Немного истории
Хеллоуин ведет свою историю от древних кельтов. Верховным богом для них являлся бог Солнца, который, по преданию, всю холодную половину года находился в плену у Самхэйна - повелителя мертвых и князя тьмы. Именем этого страшного владыки - Самхэйн (Samhain) - назывался и главный кельтский праздник, отмечавшийся 31 октября,- он был "по совместительству" новым годом и праздником урожая. От кельтов праздник унаследовали ирландцы. У них с Самхэйном было связано множество своих обычаев. В столицу Ирландии в этот день собирались толпы народа, устраивался огромный пир, который не прекращался и ночью. Мистическая сущность праздника как ворот между миром людей и духов при этом сохранялась. Тогда и появилась главная особенность теперешнего хеллоуина - "Trick or treat" - ("Пакость или подарок") Она заключается в том, чтобы "откупаться" сладостями от детей, которые настойчиво стучат в дверь. Отказавшему в угощении устраивали какую-нибудь мелкую пакость.А еще появилась традиция вырезать из картошки и репы страшные рожи-фонарики со свечкой внутри. Фонари эти обязаны своим появлением герою ираландского фольклора - Джеку с фонарем (пропойца-кузнец по имени Джек, согласно ирландской легенде, сумел дважды обмануть дьявола и избежал ада. Однако в рай Джека тоже не пустили, и теперь до самого Страшного Суда бродит кузнец по земле, освещая себе путь кусочком адского угля, спрятанным для надежности внутри репки).
Церковь и хеллоуин
Церковь боролась с языческими обычаями. Папа Григорий III перенес на 1 ноября День всех святых, день этот был посвящен тем святым, у которых не было своего праздника в течение года. Канун этого дня - 31 октября - в средневековом английском языке получил название All Hallows Even. All Hallows Even ("вечер всех святых") трансформировался в Hallowe'en, а затем просто в Halloween. Совмещая даты христианского и языческого праздников, папа, видимо, надеялся на постепенное искоренение кельтских традиций. Но произошло обратное - языческий праздник не только выжил, но и успешно "влился" в церковный, переплелся с ним. А в последующие столетия хеллоуин присвоили себе ведьмы, собиравшиеся в эту ночь на шабаш.Переезд в страну свободы
Ирландские и шотландские поселенцы привезли хеллоуин в Америку. Там и выяснилось, что использовать тыквы в качестве фонарей гораздо удобнее, чем репки. В 20-х годах XX века массово праздновать хеллоуин стали в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Обычай прижился. Во всех городах США стала распространяться мода устраивать на хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, поджигать деревья и т.п. Америка - страна свободная, запретить хеллоуин там никому в голову не пришло, попытались только несколько окультурить его, ввести буйство в рамки, не без коммерческого успеха, разумеется. Под лозунгом "Sane Halloween!" ("За здоровый хеллоуин!") хулиганство заменили маскарадом и выклянчиванием конфет. Костюмы, свечи, сладости, украшения, поздравительные открытки и тыквы пользуются огромной популярностью, несмотря на то, что праздник до сих пор не является официальным.Недавно, впрочем, хеллоуин подвергся в США "гонениям": американские чиновники решили запретить отмечать его в школах. Причиной запрета стал несерьезный характер праздника. В настоящее время в США он не имеет почти никакого отношения к первоисточнику - празднеству древних кельтов, превратившись в подростковое развлечение. По мнению чиновников, подобная ситуация может вызвать недовольство... у последователей культа Виккан - современного движения ведьм. Поэтому из соображений политкорректности празднование хеллоуина в школах будет отменено, чтобы праздничные шалости и безумства не нанесли оскорбления настоящим ведьмам.
Хеллоуин сегодня
Чем же занимаются на хеллоуин в Америке? В ночь на 1 ноября популярны "вампирские свадьбы": жениха с невестой венчает Дракула, восставший из гроба. Проводятся соревнования по бросанию тыквы. Хеллоуин также повод для своеобразной благотворительности. В "карамельные банки" люди могут принести конфеты для тех, кто сам не может их купить. В дома престарелых заранее привозят сладости, а потом за ними посылают ряженых детей. Кстати, праздничные сладости весьма специфические - леденцовые скелеты, мармеладные мертвецы, кучки карамельных экскрементов. В Америке принято умиляться, глядя, как детишки в вампирских костюмах пьют томатный сок. Раздаются специальные костюмы для детей-инвалидов. И все, от мала до велика, кидаются друг в друга сырыми яйцами. Весело? Ну вот, кому-то и кажется, что без такого веселья культурная жизнь в России будет серой и скучной.На русской земле
В России тревожиться по поводу американского праздника стали только тогда, когда отмечать хеллоуин начали в школах. Под руководством учителей ребятишки с энтузиазмом сжигали чучела, "вешали" двоечников, "расчленяли трупы", пили "кровь".И когда после таких праздников школьниками было совершено несколько настоящих убийств, власти забеспокоились. Департамент образования Москвы отправил начальникам окружных управлений образования письмо с указанием не допускать празднования хеллоуина в столичных общеобразовательных учреждениях "в какой бы то ни было форме". Специалисты департамента, общественный консультативный совет "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" при департаменте, ученые ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Института педагогических инноваций РАО выявили негативные последствия хеллоуина для учебно-вспитательного процесса и его участников.
Заключение о мероприятиях хеллоуина
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
Специалистами лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания было проведено исследование происхождения, различных аспектов (религиоведческого, социально-психологического, культурологического и др.), а также воспитательных последствий празднования дня хеллоуина в США и некоторых странах Западной Европы, практики мероприятий хеллоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях. Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что мероприятия хеллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб, противоречит законодательству о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, принципам государственной политики в области образования, основному содержанию воспитательной деятельности российской школы. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный "воспитательный эффект" мероприятий хеллоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия хеллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.
Специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендуют органам управления образования не только воздержаться от использования мероприятий хеллоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей образования с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования дня хеллоуина для духовно-нравственного развития детей и молодежи, приобщения их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе.
08.10.2002 г.
"Если так дальше пойдет, то начнут запрещать Новый Год, День святого Валентина, потому как, если покопаться в истории, то половина нынешних праздников выросли из языческих традиций",- возмущаются российские интернетные ведьмы. На одном из сатанинских форумов в сети нашла такую реплику: "Не стоит переживать. Запретили отмечать хеллоуин только в школах, но ведь у детей есть еще и внешкольное время".
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/77.html