"У меня нет для тебя другого народа:"Точных данных о количестве верующих в России нет. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), о своей вере в Бога заявили 47% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце семидесятых. В то же самое время почти в 2,5 раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы - 10%. По данным петербургского НИИ комплексных исследований, соотношение между верующими и атеистами - 80% и 18% соответственно.
Любопытный парадокс: общее число верующих (47%) оказалось меньше общего числа приверженцев различных конфессий (70%). Ислам и православие индентифицируют с национальным образом жизни, с типом культуры, принадлежность к которой естественна для респондента. При этом среди тех, кто относит себя к неверующим, оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т. д. Среди верующих картина не менее странная: 25% опрошенных верят в магию и колдовство, 30% - в астрологию и гороскопы. При этом многие атеисты подчеркивают авторитет Русской православной церкви в решении проблем общества, а верующие не считают отношение к религии определяющим при выборе круга общения.
Большинство людей, воспитанных в советское время, - неверующие. Хотя приближающаяся смерть в пожилом возрасте является наиболее распространенной причиной обращения к религии - среди людей после 60 лет верят свыше 85%. Среди людей с высшим образованием верующих меньше, чем среди людей со средним. Хотя среди представителей академической науки отнесли себя к православным 89,7%, среди военнослужащих - 79%. Богатые атеистичнее бедных. В провинции верующих больше, чем в мегаполисах. Так, в сельской местности атеистов - 9%, в малом городе - 18%, а в большом - уже 23%. Большинство людей согласно с тем, что интерес к религии у значительной части общества поверхностный, обусловленный модой, но все равно называют себя верующими. Среди верующих в Бога в Божий суд верит всего половина.
68% православных никогда не причащались. Только 3% людей, назвавших себя верующими, часто общаются со священниками. Соблюдают пост только 4% православных, а около половины никогда не раскрывали Библии.
Отношение паствы к Священному Писанию анекдотично. Судя по тиражам Библии, у каждого россиянина она должна храниться дома, на работе и на даче. Тем не менее три четверти православных петербуржцев не могут внятно ответить, что такое Голгофа или Гефсиманский сад, хотя и знают, что "это из Библии". Вспомнить все десять заповедей способны единицы. Значительная часть опрошенных считают, что Иудея - это местность, в которой живут потомки Иуды.
"Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить:"
Исследователи постарались выделить категорию "настоящих" верующих. Это люди, которые считают себя православными, верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения, хотя бы фрагментарно читали Библию, посещают церковь не реже раза в месяц или часто молятся. Таких набралось 7%. По словам исследователя Дмитрия Фурмана, "если же мы чуть ужесточим критерии, добавив например регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет". Из этого напрашивается вывод, что разрекламированное "религиозное возрождение России" имеет пока самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания".
Еще один парадокс: среди петербуржцев до 25 лет считают себя верующими 83%, тем не менее боссы Русской православной церкви считают молодежь наиболее равнодушной к вере возрастной категорией. Классическим стал афоризм диакона Андрея Кураева, что "число молодых людей в храме в точности равно количеству алтарников". Выступая на съезде православной молодежи, архиепископ Костромской и Галичский Александр заявил: "Мы имеем дело с попытками создания небывалого доселе человеческого типа, воистину нового человека, покорного велению своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено, не ведающего смысла греха". Из этого владыка делает вывод, что раз молодежь ничего не ожидает от церкви, то у нее отсутствуют духовные потребности. Между тем 15-20% молодых петербуржцев когда-либо соприкасались с сектантскими движениями, а о существовании Бога всерьез размышляли более 90%. И если "Брахма Кумарис" показалась кому-то предпочтительнее РПЦ, то православным идеологам стоит задуматься, где в их организации юные души увидели фальшь: в скандалах, связанных с чекистским прошлым и содомитским настоящим некоторых святош, или в сытых и довольных лицах тех, кто по долгу службы носит рясу. Сегодня вполне серьезно предлагают создавать при православных храмах художественные кружки, футбольные команды и компьютерные клубы для привлечения молодежи. Это не гарантирует, что тинейджеры вместо порносайтов обратятся к Пастырю, но показатели ответственным за молодежную политику, безусловно, подтянет. Правда, есть риск получить "на выходе" веру того же качества, что и методы ее формирования.
"Смотри, как ступаешь, в дом Божий идя:"
В ряду приоритетных жизненных ценностей петербуржцев вера значительно уступает работе, семье, здоровью, деньгам и даже потребности в телевизоре и застольях. Тем не менее в сознании граждан глубоко живет ощущение греховности своего существования. Именно с этим исследователи связывают, например, щедрость граждан в дни религиозных праздников. Хотя далеко не все участники гуляний понимают их значение (например, среди празднующих Пасху соблюдало пост менее 5%).
Стоит зайти в собор в такие дни, чтобы понять: религиозное возрождение России - не пустой звук. Посетителей - легион. Свечки, иконки, крестики, святая вода сметаются в церковной лавке, словно к утру обещали Армагеддон. Глаза попрошаек блестят азартом. Подавляющее большинство паствы не знает, к кому из святых они обращаются с зажженной свечой, предпочитая собирательное наименование "Господи". Самое распространенное слово в обращениях верующих - "Дай!". "Дай силы", "дай удачи", "дай денег", дай то, в чем отказали начальство или близкие.
Почему-то массы неофитов стремятся в храмы, когда обстановка в них меньше всего располагает к разговору со Всевышним. Словно в другие дни у Него нет приема. Самый посещаемый собор в Питере - Казанский, из которого ведутся телетрансляции служб в праздники. Алтарь, иконостас и своды собора за счет современной подсветки окрашиваются в божественно прекрасные оттенки. И атмосфера в храме тогда напоминает смесь съемочной площадки, оперного спектакля и лазерного шоу Жан-Мишеля Жарра.
Согласно канону, всенощная в храме - это труд души верующего, которая очищается за ночь в процессе коллективной молитвы. Но страждущие, успевшие занять в Казанском немногие сидячие места, к двум часам ночи уже почивают на плечах друг друга, полагая, что душа очистится и без их участия.
В храм многие идут от пьяного стола, поэтому количество драк в дни христианских праздников, как правило, выше среднего. Но, как я убедился однажды в пасхальную ночь, оно могло быть еще выше. Двое пожилых дядек стояли в воинственных позах в фойе ресторана. Если адаптировать их речь для печати, получалось следующее. N 1: "Если бы не мое глубокое уважение к личности И. Христа, я бы перебил о вашу голову все бутылки из бара". N 2: "Если бы не данное мной слово не проявлять агрессивности в святой праздник, я бы плюнул на свою гетеросексуальность и вступил бы с вами в интимные отношения".
Господи, в кого бы мы без Тебя превратились?
http://www.aif.ru/online/spb/639/06