Экспозиция развернулась сразу в двух музейных зданиях - на втором этаже церкви Архангела Михаила и в Настоятельском корпусе. Участвует в выставке более 10 ведущих музеев, в том числе Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, Музей личных коллекций, Церковноархеологический кабинет Московской духовной академии, а также частные коллекционеры и крупные старообрядческие храмы.
Подобный масштаб не случаен. Сто лет назад Николай II издал указ "Об укреплении начал веротерпимости". В 1905 году с алтарей храмов Рогожской слободы - центра московского старообрядчества - были сняты печати, наложенные в царствование Александра II, а с самих старообрядцев - прозвище "раскольники".
Недолгий период "открытого существования" - с 1905 по 1917 год - называют золотым веком старообрядчества. В ряде городов начинается интенсивное строительство старообрядческих храмов, многие люди заново открывают для себя древнерусскую иконопись. В новых условиях в старообрядческой среде формируется особый тип "настоящего страстного коллекционера древности и редкости".
Такими почитателями древнерусской живописи и книжности стали Степан Рябушинский, Георгий Рахманов, Анна Мараева, Петр Никифоров, Егор Егоров, Михаил Чуванов и многие другие. Московские старообрядческие храмы Рогожского и Преображенского кладбищ, Никольского единоверческого монастыря, Тверской и Остоженской общин с их богатейшими собраниями древностей являлись в полном смысле слова уникальными музеями древнерусского искусства.
Первый раздел выставки, расположившийся в Архангельской церкви, включает в себя произведения, созданные еще до церковного раскола и сохранявшиеся в старообрядческих храмах и частных молельнях.
Он открывается иконой XV века Богоматерь "Одигитрия", подаренной музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общиной. Отдельную стену занимают пять икон из семифигурного деисусного чина, известного как "Облачный". Предание связывает его с рублевской иконописной школой и относит к XV веку, однако большинство историков искусства считают его работой старообрядческого иконописца конца XIX - начала XX века. Среди экспонатов - вдохновенный образ святого Николая (Зарайского) с житием работы новгородских мастеров XVI века, сызранские старообрядческие иконы, рукописные книги.
Основная же часть экспозиции разместилась в просторном зале Настоятельского корпуса. Здесь представлены произведения не только сохраненные, но и созданные старообрядцами.
- Готовя экспозицию, мы попытались мысленно облететь всю Россию, обозреть многочисленные центры старообрядчества, - рассказывает куратор и автор выставки Елена Зотова.
- Хотелось показать все многообразие искусства старообрядческих общин - Поморской, Федосеевской, Преображенской, Ветковской, Невьянской, каждой из них посвящен отдельный стенд. Посетитель начинает свой путь по выставке с Распятия Христова и постепенно, начиная с Севера, проходит всю Россию, возвращаясь к Рогожскому кладбищу и иконе Христова Воскресения. Для нас это путь веры.
Посетители выставки могут увидеть древнейшую рукопись музея - "Слово о постничестве"
Василия Великого 1402 года. Созданная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она сохранялась в старообрядческих скитах и долгое время считалась утраченной, пока в 1961 году не вернулась назад в монастырь из куйбышевской библиотеки. Икона Христос "Пантократор" из собрания Третьяковской галереи была написана в начале XX века для Успенского собора на Апухтинке близ Покровской заставы. Собор, построенный в 1906 - 1907 годах, к сожалению, не сохранился. Этот удивительный памятник современники считали храмом-музеем.
Другой образ, также созданный в начале XX века, - Богоматерь "Одигитрия" ныне хранится в Историческом музее. Происходит и он из Тверской старообрядческой общины - Никольского храма на Бутырском Валу. Обе иконы высочайшего качества письма, ориентированы на древние образцы.
Отдельную часть экспозиции составляют произведения меднолитой пластики. Среди них особенно выделяется поморское литье.
- Поморские изделия - это подлинные шедевры, - говорит Елена Зотова. - Начиная с XVIII века во всей старообрядческой пластике ничего лучшего не было создано. Поморские мастера разработали новые иконографические схемы, которых прежде не было. А ведь еще при Петре I в 1722 - 1723 годах вышли два указа, запрещающие не только производство медного литья, но и само его бытование. И именно благодаря старообрядцам этот вид материала был сохранен и поднят на новую высоту.
http://www.gudok.ru/index.php/29990