.
В 1366 г. Димитрий Иванович вступил в брак с Евдокией (р. 1363 г.) - дочерью великого князя Нижегородско-Суздальского Димит рия Константиновича (+1383 г). У них было восемь сынов: Иван (р. 1367), Даниил (1369), Василий (1371), Юрий (1374), Симеон (1377), Андрей (1382), Петр (1385), Константин (1389) и четыре дочери: София, в будущем жена великого князя Феодора Олеговича Ря занского, Мария стала женой князя Лугве ния Ольгердовича Литовского, Анастасия - женой Ивана Всеволодовича, князя Холмс кого и Анна ( p. 1381)6. Данилушка и Сеня умерли в младенчестве. Юру и Петю крестил преподобный Сергий Радонежский, Ан дрея - игумен Феодор Симоновский, осталь ных сынов крестил преподобный Димитрий Прилуцкий.
Руководимый митрополитом Алексием великий князь Димитрий Иванович посвятил себя делу объединения русских князей под главенством Москвы для свержения тяжко го ига. Он хорошо понимал, что орду можно одолеть не одиноким противостоянием, но общими усилиями всех русских князей.
В сражении с Бегичем на р. Вожа вместе с московскими ратниками Димитрия Иванович a участвовали князь Андрей Ольгердович со своей русско-литовской дружиной и Прон ский князь Даниил Владимирович с воево дой Тимофеем Вельяминовым. Смертью ге роев пали тогда русские воеводы-бояре Д. А. Мансуров, Н.Д. Кусаков, а также много иных ратников. Три дня хоронили убитых7.
То была первая значительная победа Р уси над ордынцами в открытом бою. Она имела большое значения для Руси, т.к. полно стью разрушила суеверие абсолютной непобедимости Орды. Победа вдохнула увер енность и надежду освобождения от тяжкого ига, тяготевшего над Русью 140 лет.
Темник Мамай - зять хана Бердыбека, подчинивший себе большую часть золото-ордынских улусов, всемерно старался препятствовать консолидации русских земель. он решил отомстить за Бегича и заставить Русь платить дань. Он распустил слухи, что уже собрал против Москвы 12 орд, а всего 703000 воинов8. В действительности Мамай имел около 120000 разноязычных, разнопле менных и разноверных воинов против 60000 православных русских.
Димитрий Иванович серьезно готовился к встрече с коварным и сильным врагом. Он обратился с просьбой о помощи к своим родственникам и к удельным князьям.
Кроме московских ратников на зов вели кого князя откликнулись, изъявив готовность помочь: коломенцы, звенигородцы, можай цы, владимирцы, дмитровчане, ярославцы, ростовчане, суздальцы, юрьевцы, переслав цы, стародубцы, устюжане, мологжане, уг личи, костромичи, вологжане, тарусцы, му ромцы, городецкие, белозерские и елецкие. Откликнулись также украинцы и белорусы9.
Располагая огромной казной, великий князь Димитрий Иванович закупал оружие и доспехи для воинов. Обу чали ратников воеводы-князья Димитрий Боброк, Тимофей Вельяминов, князья Ди митрий и Владимир Всеволожи, также Андрей и Димитрий Ольгердовичи.
Мамай с воинами летом 1380 г. перепра вившись через Волгу, остановился в устье р. Воронеж. Князь Олег Иванович Рязанский известил великого князя Димитрия Ивановича о движении татар и сообщил о своих переговорах с литовским Ягайлом и Мама ем, согласным на мир при внесении Моск вой завышенных даней.
Мира не получилось, и войска продолжали двигаться навстречу друг другу. Ма май остановился у Кузьминой Рати, ждал Ягайла. 15 августа русские собрались на Девичьем поле (Коломна). После смотра войск Димитрий Иванович посетил Троице-Сергиев монастырь, принял благословение Великого Аввы и его предсказание победы с отпущением бывших бояр-схимников Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби для воодушевления русской рати.
За трапезой святой Игумен предсказал гибель Мамаю, а великому князю - победу.
Помолясь, исповедавшись и причастившись, русские ратники выступили 20 авгус та из Коломны и 1 сентября переправились через Оку, а 6 октября уже подошли к Дону.
Корибут (в крещении Димитрий) Ольгер дович - князь Брянский, Новгород-Северс кий и Трубчевский посоветовал великому князю переправиться через Дон, чтобы удержать воинов в случае бегства. Вечером 7 сентября в походных церквях служили все нощную под праздник Рождества Богородицы. В ночь все войско переправилось через Дон, и потом переправы были уничтожены.
Утром 8 сентября русское войско выст роилось в боевом порядке на Куликовом поле у впадения Непрядвы в Дон.
Боевое расположение войск было такое: сторо жевой конный полк (для з авязки боя) во главе с князьями Оболенк сим Семеном Ивановичем и тарусским И ваном Константиновичем - участником съ езда князей в 1374 г. в Переславле-Зале сском; передовой (головной) полк войск, во главе - князья Димитрий и Влади мир Всеволожи. Тут были и оба схимн ика;
- большой пеший собственный великого князя Димитрия Ивановича полк во глав е с князем селеховским (смоленским) Иваном Васильевичем и воеводами: моск овским тысяцким Тимофеем В.Вельям иновым, М.А. Бренком и князем Ив. Ром ан. Квашней;
- правой руки конный полк с князьями: Р остовским Андреем Федоровичем и Андреем Федоровичем Стародубским и вое водой при них Ю.В. Веньяминов-Груньк а;
- левой руки конный полк во главе с Бел озерским князем Федором Романович ем (потомок Феодора Ростиславича Ч ермного - князя Смоленско-Можайско-Я рославского) и князем Иваном Федоров ичем Белозерским (тоже потомок князя Ф. Р.Чермного), с Ярославским князем Василием Васильевичем (тоже потомок нашего князя) и Моложским князем Фео дором Михайловичем и воевода при них Л.И.Морозов - Мозырь.
Полки правой и левой руки были предн азначены для охраны флангов и тыла большого и передового полков.
В тылу у полка большого был еще ре зервный (запасной) полк во главе с опытн ым полководцем - князем Димитрием ( Корибут) Ольгердовичем и Брянским князем Романом Михайловичем.
За р. Смолка, в Зеленой дубраве, - з асадный конный полк - главная сила русского войска во главе с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем (двою родный брат Димитрия Ивановича) и прославленным московским полководц ем - князем-воеводой Димитрием Бобр оком Волынским. Тут же был мощный отряд князя Феодора Иванович Елецкого, вотчину которого сжег Мамай, идя к Куликову полю10.
Когда рассеялся туман, с Красного холма спускались татары. Русские дви нулись им навстречу. Самая кровопро литная из битв XIV века началась поединк ом схимника Александра Пересвета с печенегом-богатырем Мурзой Челубеем. Сражение войск длилось несколько ча сов. Введя все резервы, татары стали одолевать русских. Тогда в сражение вне запно вступил засадный полк, предводит ельствуемый князем Владимиром, бра том великого князя, решивший исход бит вы. Татар охватила паника, ряды их сме шались. Войско Мамая побежало, пре следуемое более 40 верст до р. Краси вая Меча. Сам Мамай убежал в Крым, где его убили союзники-генуззцы.
Вернувшийся из погони князь Влади мир Андреевич Серпуховский нашел ве ликого князя, лежавшего без сознания в иссеченных доспехах.
Тяжело досталась эта крупнейшая в XIV веке победа русскому народу. Пали геройской смертью 12 князей, 543 боя рина, что составило около 60% комсос тава русских войск. Простых ратников пало за веру и отечество примерно поло вина бывшего числа.
Народ назвал великого князя Димитрия Донским, а князя Владимира Андреевича - Храбрым. Именем Серпуховско го князя недавно названа лучшая пло щадь в его граде с установлением памят ной стелы.
Великий князь Ди митрий Иванович Донской не сразу воз вратился в столицу. По его наказу восемь дней хоронили убитых, молились об упо коении душ павших русских, за веру и оте чество живот свой положивших. Воинами- победителями была построена обыден ная (в один день) деревянная церковь Рождества Богородицы. После построи ли на Куликовом поле еще каменный храм во имя преподобного Сергия, бывшего душой великой победы. Благодарный Богу победитель создал храмы и монас тыри в Коломне, Угреше и Москве.
Димитрию Ивановичу, как победите лю, донские ратники из г. Сипотина пода рили икону Богородицы, пред которой он коленопоклонно молился восьмого сен тября перед битвой11, а гребневские жи тели вручили ему еще свою чтимую икону Богоматери12. Византийский император Иоанн V Палеолог, узнавший о Донском победителе, наградил его древним чти мым образом святого великомученика Димитрия Солунского, имя которого на речено великому князю в святом креще нии13.
По совету и благословению преподоб ного Сергия великий князь Димитрий Дон ской учредил "на все века" совершать по миновение всех павших в Куликовской битве в субботу перед 26 октября.
Святой благоверный великий князь Димитрий Донской скончался на 39 году жизни 19 мая 1389 г. и погребен в Архан гельском соборе Московского Кремля14. Он канонизирован РПЦ в 1988 году. Там же положили его брата-сподвижника кня зя Владимира Андреевича Храброго (+1410).
Вдова великого князя Евдокия Димит риевна в память Куликовской битвы пост роила в Московском Кремле белокамен ный храм Рождества Богородицы, а в 1389 г основала рядом с Чудовым монастырем женскую обитель Вознесения Господня. Она занималась широкой благотворительностью и вела подвижнический образ жизни, утаивая это даже от своих чад.
Приняв иночество в своей Вознесен ской обители под именем Евфросинии, она заложила там каменный храм и по том основала еще Горицкий монастырь в Переславле Залесском. Скончалась она в своем Вознесенском монастыре 7 июля 1407 г. и причислена к лику святых.
В своем юбилейном послании святей ший патриарх Алексий подчеркнул важ ность отмечаемого события в истории России, говоря, что на Куликово поле шли воины различных удельных русских княжеств, а возвратилась с поля битвы ог ромная военная дружина единой Руси. "Мы рассматриваем победу в Куликовс кой битве как начало русской государ ственности", - сказал патриарх.
Кроме 8 сентября и 19 мая мы памя туем святого великого князя Димитрия еще в "Неделю Всех Российских Свя тых", также в дни памяти "Всех святых" Московских, Радонежских, Тульских, Костромских, а преподобную Евфросинию, в миру Евдокию - великую княгиню Мос ковскую, кроме "Недели Всех Российс ких Святых", еще 17 мая по ст. ст., 7 июля по ст. стилю и в числе "Всех Святых Мос ковских и Радонежских".
1 О Феодоровой иконе и о великом князе Ва силии Ярославиче см.: "Настольная книга священнослужителя", М., 1979, т. III. 14. III.
2 О митрополите Кирилле III см.: А.В. Карта шев "История русской церкви", М., 1997, т. I, 290-295.
3 А.В.Карташев "История русской церкви", т. 1,307-323.
За "Настольная книга священнослужителя", т. II, М., 1979, 25сент.
4 Еще о преподобном Сергии. Там же т. III, 5 июля.
5 Славянская энциклопедия, т. I, M., 2002, "Иван II ".
6 Там же. т. I, M., 2002, "Иван II "
7 Там же, см. "Бегич", "Вожа".
8 Там же, см. "Мамай".
9 Откликнувшихся на зов великого князя Димитрия. См. Ю..Лошиц "Димитрий Донской", серия "ЖЗЛ", в. 4, М., 1983, 252-254.
10 Откликнувшихся на зов великого князя Димитрия. См. Ю.Лошиц "Димитрий Донс кой", серия "ЖЗЛ", в. 4, М., 1983, 252-254.
11 "О тебе радуется...", М., 2002, 63-66, о Донской иконе.
12 О Гребневской иконе Божией Матери см. у Софии Снессоревой "Земная жизнь Пре святой Богородицы", 28 июля.
13 А.Н.Соколов "Потомство Рюрика", Н.Нов город, 2002, 33. Иоанн V Палеолог правил Ва- зантийской империей (вторично) в 1379-91 гг. Икона хранится в Оружейной палате Крем ля.
14 "Жития новопрославленных святых РПЦ", т. I, СПб, 2001, М.Б. и М.Б. Данилушкины, см. 19 мая.
http://www.voskres.ru/army/church/derevianko1.htm