itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новоафонский маяк

На горах Кавказа

0
145
Время на чтение 3 минуты
Что мы знаем о христианских святынях Абхазии? Да практически ничего - зачастую вообще не знаем - а вообще христианский ли народ абхазцы? Кто их там, мол, разберет на Кавказе - намешано и вер и народов за тысячелетнюю историю почти постоянных войн и конфликтов.

А между тем, по преданию, православная вера в Абхазию была принесена еще святыми апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Эта небольшая страна насыщена древними христианскими святынями - храмы IV-V вв., древние и новые монастыри, места упокоения святых. Достаточно сказать, что именно в Абхазии - в горном селе Каманы - находится могила свт. Иоанна Златоуста. А неподалеку от Новоафонского монастыря находится древний храм, согласно преданию и древним абхазским легендам, возведенный на мощах апостола Симона Кананита.

Но, конечно, жемчужиной христианской Абхазии считается Новоафонский монастырь. Расположенный в очень живописном месте - между горным массивом и морем - монастырь неожиданно открывается едущим по Сухумскому шоссе и надолго оставляет в памяти ощущение неземной возвышенности и торжественности на фоне сурового величия окружающих гор.

Абхазская история православного мужского Симоно-Кананитского монастыря сравнительно невелика. В августе 1875 г. несколько монахов обители св. Пантелеимона, расположенной на горе Афон в Греции, прибыли в Абхазию для выбора места для нового монастыря. Этому предшествовало их обращение в 1874 г. к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Романовичу с прошением о предоставлении земли для устройства новой обители. Было дано высочайшее согласие, и уже в 1876 г. на пустынном берегу Черного моря началось возведение нижней части монастыря. Помимо келлий были возведены Покровский храм и школа для абхазских мальчиков.

Через восемь лет иноки приступили к строительству нагорного монастырского комплекса. Предстоял тяжелейший труд - для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы.

Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. С Божьей помощью огромный объем работ был выполнен всего за 12 лет, уже к 1896 г. нагорный монастырь был готов и братия приступила к освящению храмов и переселению. Всего в обители шесть храмов - надвратный храм - Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери "Избавительница". Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона. В настоящее время паломники и туристы могут посетить только этот собор - ходить по остальной территории монастыря не благословляется.

Монастырь после открытия нагорного комплекса в 1896 г. вступил в период своего расцвета, продолжавшегося фактически до начала революции. Усилиями настоятелей обители и братии и при явной помощи Божией Новоафонский монастырь превращается в духовный центр Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи паломников, среди которых - представители всех сословий Российской империи - от крестьян до Великих князей.

Поражают хозяйственные успехи обители! При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.

Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло. Закрыли обитель в 1924 г. - за "контрреволюционную агитацию"... Склады, туристическая база, краеведческий музей, госпиталь...

Возрождение монастыря началось после окончания грузино-абхазского конфликта - в 1994 г.

Количество братии и сейчас невелико - не более десяти человек. Издалека очень красивый и ухоженный, но при более близком взгляде, Новоафонский монастырь поражает какой-то безлюдностью, многие окна келлий до сих пор без стекол, кое-где чувствуется нехватка рабочих рук. Но при этом в обители действует духовное училище, регентские курсы. Немногочисленные мирские прихожане монастыря участвуют в потрясающе торжественной и возвышенной Литургии. Хор поет на нескольких языках - русском, абхазском, греческом, но при этом не возникает непонимания, скорее чувство близкое к ощущениям послов князя Владимира на богослужении в Константинополе - не знаешь на небе ты или на земле. Неземное впечатление создает и архитектура и роспись Пантелеимоновского собора, в котором служится Литургия. Фрески воссозданы по рисункам художника Серебрякова Я.В. и исполнены мастерами под началом братьев Оловянниковых в 1913 г.

Несмотря на смутное для Абхазии время, трудности и проблемы которого не обошли стороной и абхазскую православную церковь, Новоафонский монастырь, расположенный на границе суши и моря, остается своеобразным духовным маяком, мимо которого можно проехать, но не заметить который нельзя. Пусть больше человеческих кораблей-сердец убережется от опасностей бурного житейского моря и откликнется на сигналы этого маяка! И возведут сердца свои - вслед за очами - горе...

http://www.christian-spirit.ru/v13/13.(4).htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40