itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Мускулистое Православие"

0
464
Время на чтение 6 минут
О необходимости возвращения Православию реального влияния на общество пишут в последнее время немало. Однако, как ни странно, меньше всего до сих пор сказано о том, какими должны быть ценности, проповедуемые РПЦ. Между тем, эта тема имеет ключевое значение для Русской Православной Церкви, как главного воспитателя патриотизма.

Патриотизм можно определить, как систему ценностей, направленную на самосохранение и увеличение мощи политического сообщества, к которому принадлежит индивид, в сочетании с верой в безусловное превосходство данного политического сообщества над другими. Из этого определения вытекает, что движущей силой патриотизма является воля к превосходству; когда эта воля пропадает, нация заканчивает свое историческое существование. Возникает вопрос: благоприятствует ли православная этика развитию в индивиде и нации чувства превосходства?

Ответ, увы, не будет оптимистичным. Хотя исследователи продолжают спорить, в какой мере справедливы известные выводы М. Вебера, факты свидетельствуют в пользу обоснованности его концепции применительно к православной этике. Показательно, что царская "православная" Россия добилась существенно меньших успехов в развитии экономики, чем ее западные соседи, а все крупные русские православные предприниматели до революции относились к числу старообрядцев - группе населения, подвергавшейся дискриминации и поэтому вынужденной заниматься коммерцией. Данное заключение совпадает с наблюдениями В. Зомбарта, отмечавшего, что в Европе в период развития капитализма в коммерции были заняты протестанты и евреи, а католики лишь как исключение - когда речь шла об эмигрантах и беженцах. Заслуживает внимания и тот факт, что в начале 90-х гг. куш с реформ в России сорвали преимущественно представители нацменьшинств, а в числе аутсайдеров оказалось православное большинство.

Под влиянием Вебера протестантизм обычно связывают с так называемым капиталистическим духом в хозяйстве. Но воля к успеху способна, очевидно, проявляться не только в экономической сфере, но и в военной и прочих. Неслучайно О. Шпенглер писал о "фаустовском" духе, то есть духе завоевателя, как константе западной культуры, подразумевая, что фаустовская "воля к власти" имеет тотальный характер. Дух завоевателя порождает чувство превосходства победителя. Православие не культивирует духа завоевателя, поэтому Россия и не добилась ни выдающихся успехов в военном деле, как в свое время Германия, ни в экономике, как англосаксонские нации, перенесшие этос завоевателя в коммерцию и торговлю. Как следствие недостатка фаустовской энергичности, в России не удалось построить государства, которое действовало бы, как отлаженная машина.

Опережая упреки в "чаадаевщине" отметим, что именно национальный характер и особенности национальной культуры видели основным источником российской отсталости многие прозорливые русские "почвенники". Известный правый автор предреволюционного периода М. О. Меньшиков в своей статье "Кончина века" (декабрь 1900 года) признавал: "Мы неудержимо отстаем в развитии народной энергии и постепенно втягиваемся в сеть англо-германского (протестантского - Б. И) захвата..." Публицист, правда, связывал, неудачи России не с православной этикой, а в соответствии с модным в то время учением о наследственности - c примесью "туранской крови", которая "ставит нас (Россию - Б. И) в оборонительное положение".

Обращает на себя внимание, какие черты русского народа выделяют обычно наблюдатели. Так, А. Тойнби указывал, что для русского христианства (в отличие от западного) характерна традиция всепрощения и человеколюбия, очевидная в истории убиения Бориса и Глеба. Н. Бердяев подчеркивал, что в России никогда не существовало идеала героизма, его место занимал идеал жертвы. В. Ключевский полагал, что русским присуща способность к чрезвычайной концентрации усилий, но на короткое время. Иностранцы 16-17 вв. - С. Герберштейн, Дж. Флетчер, Дж. Горсей, Г. Штаден отмечали такие черты русских, как склонность к дирижизму, смиренность, покорность, неприхотливость, терпение.

Легко заметить, что все перечисленные качества имеют преимущественно оттенок пассивности, то есть состояния, не предполагающего активного действия "вопреки". И показательно в данном контексте, что практически всех великих достижений русские добивались в условиях жесткого авторитарного режима, то есть, благодаря преимущественно внешнему принуждению. Период расцвета Российской Империи пришелся на времена крепостничества и время правления автократоров Петра I и Николая I. Тогда как при относительно либеральных Александре II и последнем российском самодержце обозначился ее закат. Во времена СССР наибольшие успехи были достигнуты либо во времена Сталина, либо благодаря заделам, сделанным за время его правления. Даже за победу в Великой Отечественной Войне стоит благодарить, прежде всего, "вождя народов", но не за умелое руководство, а за созданную им безжалостную репрессивную систему, позволившую выдержать первые, самые тяжелые удары немцев, под которыми страна могла рухнуть, как карточный домик. Напротив, смягчение режима при Хрущеве и его преемниках привело к развалу.

Значительная часть населения интуитивно улавливает связь между "пассивным" характером православной этики и нынешними российскими неурядицами - коррумпированностью чиновничества, деградацией офицерского корпуса и преподавательского состава университетов, общим духовным упадком населения в провинции. И здесь можно усмотреть фундаментальную психологическую причину отторжения церкви населением. Сам факт, что Россия в очередной раз переживает кризис государственности, наводит на размышления. Не бывает так, чтобы "правильные" религия и культура сочетались с перманентным бедственным состоянием государства. Все действительное разумно. И поэтому бесполезно сегодня менять юридический статус РПЦ, если не будет приложено усилий к изменению самого характера православной этики, чтобы сделать ее более витальной.

Реформация привела в Европе к трансформации западной ветви христианства еще в 16-м веке (как указывал В. Дильтей в своей работе "Взгляд человека на мир со времен Возрождения и Реформации" на протестантскую и гуманистическую мысль сильное воздействие оказало учение римских стоиков). Россия же, какого-либо аналога Реформации не пережила. Некоторое сходство можно уловить, правда, между Реформацией и русским ранним большевизмом, тоже делавшим акцент на идее упорного труда и героического усилия. Символом именно этого большевизма являлся Павел Корчагин из романа "Как закалялась сталь". Но в эпоху "застоя" героев подобных Корчагину сменили совсем другие "герои" - типа довлатовских. Если согласиться, что большевизм 20-30-х был российской Реформацией, то можно констатировать, что она потерпела поражение.

Вывод: Церковь способна превратиться сегодня в реальный оплот патриотизма, лишь проведя своеобразную "православную Реформацию". В качестве конкретного ориентира можно было бы выбрать такое течение западного протестантизма, как "мускулистое христианство", существовавшее в викторианской Англии в эпоху империализма. Сущность этого учения один из его проповедников Хили Хатчинсон Олмонд выразил так: "Быть сильным - не смейте нарушать эту божью заповедь", потому что "Бог хранит могущество тех, кто уверенно идет вперед...". В отличие от русских православных писателей (например, Ф. М. Достоевского и Л. Н.Толстого) полагавших, что насилие - есть безусловное зло, апологеты мускулистого христианства утверждали, что насилие вполне оправдано, когда речь идет о защите христианских ценностей. Сторонник мускулистого христианства Чарльз Кингсли, например, писал, что, "если ты хочешь вытащить человечество, пусть не в небеса, а хотя бы из ада, - вышиби его оттуда!", в другом месте цитируя Вторую Книгу Самуила, 22:38-39, хвалебную песнь Давида из Ветхого Завета: "Я гоняюсь за врагами моими и истребляю их, и не возвращаюсь, пока не уничтожу их; И истребляю их, и поражаю их, и не встают, и падают под ноги мои". "Мускулистое христианство", основанное на учении римских стоиков и Ветхом Завете, в сущности, представляло собой своеобразную версию римского стоицизма в христианской упаковке. На наш взгляд, Россия остро нуждается сегодня, как раз, в подобном "мускулистом Православии", символами которого будут не Ф. М. Достоевский и традиция всепрощения, а творчество Константина Васильева, подвиги Пересвета, Осляби, Александра Невского.

Оставшись по форме христианским, "мускулистое Православие" могло бы перетолковать основополагающие положения православной этики так, чтобы вдохнуть в нее дух завоевателя. В ряду общепринятых заповедей "не убий", "не укради" и др. по крайней мере, по умолчанию, первое место здесь могла бы занять "не будь слабым". Христианская покорность своей судьбе имплицитно заменена мужественной стоической готовностью к худшему и вытекающими отсюда способностью к активному действию и воспитанию бесстрашия вместо пассивного перенесения страданий. Христианская аскеза, ассоциирующаяся сегодня у многих с унижением человека, так как основана на учении о греховности (читай, неполноценности) человеческой природы, переинтерпретирована в стоические дисциплину и самообладание, способность к которым стала бы рассматриваться, как, напротив, признак превосходства - способности побеждать собственную слабость (которую тоже можно понимать как "греховность"). В духе изречения Ницше "культура - это дисциплина" и максимы Т. Карлейля: "Для свободного человека характерен не бунт, но повиновение". Наконец, христианское милосердие к сирым и убогим и идеализация бедности и юродства заменены милосердием ницшеанского сильного человека, означающим способность делиться с другими своей избыточной мощью и желание сделать других столь же сильными, но не в ущерб себе.

Путь к подобной православной Реформации лежит, очевидно, через новый синтез религии и философии. Представляется, что такие органичные философские учения, как, например, гегельянство содержат в этом смысле значительный потенциал. Нынешняя историческая ситуация благоприятствует такому синтезу. Если когда-то, Аверроэс отметил, что философия существует для интеллектуалов, а религия - для масс, то сегодня пришло время, когда в результате тенденций обмирщения одной религии массам уже недостаточно, а философия, оторванная от Абсолюта, завела в тупик интеллектуалов. Поэтому и тем, и другим нужна религиозная философия или философствующая религия, обосновывающая необходимость веры на высоком уровне философского дискурса. Конкретными примерами подобного рода философии-религии могут служить учения верующего православного гегельянца И. Ильина и верующего гегельянца-католика Дж. Джентиле.

http://www.apn.ru/?chapter_name=impres&data_id=499&do=view_single
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Богацкий
Все статьи Игорь Богацкий
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04