Росло количество жителей, увеличивались их потребности не только в житейском плане, но и в плане духовном. Имеющиеся в округе церкви и часовни не могли в полной мере окормить растущее число прихожан, особенно на небольших железнодорожных станциях. И выход был найден. По дороге стали курсировать поезда с походной церковью.
На участке Валдай - Бологое - Тосно поезд "Валдайской Иверской Богоматери мужского монастыря" курсировал в составе одного классного вагона, в котором ездили монахи с хором, и одной платформы с огромной, роскошно убранной иконой Казанской Божией Матери.
Поезд останавливался на очередной станции, икону на особых носилках выгружали с платформы и переносили в пассажирский зал, на время превращавшийся в церковь. На молебен приходили заранее оповещенные служащие станции и жители окрестных деревень.
А на станции Чудово, хоть и имелась в двух верстах от нее Успенская церковь, нашли другой выход. В зале ожидания вокзала выделили место для установки нескольких икон с лампадами. Там местные священнослужители и стали проводить церковные службы, не дожидаясь поезда с иверскими монахами.
О дальнейших событиях поведала газета "Волховский листок" от 7 ноября 1910 года: "В 1901 году наши железнодорожные и местные жители обратились к архиепископу Гурию с просьбой разрешить постройку церкви близ Чудовской станции, чтобы иконы, находящиеся в вокзале, перенесли на платформу или в часовню, и таким образом прекратить богослужения в здании вокзала, что весьма прискорбно было для истинно верующих христиан".
Пожертвования пошли весьма обильно. Сын писателя Глеба Успенского Александр составил план храма в древнем византийском стиле.
В 1902 году приступили к постройке. Приток пожертвований особенно увеличился при щедрой лепте дочери В.А.Лапшина (владельца знаменитого на всю Россию чудовского спичечного завода. Ныне - АООТ "Солнце". - В.Ю.) Ираиды Васильевны. Сверх того производился ежемесячно сбор среди служащих Николаевской железной дороги.
Потом состоялось торжественное освящение каменного красивой архитектуры храма, воздвигнутого на земле Николаевской железной дороги в честь иконы Казанской Божией Матери - благословейно празднуемой станционерами 8 июля.
Однако скудные средства от ежемесячной дачки железнодорожниками и другими жертвователями с помощью кружек едва окупили стены церкви и колокольни, причем крыша от дождя была собрана из ветхого материала...
Строителям вновь пришлось поклониться дочери "короля спичек" Ираиде Васильевне Лапшиной, которая широко помогла благому делу взносом в церковно-строительный фонд 10 тысяч рублей.
- Храм сохранили потому, - считает краевед В.Шварц, - что во время гонений на церковь в начале 1930-х годов его приспособили под аэроклуб (готовили летчиков) и под кинотеатр.
Церковь была разграблена и разорена. Бесследно исчезла главная ее святыня - икона Казанской Божией Матери. Несколько десятилетий о ее судьбе не было известно. Но в 1993 году состоялось "чудесное обретение иконы и торжественное возвращение ее в Чудово". Хранилась она все эти десятилетия в крестьянской семье одной из деревень Старорусского района Новгородской области. А найдена и доставлена на свое место благодаря стараниям ныне здравствующего владыки архиепископа Новгородского Льва и архимандрита Иосифа...
Ленинградская обл.
http://www.gudok.ru/index.php/29588