itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Это мы? Господи...

0
158
Время на чтение 5 минут
По подсчетам Русской православной церкви, в ее лоне находятся около 120 миллионов граждан России. Идеологи ислама считают, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. Поскольку в России проживает около 144 миллионов человек, среди которых есть немало атеистов, католиков, буддистов, иудаистов, баптистов, иеговистов, то как минимум одна из конфессий преувеличивает свои возможности.

"У меня нет для тебя другого народа:"Точных данных о количестве верующих в России нет. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), о своей вере в Бога заявили 47% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце семидесятых. В то же самое время почти в 2,5 раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы - 10%. По данным петербургского НИИ комплексных исследований, соотношение между верующими и атеистами - 80% и 18% соответственно.

Любопытный парадокс: общее число верующих (47%) оказалось меньше общего числа приверженцев различных конфессий (70%). Ислам и православие индентифицируют с национальным образом жизни, с типом культуры, принадлежность к которой естественна для респондента. При этом среди тех, кто относит себя к неверующим, оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т. д. Среди верующих картина не менее странная: 25% опрошенных верят в магию и колдовство, 30% - в астрологию и гороскопы. При этом многие атеисты подчеркивают авторитет Русской православной церкви в решении проблем общества, а верующие не считают отношение к религии определяющим при выборе круга общения.

Большинство людей, воспитанных в советское время, - неверующие. Хотя приближающаяся смерть в пожилом возрасте является наиболее распространенной причиной обращения к религии - среди людей после 60 лет верят свыше 85%. Среди людей с высшим образованием верующих меньше, чем среди людей со средним. Хотя среди представителей академической науки отнесли себя к православным 89,7%, среди военнослужащих - 79%. Богатые атеистичнее бедных. В провинции верующих больше, чем в мегаполисах. Так, в сельской местности атеистов - 9%, в малом городе - 18%, а в большом - уже 23%. Большинство людей согласно с тем, что интерес к религии у значительной части общества поверхностный, обусловленный модой, но все равно называют себя верующими. Среди верующих в Бога в Божий суд верит всего половина.

68% православных никогда не причащались. Только 3% людей, назвавших себя верующими, часто общаются со священниками. Соблюдают пост только 4% православных, а около половины никогда не раскрывали Библии.

Отношение паствы к Священному Писанию анекдотично. Судя по тиражам Библии, у каждого россиянина она должна храниться дома, на работе и на даче. Тем не менее три четверти православных петербуржцев не могут внятно ответить, что такое Голгофа или Гефсиманский сад, хотя и знают, что "это из Библии". Вспомнить все десять заповедей способны единицы. Значительная часть опрошенных считают, что Иудея - это местность, в которой живут потомки Иуды.

"Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить:"

Исследователи постарались выделить категорию "настоящих" верующих. Это люди, которые считают себя православными, верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения, хотя бы фрагментарно читали Библию, посещают церковь не реже раза в месяц или часто молятся. Таких набралось 7%. По словам исследователя Дмитрия Фурмана, "если же мы чуть ужесточим критерии, добавив например регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет". Из этого напрашивается вывод, что разрекламированное "религиозное возрождение России" имеет пока самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания".

Еще один парадокс: среди петербуржцев до 25 лет считают себя верующими 83%, тем не менее боссы Русской православной церкви считают молодежь наиболее равнодушной к вере возрастной категорией. Классическим стал афоризм диакона Андрея Кураева, что "число молодых людей в храме в точности равно количеству алтарников". Выступая на съезде православной молодежи, архиепископ Костромской и Галичский Александр заявил: "Мы имеем дело с попытками создания небывалого доселе человеческого типа, воистину нового человека, покорного велению своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено, не ведающего смысла греха". Из этого владыка делает вывод, что раз молодежь ничего не ожидает от церкви, то у нее отсутствуют духовные потребности. Между тем 15-20% молодых петербуржцев когда-либо соприкасались с сектантскими движениями, а о существовании Бога всерьез размышляли более 90%. И если "Брахма Кумарис" показалась кому-то предпочтительнее РПЦ, то православным идеологам стоит задуматься, где в их организации юные души увидели фальшь: в скандалах, связанных с чекистским прошлым и содомитским настоящим некоторых святош, или в сытых и довольных лицах тех, кто по долгу службы носит рясу. Сегодня вполне серьезно предлагают создавать при православных храмах художественные кружки, футбольные команды и компьютерные клубы для привлечения молодежи. Это не гарантирует, что тинейджеры вместо порносайтов обратятся к Пастырю, но показатели ответственным за молодежную политику, безусловно, подтянет. Правда, есть риск получить "на выходе" веру того же качества, что и методы ее формирования.

"Смотри, как ступаешь, в дом Божий идя:"

В ряду приоритетных жизненных ценностей петербуржцев вера значительно уступает работе, семье, здоровью, деньгам и даже потребности в телевизоре и застольях. Тем не менее в сознании граждан глубоко живет ощущение греховности своего существования. Именно с этим исследователи связывают, например, щедрость граждан в дни религиозных праздников. Хотя далеко не все участники гуляний понимают их значение (например, среди празднующих Пасху соблюдало пост менее 5%).

Стоит зайти в собор в такие дни, чтобы понять: религиозное возрождение России - не пустой звук. Посетителей - легион. Свечки, иконки, крестики, святая вода сметаются в церковной лавке, словно к утру обещали Армагеддон. Глаза попрошаек блестят азартом. Подавляющее большинство паствы не знает, к кому из святых они обращаются с зажженной свечой, предпочитая собирательное наименование "Господи". Самое распространенное слово в обращениях верующих - "Дай!". "Дай силы", "дай удачи", "дай денег", дай то, в чем отказали начальство или близкие.

Почему-то массы неофитов стремятся в храмы, когда обстановка в них меньше всего располагает к разговору со Всевышним. Словно в другие дни у Него нет приема. Самый посещаемый собор в Питере - Казанский, из которого ведутся телетрансляции служб в праздники. Алтарь, иконостас и своды собора за счет современной подсветки окрашиваются в божественно прекрасные оттенки. И атмосфера в храме тогда напоминает смесь съемочной площадки, оперного спектакля и лазерного шоу Жан-Мишеля Жарра.

Согласно канону, всенощная в храме - это труд души верующего, которая очищается за ночь в процессе коллективной молитвы. Но страждущие, успевшие занять в Казанском немногие сидячие места, к двум часам ночи уже почивают на плечах друг друга, полагая, что душа очистится и без их участия.

В храм многие идут от пьяного стола, поэтому количество драк в дни христианских праздников, как правило, выше среднего. Но, как я убедился однажды в пасхальную ночь, оно могло быть еще выше. Двое пожилых дядек стояли в воинственных позах в фойе ресторана. Если адаптировать их речь для печати, получалось следующее. N 1: "Если бы не мое глубокое уважение к личности И. Христа, я бы перебил о вашу голову все бутылки из бара". N 2: "Если бы не данное мной слово не проявлять агрессивности в святой праздник, я бы плюнул на свою гетеросексуальность и вступил бы с вами в интимные отношения".

Господи, в кого бы мы без Тебя превратились?

http://www.aif.ru/online/spb/639/06
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Терентьев
"Веришь?.. Не верю!"
Почему военкоматы сомневаются в религиозности призывников
16.03.2007
Все статьи Денис Терентьев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09