Слободан Милеуснич |
1 декабря 2005 г. исполнилось 9 дней со дня кончины выдающегося современного деятеля сербской церковной науки и культуры, директора Музея Сербской Православной Церкви, автора ряда статей для издаваемой Русской Православной Церковью многотомной "Православной энциклопедии", профессора, доктора Слободана Милеуснича.
В последнее время много и часто говорится о возрождении церковной науки в России и за рубежом. С каждым годом увеличивается количество опубликованных исследований и статей, проведенных конференций и мероприятий, растет число выпускников духовных школ, учебные программы которых постепенно меняются, и помимо задачи подготовки церковнослужителей все больше внимания уделяют повышению уровня образования.
В отличие от России, в зарубежных странах в ХХ в. складывались более благоприятные условия для сохранения и приумножения традиций и наследия церковно-исторической науки. Если в Русской Церкви открывшиеся в конце сороковых - пятидесятых годах духовные школы были ориентированы на срочное пополнение кадрового состава, то в Сербской и Болгарской Церквях академии, семинарии и богословские факультеты при столичных университетах действовали практически постоянно и поддерживали высокий уровень во многом благодаря силам русской эмиграции.
Но, несмотря на очевидные улучшения в данной области, вероятно в силу своей специфики церковная наука продолжает держаться на энтузиазме и силах отдельных личностей. Именно благодаря образованности, широте кругозора и жертвенности служения науке ученых и исследователей осуществляется дальнейшая разработка и изучение многих сторон церковной жизни, сохранение уцелевшего наследия и воспитание, не только лекциями и семинарами, но и личным примером, учеников и последователей.
Но в Церкви земной все временно... Своих верных служителей призывает и Церковь Небесная.
22 ноября 2005 г., на следующий день после празднования своей славы, после тяжелой болезни, на 59-м году жизни скончался выдающийся современный деятель сербской церковной науки и культуры, директор Музея Сербской Православной Церкви, профессор, доктор Слободан Милеуснич. Всю свою жизнь он посвятил служению и изучению истории Сербской Церкви.
Слободан Гойко Милеуснич родился 9 апреля 1947 г. в Западной Славонии (Хорватия), в с. Говедже Поле близ Пакраца. Начальное образование получил в школах в родном селе и в г. Троеглава. В 1968 г. окончил Богословскую семинарию святителя Саввы в Белграде, в 1973 г. - Богословский факультет Белградского университета, в 1977 г. - там же Философский факультет по отделению истории искусства. Стажировался в Германии. В 1984 г. на Философском факультете защитил магистерскую диссертацию по теме "Сербская живопись XVII и XVIII вв. в Славонии". В 2004 г. там же защитил докторскую диссертацию по теме "Пожешская митрополия".
В 1975 г. Слободан Милеуснич пришел на работу на свечной завод при Сербской Патриархии, потом некоторое время управлял патриаршеской типографией.
С 1985 по 1989 г. Милеуснич - главный редактор журнала-обозрения "Сербская Православная Церковь - Её прошлое и настоящее", с 1989 по 1992 г. - газеты "Православие".
Слободан Милеуснич долгое время исполнял должность директора Музея Сербской Православной Церкви в Белграде, был секретарем Святого Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви, координатором Совета по обновлению храмов и сохранению сербского культурного наследия, членом многих комиссий и обществ, например Главного комитета научного общества Матица Сербская в Нови Саде, Республиканского комитета по обновлению афонского монастыря Хиландар, Административного комитета Белградского народного комитета, Культурно-просветительского общества Сербии. Принимал участие в работе многочисленных научных конференций в Югославии и других странах.
Изначально главным предметом его исследований была сербская церковная живопись. Этой теме, кроме кандидатской диссертации, были посвящены многие статьи: "Живописец Остоя Мркоевич и его иконописание" в "Сборнике Матицы Сербской по изобразительному искусству" (1985), "Изображения сербских святителей в церковной живописи Славонии" в "Сборнике о сербах в Хорватии" (1989); "Деревянная прорезь "Святая гора - Афон" в сборнике статей "Восемь веков Хиландара" (Белград, 2000); "Византия в церковной живописи Славонии" в "Сборнике Матицы Сербской по изобразительному искусству" (2003) и другие.
При изучении памятников церковной живописи он обратился к исследованию и, своего рода, инвентаризации и оформления в музейные коллекции, в основном в фондах возглавляемого им Музея Сербской Православной Церкви, наследия монастырских и церковных ризниц. Это направление его деятельности отразилось в статьях: "Судьба ризницы монастыря Гргетег" в "Сборник Матице Сербской по изобразительному искусству", "Монастырь Жича в церковных инвентарях XIX в." в сборнике статей "Монастырь Жича" (2000), "Музей Сербской Православной Церкви" (1987 и 2001), "Плащаница краля Милутина (литургическое применение)" в сборнике статей "Ниш и Византия" (2004) и т. д.
Важное место в его исследованиях занимала тема сербского монашества и сербских монастырей, по истории которых он подготовил несколько изданий, лично посетив практически каждую обитель: "Монастырь Драгович" (1986), "Монастырь Крка" (на сербском и английском языках, 1994 и 2004), "Путеводитель по монастырям Сербии" (1995), "Средневековые монастыри Сербии" (на английском и сербском языках, 4 издания с 1995 по 1998), "Хиландар" (на пяти языках, 1998), "Монастыри Сербии" (на сербском и английском, 2002 и 2003), "Сербские монастыри как духовные и культурные центры сербского народа. К двухсотлетию Караджорджева восстания" в журнале "Источник" (Торонто, 2004. N 59), "Сербские монастыри (от Хиландара до Либервиля" (2004) и другие.
В девяностых годах ХХ в. во время гражданских войн на территории бывших республик Югославии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, активно выступал в средствах массовой информации как бывшей Югославии, так и зарубежных, с призывами защитить памятники церковной архитектуры от вандализма и разрушения, восстановления уже разрушенных зданий. С этой целью выступил инициатором целого ряда общественных мероприятий, выпустил несколько книг, в которых описывал уникальность сербских памятников, например "Святыни Косова и Метохии" (на четырех языках, два издания 1999 и 2001), "Страдания сербских церквей и монастырей Косова и Метохии" в сборнике "Летопись Матицы Сербской" (2000). Особое значение имеют издания "Духовный геноцид 1991-1993 гг." (два издания, 1994), каталог одноименной выставки "Духовный геноцид 1991-1995 гг." (1995) и "Духовный геноцид 1991-1995-(1997) гг." (1997), в которых Слободан Милеуснич рассказал об истории каждого храма или часовни, разрушенных либо поруганных в ходе военных действий.
Несколько изданий и публикаций он посвятил сербским святым, например монография "Сербские святые" (три издания: 1987, 2000 и 2003), в которой помещены жития почти всех сербских святых; "Святой Стефан Штилянович - воин и святой" (1992); статья "Новоканонизированные сербские святые" в "Ежегоднике Софийского университета св. Kлимента Охридского: Центр славяно-византийских исследований И. Дуйчева" (2002), и другим сторонам церковной истории - например статья "Сто писем Димитрия Руварца Радославу Груичу" в сборнике докладов научной конференции "Братья Руварац в сербской историографии и культуре" (1997), докторская диссертация "Пожеская митрополия" (2004, пока не опубликована) и другие.
Активно участвовал в общественной и культурной деятельности, выступал организатором выставок, например был одним из организаторов представления предметов византийского искусства из ризниц сербских монастырей на выставке "Византия, вера и мощь: 1261-1557" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк, март 2004), и мероприятий как в Сербии и Черногории, так и за их пределами. Публиковался в светской и церковной прессе по самым разным вопросам культурной и церковной жизни. Был членом Союза журналистов Сербии.
Написал ряд статей для издаваемой Русской Православной Церковью многотомной "Православной энциклопедии": об иконописце Димитрии Аврамовиче, монастырях Айдановацком, Брчеле, Войловица, Вранина, Волявча, Врачевшница, Гомионица, Гомирье, Горняк, Гргетег и других.
Вся многогранная и исполненная колоссальной энергии деятельность Слободана Милеуснича была направлена на защиту и сохранение уцелевшего наследия сербского церковного искусства, на популяризацию истории Сербской Православной Церкви как в странах бывшей Югославии, так и за рубежом.
Опубликованная библиография его статей и книг превышает 300 позиций, но она пока неполна и не отражает реальное количество опубликованных им статей, рецензий и обзоров. Вклад этого, исполненного любовью к своей Родине, к своей Вере и Церкви святого Саввы, ученого еще по достоинству не оценен, но, вне всякого сомнения, его имя займет одно из значимых мест в сербской церковной науке.
В России имя Слободана Милеуснича, к сожалению, несмотря на его участие в нескольких конференциях, известно лишь небольшому кругу исследователей и любителей сербской истории. Но его яркая личность достойна знакомства с ней, а его активная и плодотворнейшая деятельность - восхищения и подражания.
Вечная ему память!
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=28688&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)