Сегодня нет войны полумесяца с крестом - есть противостояние попсированного ислама и Голливуда

Что произошло во Франции? Насколько правомерны выводы властей США о религиозной ситуации в России? На эти и другие вопросы в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову ответил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.

- В восьмидесятые - начале девяностых годов большая часть думающей молодежи в нашей стране, которая пыталась отыскать смысл в атмосфере неверия и закрученных гаек, обращалась к року. Многие находили то, что искали. Сегодня дуют иные ветра...

- Тогда было совершенно особое отношение к любому несоветскому фильму, песне, книге, человеку. Тогда все было "железнодорожно" понятно: есть жизненные колеи, по которым надо катить, и тебе не дано права самому торить свою колею. Тогда любая возможность размыть этот железобетон приводила к тому, что на эту тропку сворачивали сразу многие тысячи диссидентов. А сегодня невозможно ни появление таких долгоиграющих по своему влиянию фильмов, ни столь же влиятельных рок-групп или писателей. Сегодня совершенно иное отношение к книге: популярен не тот писатель, который влияет на мою мысль и судьбу, а тот, кто стал соучастником в запланированном мною убийстве: он помогает мне убивать время в электричке. Ну, еще он может сгодиться на то, чтобы затем на какой-нибудь тусовке с умным видом его зацитировать.

У людей сегодня очень много выбора, но оттого слишком часто оказывается, что этот выбор мелковат. Качество выбора определяется настойчивостью в его воспроизведении и являет себя в умении копать в одном месте. Чтобы нечто найти, нужно копать не ложечками в разных местах, а экскаватором в одном месте. Иначе до водоносного слоя не достать. Массовое клиповое мышление на это не способно. Поэтому, будь то в религиозной или культурной жизни, просто надо привыкнуть к тому, чтобы быть в меньшинстве. Люди, которые способны что-то делать всерьез в мире музыки, кино, литературы, театра, науки, религии, обречены на то, чтобы быть в меньшинстве. Они не сделаны на "фабрике звезд" и не контролируют ее. Конечно, можно мечтать о воссоздании всесоюзного храма великой советской науки, или об имперской российской Церкви былых времен, или о великой подпольной сети советского рок-н-ролла, но все это не более чем ностальгия. Любить свое придется в одиночку.

- Сначала госдепартамент США опубликовал доклад о положении религиозных организаций в мире и, в частности, в России. Затем американский Конгресс потребовал от России соблюдать религиозные свободы. Насколько сделанные оценки и выводы отражают реальное положение дел в сфере религиозной жизни нашей страны?

- Ну, это все равно, что говорить о дискриминации несчастных арабских повстанцев в Париже. Эти люди родились и выросли во Франции. Но если они не выучили французский язык и проводили на дискотеках время, которое должны были проводить в учебных аудиториях, не овладели профессией, то, простите, зачем потом поджигать машины коренных французов и заявлять о дискриминации? У них был шанс сделать самим свою судьбу. Они от этого отказались. Всегда в любой стране можно найти обиженных. Так делало советское телевидение, когда снимало телесюжеты на тему "Нью-Йорк - город контрастов".

Вопрос в том, что они искали. Если они искали обиженных, то они их нашли. А наш вопрос в том, кто их обижал и по какому поводу. И, в общем, все эти причитания сводятся только к одному: государство не предлагает некоторым религиозным организациям такие же партнерские отношения, какие выстраиваются сейчас с Русской православной церковью. Если меня не приглашают на работу в кремлевскую администрацию и не дают права ведения в прайм-тайм передачи на основном российском телеканале, то это еще не означает, что я подвергаюсь жутким гонениям.

Например, на молитвенный завтрак к президенту США могут пригласить баптистского пастора, а старообрядца - нет. Но это не повод кричать о том, что притесняют религиозные меньшинства. Едва ли православные, например, в Германии имеют те же привилегии, что и Католическая церковь.

Государство должно гарантировать людям определенный набор прав и возможностей. Но далее государство вправе само определять, какие образовательные или культурные проекты поддерживать, а каким - предоставить возможность расти самостоятельно. Точно так же и в области религии. Если государство демократично, то есть прислушивается к голосу большинства своих избирателей - а в России, понятно, большинство ориентированы на православие, - то сотрудничает с православием.

Аналогично с телевидением: у нас есть государственный спортивный телеканал. На нем, равно как и на других телеканалах, нередко транслируют матчи из российского чемпионата по футболу, но не показывают, например, матчи из чемпионата по хоккею на траве. Ассоциация травяных хоккеистов может обидеться и потребовать равных условий, но условия-то неравны в том смысле, что нет массового зрительского интереса. У людей есть масса вопросов к Православной церкви, но нет спроса на проповедь адвентистов. Если православный священник приходит на телевидение, то он делает это не для того, чтобы создать спрос, а для того, чтобы ответить на существующие вопросы. А к какой-нибудь новой религиозной организации таких вопросов просто нет. Увы, у нас сектанты привыкли путать право и обязанности. У них есть право на проповедь, но на госчиновниках не лежит обязанность пускать их в те аудитории, которые находятся под контролем государства: в армию, школу, государственные СМИ.

Так что прежде обвинений в нетерпимости следует учесть масштабы амбиций религиозных меньшинств. Кроме того, необходимо сформулировать четкие критерии религиозной нетерпимости. Вопрос в том, каковы критерии предвзятости и непредвзятости, терпимости и нетерпимости. Ведь далеко не всегда хочется им соответствовать, как, например, в случае с гей-движениями. Некоторые религиозные организации ведут свою игру: люди надевают маску гонимых, чтобы открыть линии финансирования от западных гуманитарных и правозащитных центров. Любой человек, организация может позволить себе дать оценку внутренней ситуации в той или иной стране. Сам факт публикации такого доклада не является чем-то возмутительным. Но, естественно, и у нас есть право или не заметить этого доклада, или дать аргументированный ответ.

- То, что случилось во Франции, может ли, по-Вашему, повториться в России?

- Такого рода события не случаются без организаторов. Значит, кто-то этого захотел. Кто эти кто-то? И не захотят ли эти люди, чтобы и в России произошло нечто подобное? Сколько мы читали разных сказок про "кукушат", когда сначала ты приютил в своем доме незнакомца, а затем в твоем госте стали пробуждаться свои аппетиты. Сначала он начинает требовать соучастия в управлении домом, а со временем претендовать уже и на роль единовластного хозяина. Так крепнет голос европейских иммигрантов. Кроме того, не будем забывать, что в исламе, в отличие от христианства, нет принципа разделения политики и религиозной жизни. Бывают задавленные политические амбиции, бывают временные компромиссы, но при малейшей возможности цели будут реализованы.

Однако считать, что идет война полумесяца с крестом, оснований нет - просто по той причине, что креста нет. Нет христианской цивилизации, нет христианских стран. Франция не является христианской страной. О правительстве Франции нельзя сказать, что оно хоть в какой-либо степени руководствуется церковными заповедями, интересами, идеалами. Франция в течение более двухсот лет уничтожала свое христианское прошлое, и очень успешно. Я бывал в разных странах мира и везде ходил в рясе - и в арабских странах, и в Советском Союзе, и в Израиле, но нигде не встречал к себе столь холодного отношения, как на улицах Парижа. Двести лет антиклерикального масонского воспитания очень сказываются. Так что Франция - расхристанная страна, и там противостояние скорее веры и безверия. Естественно, что преимущество будет на стороне веры просто по законам психологии. Так или иначе, можно сказать, что речь идет о противостоянии полумесяца и Голливуда. Попса американского производства против попсированного тоже, примитивизированного и военизированного, но ислама.

Политический ислам смертельно опасен для европейского мира. Вот если бы Европа была христианской, тогда другой дело, даже если бы христиане были меньшинством. Вот мне не опасно жить в исламизированной стране, потому что я христианин и тем самым нахожусь под защитой Корана как человек, исповедующий религию Книги. А Коран не разрешает в мусульманском государстве жить атеистам и язычникам. Таким образом, люди, не исповедующие религию Откровения, то есть неиудеи, нехристиане в мусульманском государстве не будут терпимы. По этой причине я поражаюсь такому спокойствию нынешних либералов-гуманистов, которые почитывают языческие гороскопы, говорят о политкорректности, а на самом деле сами всерьез ни в Бога, ни в черта не верят. Вот им-то придется очень плохо, когда воспеваемые ими якобы обиженные мусульманские подростки повзрослеют и всерьез получат рычаги власти.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=51
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Кураев:
Все статьи автора
Последние комментарии
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
01.04.2019
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Коротков А. В.
01.04.2019
Шумное падение
Новый комментарий от Сант
01.04.2019
Он был сторонником карантинных мер
Новый комментарий от Сергей
01.04.2019
Долготерпение Божие истощилось...
Новый комментарий от Andrey
01.04.2019
Погасший маяк
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.04.2019
«Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать это»
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.04.2019