Я решил, что нужно определяться...

0
157
Время на чтение 5 минут
Священник Димитрий Карпенко - клирик Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, заместитель редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег"

- Как Вы стали православным?

- Родившись в среде изначально неправославной (Калмыкия), я абсолютно ничего не знал о религии: православие, буддизм, ислам - все равно, и семья не была особенно верующей - обычная семья музыкантов. В моих детских воспоминаниях даже храмы не запечатлелись, я практически нигде их не видел. Помню в 1988 году в год 1000-летия Крещения Руси, я впервые увидел батюшек по телевизору. Должны были показывать "Песню-88", а показали концерт духовной музыки, все были в черном. Было так интересно и таинственно.

Начало 90-х: гласность, демократия и нас (школьников) начали приобщать к благам цивилизации, водили в хурул (буддийский храм), там я впервые вообще задумался о Боге, что Он вообще существует. Атмосфера в буддийском храме мне абсолютно не понравилась, тем более никто из "лам" не мог дать вразумительного ответа на многие вопросы.

Тогда-то я и задумался: "А почему я человек, не определившийся в вере?". Храма в Элисте не было, был лишь молитвенный дом, который располагается на окраине города, добираться туда было неудобно. До своего крещения я там не разу не был. И вот я решил, что нужно определяться: или я буддист, или православный. Но буддийские проповедники не знали русского языка, все разговаривали на английском. А тут еще мои родители не так давно познакомились с настоятелем Крестовоздвиженского храма о. Зосимой. Создались благоприятные условия - я решил (в 12 лет) - креститься.

Крещение помню очень хорошо: было много народу, батюшка был такой приветливый и добрый. Покрестили меня на мой День Ангела 8 ноября - великомученика Димитрия Солунского. Причем день специально не подгадывали, само так получилось. Ну а потом, уже учась в старших классах, я стал более серьезно интересоваться религиозными вопросами.

Задуматься о вере меня заставили, как ни странно, книги Л.Н. Толстого. Прочитав несколько его книг ("Исповедь", "В чем моя вера" и т.п.) я был поражен всеми теми вещами, о которых он столь смело писал, и было на какое-то время разочарование в официальном православии, но потом это прошло. Толстой заставил меня задуматься над многим, но позже я отошёл от его идей.

- Как произошло, что Вы отошли от философии Толстого? Что повлияло на смену убеждений?

- Более серьезное восприятие христианства, когда я понял, что оно заключается не только в одном Толстом, вернее оно вообще в нем не заключается. Мир христианства гораздо сложнее и богаче, чем примитивная моралистика Толстого. Преодолеть эти сомнения помогло, прежде всего, желание узнать "а как оно на самом деле", чтение нормальных церковных книг, беседа с нормальными верующими людьми, собственные размышления. Все это дало возможность понять, что Толстой - это несчастный великий русский писатель, но несмотря на это его творчество я до сих пор люблю и ценю.

Пути Господни неисповедимы и каждый приходит через что-то свое. Начал активно ходить в храм, петь на клиросе.

- Когда начали ходить в храм - были ли внутренние сложности, старые стереотипы, что-то, с чем сложно было согласиться? Как преодолели?

- Сложности были прежде всего с тем, что меня всегда интересовал вопрос, а насколько само духовенство воспринимает все происходящее в храме. Потому что было много всего непонятного, поэтому возникал вопрос, насколько все это понятно, тем, кто служит. Стереотипы, конечно, были, типа того, что причащаться нужно раз в посту, не целовать икон после Причастия, не смотреть телевизор, и прочий неофитский набор. С этим было сложно согласиться, и, в конце концов, я с этим и не согласился. А преодолеть все это помогло узнавание сложного и в тоже время простого устройства церковной жизни.

Владыка Зосима (тот самый батюшка, который меня крестил) приметил меня и взял к себе иподьяконом. После Лицея он благословил, меня поступать в Белгородскую семинарию. Все, что связано с именем Владыки Зосимы, для меня важно и памятно. Он благословлял меня на все самые ответственные этапы моей жизни. И постоянно поддерживает и до сего дня.

-Как отнеслись к Вашему воцерковлению друзья и близкие? Были ли сложности?

Сказать честно, я до самого последнего момента скрывал свои планы от знакомых(в смысле, поступление в семинарию), потому что считалось, что нужно поступить в престижный ВУЗ, получить высокооплачиваемое место, в этом смысл. До сих пор многие моими знаемые ужасаются подобному выбору. Но те люди, которые меня действительно знали, все прекрасно поняли и поддержали. Само главное - мои родители, которые в начале тоже были слегка ошарашены подобным стремлением, но затем все приняли и помогли.

- Как Вы стали священником?

- Поступив в семинарию, я, естественно, не мыслил себя в будущем никем, кроме как священником. Но все, что произошло - это по Промыслу Божиему. Сам я не настаивал на хиротонии, потому что это кажется мне немного странным - выпрашивать рукоположение. Владыка предложил- я не стал отказываться. В дьяконы меня рукополагали на центральной площади г. Элисты. Тут, совсем неподалеку, памятник Ленину, немного дальше- Будде... И это место оказалось освященным моим рукоположением. Ну а священническая хиротония была 31 декабря 2000 года. Так что я, скорее всего, последний священник, рукоположенный в XX веке. И в этом я тоже вижу особый промысел: связь поколений - ведь служить мне в веке XX, а начало свое я беру еще с прошлого века - это и ответственность, и одновременно благословение Божие на предстоящие труды.

-Что поменялось в Вашем мироощущении с принятием священного сана?

- Конечно, я стал более церковным человеком, без сомнения. Я имею возможность постоянно участвовать в Таинствах Святой Церкви, а у мирян с этим постоянные сомнения и искушения. Хлопот, конечно, прибавилось, но самое главное - это радость от осознания к причастности к жизни во Христе. Буду стараться прилагать все усилия, чтобы к этой радости было причастно как можно больше людей.

- Какой самый радостный момент можете вспомнить в Вашей церковной жизни?

Самый радостный момент - после рукоположения в священники, я всю ночь не спал, в ожидании того, что сам буду совершать Божественную Литургию. Я очень этого желал и боялся одновременно. И до сих пор для меня самая большая радость в моей церковной жизни - иметь возможность самому совершать Таинство Евхаристии.

- Увлечения?

- Я вообще человек книжной культуры и поэтому мой основное увлечение- книги: читать, собирать. Сейчас, конечно же, читаю в основном литературу духовного плана. Очень люблю архим. Киприана (Керна), о. Андрея Кураева, митрополита Антония Сурожского и многих других наших церковным писателей. Из светских вещей - Толстой тоже остался в поле моего зрения, Достоевский, Гоголь, Бунин - люблю русскую классику. Еще Льюис - "Хроники Нарнии" - самая удивительная сказка, которую я когда-либо читал: рассказать на языке сказки об искупительной жертве Христа, ничего не опошлив - это просто удивительно. Вообще люблю сказки Андерсена, Льюиса Кэролла, Гофмана.

Музыку я сейчас практически не слушаю, но вообще люблю Высоцкого, Шевчука, Кинчева, Яну Дягилеву, Ревякина. Замечательно, что многие из них обратились в Православие - и оставаясь тем, кем они являются, стараются нам петь правду - а это очень важно сейчас.

- Занятия?

- Службы, службы, службы... Мне нравится служить. И это очень важный духовный опыт, тем более для молодого священника. Встаю рано утром, ложусь поздно вечером. Все основное время провожу в храме. Стараюсь проповедовать. Сейчас особенно важно наше молитвенное предстояние перед теми, которые своей мученической кончиной засвидетельствовали христианскую веру в XX веке.

Интервью о. Димитрия Карпенко газете "Бутерброд" и порталу "Православие и мир"

http://www.pravmir.ru/article_739.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Карпенко
Все статьи Священник Димитрий Карпенко
Последние комментарии