Очередная армейская катастройка откладывается
Десантников еще не скоро переквалифицируют в альпинистов
В печати, принадлежащей российскому военному ведомству или раболепствующей перед оным, регулярно появляются беседы с высокопоставленными командирами и начальниками. Этим, по сути дела, официальным выступлениям присущ значительный объем при чрезвычайно скромном информационном насыщении, а зачастую - и удивительные "открытия" в ратной области. Показательны в данном отношении последние интервью командующего воздушно-десантными войсками Александра Колмакова.
Одним из главных направлений реформирования ВДВ генерал-полковник считает переход подчиненного ему рода войск на новую организационно-штатную структуру. В соответствии с этой программой, которая, подчеркивает Александр Колмаков, утверждена министром обороны и начальником Генерального штаба, ВДВ должны в недалеком будущем иметь в своем составе: парашютно-десантные и десантно-штурмовые соединения, горные части на базе одного из десантно-штурмовых соединений.
В чем отличия одних компонентов ВДВ от других? Командующий отвечает на этот вопрос так: "парашютно-десантные части готовы в полном составе со всей техникой и запасами материальных средств десантироваться самолетами военно-транспортной авиации". Хотя мог бы обойтись и классическим определением: "Воздушный десант - специально подготовленные войска, высаженные (выброшенные) с помощью летательных аппаратов на территорию, занятую противником, с целью охвата группировки его войск по воздуху и ведения боевых действий в его тылу".
Характеризуя же вторую компоненту "обновленных" ВДВ - десантно-штурмовые соединения, - генерал Колмаков ниспровергает все сложившиеся каноны. По его словам, "десантно-штурмовые соединения - весь личный состав, все 100 процентов - также готовы десантироваться парашютным способом, но в них будут отдельные подразделения, которым предстоит, десантировавшись вместе с техникой и запасами материальных средств, выполнять задачи, связанные с обеспечением основной группы десанта. Это, в частности, захват аэродромов, куда потом посадочным или другим способом пойдут десантно-штурмовые подразделения. То есть в интересах доставки к месту выполнения задач будут использоваться парашютно-десантные подразделения, которые также останутся в составе десантно-штурмовых частей".
Даже несколько раз кряду прочитав сей пассаж, с трудом вникаешь в его смысл. Вдобавок нельзя отделаться от впечатления: похоже, в редакции что-то напутали, неверно передали слова военачальника.
Давайте, как говорится, плясать от печки: десантно-штурмовые действия (ДШД) - это форма применения тактических воздушных десантов, совместных боевых действий десантно-штурмовых частей и армейской авиации. ДШД непременно включают огневые удары боевых вертолетов.
Упрощая ситуацию, можно сказать, что десантно-штурмовые части - это специально подготовленные войска плюс транспортные и боевые вертолеты. Вспомним известный фильм Френсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня". Там в одном из фрагментов показаны десантно-штурмовые действия - продемонстрирована воздушно-штурмовая атака в чистом виде.
Десантно-штурмовые и воздушно-десантные части, надо отметить, не совсем одно и то же. В частности, масса каждой единицы вооружения и боевой техники десантно-штурмовых частей не должна превышать грузоподъемности одного вертолета. Колмаков же о вертолетах не сказал ни слова.
Далее командующий ВДВ объясняет: "...десантно-штурмовые подразделения, если сравнивать их с парашютно-десантными, будут усилены. У них появится своя артиллерия, другие подразделения боевого обеспечения, что позволит им самостоятельно и самодостаточно (без значительного усиления!) выполнять задачи в отрыве от главных сил". Что можно сказать по этому поводу? Как-то весьма своеобразно понимает генерал и собственно десантно-штурмовые действия, и задачи десантно-штурмовых частей.
Десант по определению не может "самостоятельно и самодостаточно (без значительного усиления!) выполнять задачи в отрыве от главных сил". По нормативам, которые до сих пор никто не отменял, продолжительность действий оперативно-тактических десантов - 1,5-2 суток, а тактических - и вовсе до 1 суток. Десант не сможет продержаться дольше - его попросту уничтожат.
Что касается классических десантно-штурмовых действий, то, как правило, они включают десантирование, боевые действия десантов в тылу противника и последующее возвращением в расположение своих войск на вертолетах. Словом, упали, как снег на голову, "нахулиганили" - и срочно домой.
Помимо этого, воздушный десант следует применять лишь тогда, когда возлагаемые на него боевые задачи не могут быть выполнены в данный момент и в нужные сроки другими родами войск. Причем результаты выполнения этих задач окажут действенное влияние на общий успех операций Сухопутных войск. А командующий ВДВ рассказывает о каком-то "отрыве от главных сил". Опять-таки - весьма своеобразное представление у Александра Колмакова о боевом применении десантно-штурмовых частей.
Здесь следовало бы непременно остановиться на возможностях нашей армейской авиации. Без многочисленного парка современных транспортных (особенно тяжелых) и боевых вертолетов желание создать десантно-штурмовые бригады так и останется в области благих намерений. О каких дшбр можно говорить, если сегодня в Вооруженных силах России не наберется и двух десятков тяжелых вертолетов типа Ми-26, а самому "молодому" вертолету Ми-8 уже под двадцать лет?
Кстати, "захват аэродромов", о котором упоминал Колмаков, - далеко не главная задача воздушных десантов. В первую очередь они предназначены для захвата и удержания важных районов, рубежей, переправ на водных преградах, горных проходов и перевалов, узлов коммуникаций в целях содействия перешедшим в наступление войскам в разгроме противника, окружении и уничтожении его группировок, форсировании водных преград и достижения высоких темпов наступления. Как видно, главная задача ВДВ - "содействие".
Далее командующий ВДВ охарактеризовал третью компоненту "обновленных" ВДВ - горные войска. По его словам, "...горное соединение - тот же самый десантно-штурмовой вариант, но с разницей в подготовке, экипировке, образцах вооружения. Кроме того, планируем воссоздать подразделения вьючных животных. Как показал опыт действий на Северном Кавказе, есть такие участки местности, где техника не пройдет. А когда солдат тащит на своей спине все, что нужно занести в гору, то это не повышает его боевые возможности".
Десантно-штурмовые и горно-стрелковые части "в одном флаконе" - это, безусловно, новое слово в военной науке и строительстве Вооруженных сил. Как-то не сочетаются с парашютно-десантными батальонами и ротами горнолыжные, скалолазные, альпинистские и вьючные подразделения, равно как и с парашютами - комплекты канатных дорог, приспособления для наводки переправ через горные реки, подъема грузов на высоты и пр. Ответ, наверное, может быть только один: ВДВ предполагается использовать для формирования горных частей как хорошо подготовленную пехоту.
Может быть, командующий ВДВ и хотел сказать именно это? Видимо, да.
Успокою, однако, преданных своему роду войск десантников. Горнострелковые соединения отличаются не только особой организацией частей и подразделений, их надо снабдить специальным разборным тяжелым пехотным и артиллерийским вооружением, приспособленным для перевозки на вьюках и наличием горного снаряжения. А российский ОПК не производит ни горных минометов, ни орудий. Откуда они возьмутся в ближайшее время, непонятно.
http://nvo.ng.ru/concepts/2005-09-02/4_vdv.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы);
«Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»);
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»;
«Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО);
«Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»;
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph);
«Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»;
«Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить