itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Православии на Ближнем Востоке - рассказывает архимандрит Александр (Елисов)

Комментарий в свете веры

Новости Москвы 
0
225
Время на чтение 7 минут
"Важно сохранить христианский фактор в палестино-израильских отношениях", - такое мнение высказал архимандрит Александр (Елисов)[*], Представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока Игнатии IV в беседе с корреспондентом "Седмицы." Сергеем Путиловым.

Сергей Путилов: - Ваше Высокопреподобие, уважаемый архимандрит Александр, Антиохийский Патриархат, большинство прихожан которого - арабы, нередко упрекают в ярко выраженной антиизраильской позиции в ближневосточном урегулировании, как вы можете это прокомментировать?

Архимандрит Александр (Елисов): - Я бы не говорил об "ярко выраженной антиизраильской позиции" Антиохийской Православной Церкви без уточнения ее характера. Для Патриарха Игнатия самым важным является сохранить христианский фактор в палестино-израильских отношениях, о котором политики часто забывают, когда обсуждают ближневосточный конфликт. Иерусалим, полагает Патриарх, является и христианским городом. Несправедливо рассматривать здесь только мусульмано-иудейский фактор. Одинаково можно осудить и палестинских мусульман, которые разрушают библейские Святыни на своих территориях, являющиеся общими для христиан и иудеев. С другой стороны, христианская совесть не может быть спокойной, когда проливается человеческая кровь, как палестинцев, так и израильтян. Не может быть она спокойной и тогда, когда сегодня в Сирии и в Ливане в лагерях беженцев можно видеть уже поколения выросших в рабских, нечеловеческих условиях палестинцев, изгнанных с оккупированных Израилем территорий. Полагаю, что все это необходимо подразумевать, когда формулируется отношение Антиохийской Православной Церкви к израильско-палестинскому противостоянию.

Сергей Путилов: - Как обстоит дело с налаживанием диалога между православным Антиохийским Патриархатом и яковитами? Не секрет, что сокращение по причине деятельности униатов "национальной" сирийской Церкви - Яковитской, очень больной вопрос. Если в начале прошлого века общее количество сиро-яковитов определялось в 150 000 человек, то сейчас одно из старейших течений в Христианстве насчитывает в Сирии не более 80 000 верующих. Совсем недавно прекратили существование Алеппская, Хамийская, Хомская епархии. Связано это с тем, что большая часть прихожан перешла в католическую унию. А ведь ортодоксам с яковитами должно быть проще - мы же принадлежим к общей Восточной традиции Христианства?

Архимандрит Александр (Елисов): - Что касается Сиро-Яковитской Церкви, Патриарх которой имеет престол в Дамаске, так же как и Антиохийский Православный Патриарх, то мне пока не приходилось слышать об обращении сиро-яковитов в Православие, так же, как и наоборот. Каждая их этих Церквей живет компактной общиной, сохраняя свои традиции. Главой "древлехристиан" ныне является Святейший Мар Игнатий Закка I Ивас, Патриарх города Антиохии и всей области Апостольской кафедры, который недавно отметил 25-летие своего Патриаршества, так что мы находимся недалеко друг от друга. Диалог, безусловно, нужен. Вся история сиро-яковитов наглядно свидетельствует о пагубности отделения от вселенской ортодоксии. И только возвращение в лоно Матери-Церкви может влить в древнюю ветвь Православия жизненные силы, необходимые для духовного роста и процветания. Наличие же римского униатства как пагубной политики Ватикана в отношении Восточного Христианства одинаково опасно не только для Сиро-Яковитской Церкви, но и для всех ближневосточных христиан, и приводит эта политика в конечном итоге не к "единству", а к внутренним противоречиям.

Сергей Путилов: - Вернемся к вопросу о преодолении полутора тысячелетнего разрыва между монофизитами (коптами, яковитами) и ортодоксией, в частности, греческими Антиохийским, Александрийским Патриархатами. В сирийских православных храмах и обителях Маалюли, Дамаска, Хомса довелось видеть много "коптских" икон Богородицы Зэйтунской. Напомню, речь идет о явлениях тысячам людей Матери Божией в 1969-1970 гг в Зэйтуне (пригород Каира). Это чудо признано коптами и яковитами, но не православными. Тем не менее, по всему православному Ближнему Востоку стихийно распространяется почитание чудотворных икон Богородицы Зэйтунской. Как Вы думаете, возможно ли признание этого чуда в России?

Архимандрит Александр (Елисов): - Относительно чудотворных икон Божией Матери полагаю, что они всегда появлялись далеко не случайно. Как правило, их явление было связано с обстоятельствами духовной и, как вытекающее отсюда, политической и социальной жизни народа. Именно так Русская Православная Церковь почитает Владимирскую, Тихвинскую, Казанскую, Донскую и т.д. иконы Божией Матери. И хотя основа почитания для всех христиан остается общей - образ Матери Бога Воплотившегося, в каждой Церкви есть еще знак особого покровительства Царицы Небесной именно к ней, выраженное в чудесных обстоятельствах Ее явлений. Кстати сказать, Вы назвали совершенно несправедливо Антиохийскую Православную Церковь греческой. В 1899 г. главой Антиохийской Церкви был избран первый Патриарх из арабов - Мелетий (Думани), и вот уже более 100 лет она в богослужении не употребляет иного языка, кроме арабского, а Патриарха Игнатия воспринимают как христианского Патриарха именно арабского мира. Да и Христианство, проповеданное здесь впервые апостолами Петром и Павлом, было проповедано на арамейском языке, на котором до сего дня говорит местное население в Маалюля.

Сергей Путилов: - Как Вы оцениваете перспективу воссоединения РПЦ и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ), особенно на фоне имущественных споров вокруг участков в Израиле и в Палестинской автономии?

Архимандрит Александр (Елисов): - Вопрос единства Русской Православной Церкви в моем личном восприятии стоит однозначно, без всяких имущественных оговорок, которые я считаю второстепенными. Главное "единым сердцем и едиными устами" исповедовать православную веру, не имея разобщенности в евхаристическом и духовном общении. Модели имущественного и иного внешнего обустройства могут дискутироваться до обретения приемлемого для всех варианта. Конечно, духовенство Зарубежной Церкви осторожничает, опасаясь материальных потерь, однако эта боязнь вызвана недоверием из-за долгого отсутствия личного, человеческого общения между двумя частями единой Русской Православной Церкви, а, следовательно, будет отступать по мере нашего братского общения.

Кстати сказать, в мою бытность настоятелем русского православного прихода в Бейруте мне досталось из прошлого две общины: Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церкви, которые не молились вместе. "Зарубежники" посещали храмы Бейрутской митрополии Антиохийской Православной Церкви. Однако мое личное общение с представителями Зарубежной Церкви привело их в наш приход, небесными покровителями которого нами были избраны свв. Новомученики и Исповедники Российские. Постепенно они влились в нашу литургическую жизнь, стали приступать к Исповеди и Святейшему Таинству Евхаристии, а в 2000 г. после канонизации на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских, в числе которых был канонизован и св. Государь-страстотерпец Николай с его семьей, остаток ливанского раскола был полностью исчерпан.

Сергей Путилов: - Что удивило во время путешествия по Сирии, так это широкая распространенность здесь русского языка. Еще до революции здесь активно действовало Императорское Палестинское Православное Общество (ИППО), открывавшее русские школы для арабов, распространявшее литературу из России. В советское время в СССР учились тысячи сирийских студентов. Так что русскоязычная аудитория в Сирии довольно обширна. Один из острейших вопросов - доставка в Сирию книг на русском языке. В частности, недавно издательство "Благо" выпустило книгу "Здесь молятся на языке Христа", посвященную православным святыням Сирии. Хотелось бы, чтобы ее там прочитали. Что посоветуете этому и другим издательствам - как переправлять литературу?

Архимандрит Александр (Елисов): - Появление таких книг и статей очень помогает развитию паломничества в Сирию, которым сейчас занимается служба "Антиохийский паломник", созданная по благословению Председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла при нашем Представительстве в Дамаске. Но вот доставка литературы из России, это действительно большая проблема. Доставлять сюда литературу у нас нет никаких возможностей. Пару раз в год "челночными рейсами" я привожу сюда собственными силами Евангелия, Библии и другую церковно-богословскую литературу, крайне необходимую в моем служении, равно и литургические принадлежности. Однако никто содействия мне в этом не оказывает. Как говорится - "спасение утопающих...". Если у Вас есть возможности посодействовать нам в этом - Бог в помощь.

Сергей Путилов: - Архимандрит Александр, в чем состоит специфика служения русского священника в таком экзотическом регионе, как Ближний Восток?

Архимандрит Александр (Елисов): - Мои повседневные дела не имеют ничего героического. Это кропотливая работа с местной церковной иерархией, духовенством и верующими с тем, чтобы заинтересовать их жизнью Русской Православной Церкви и поддерживать уважение и доброе к ней отношение; это мои пастырские поездки по региону, где я совершаю богослужения на славянском языке в разных городах Сирии, Ливана, а когда это удается, и других государств (Ирак, Бахрейн), которые сопровождаются встречами с интересными для меня людьми, оказавшимися, по разным обстоятельствам, далеко от Родины это просветительская деятельность среди наших соотечественников, работа в средней школе при Посольстве РФ в Сирии, поддержка филиалов этой школы в Алеппо и Бейруте и т.д. Для меня это моя жизнь.



Примечания

[*] Архимандрит Александр (Елисов Алексей Станиславович)

Родился 12.02.1960г. в Нижнем Новгороде.

После окончания с отличием Средней школы N62 г.Нижнего Новгорода поступил в 1-й класс Московской Духовной семинарии в 1978 г.

С 1979 по 1981 г.г. проходил срочную воинскую службу.

В 1983 г. по завершении семинарского образования по первому разряду был зачислен на 1-й курс Московской Духовной академии.

В 1987 г. окончил c красным дипломом Православный богословский факультет государственного университета в г. Прешов (Чехословакия), защитив по кафедре Священной истории Нового Завета магистерскую диссертацию на тему "Библейско-экзегетическое изложение пастырских посланий святого апостола Павла".

20 декабря 1986 г., в день памяти священномученика Игнатия Богоносца, был рукоположен в сан диакона в храме Архангела Гавриила на Подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве.

28 марта 1987 г. митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии Филаретом пострижен в монашество в Троицком соборе московского Свято-Даниловского монастыря, а на праздник Благовещения 7 апреля им же рукоположен в сан иеромонаха.

С 1987 по 1989 г. нес послушание помощника наместника Свято-Даниловского монастыря по представительской работе, являясь одновременно референтом Ответственного секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Проходил специализацию в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

На праздник Пасхи 1989 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена возведен в сан игумена.

В декабре 1989 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем храма Святой Троицы в Ванве (Франция).

К празднику Пасхи 1997 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II удостоен сана архимандрита по случаю освящения новосооруженного храма во имя свв. Новомучеников и Исповедников Российских при приходе Святой Троицы в Ванве. Возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием на праздник преп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре 17 июля 1997 г.

6 октября 1999 г. решением Священного Синода назначен настоятелем прихода Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан).

12 марта 2002 г. решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока.


Дамаск - Москва

Презентация книги Сергея Путилова "Здесь молятся на языке Христа" состоится 27 октября в 12-00 по адресу: Москва, ул. Б.Никитская, 44.стр.3 (рядом с Храмом Большого Вознесения)

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=27591&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Архимандрит Александр (Елисов)
"Восток - дело тонкое"
Интервью с представителем Русской Православной Церкви в Дамаске архимандритом Александром (Елисовым)
26.01.2005
Все статьи Архимандрит Александр (Елисов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
06.02.2023 03:48
Нерусские русские
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.02.2023 23:49
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2023 22:58
Наша брань
Новый комментарий от Денис Никонов
05.02.2023 22:17
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20