Быть русским

0
488
Время на чтение 10 минут
"Где двое или трое соберутся во имя МоЈ, там и Я посреди них". Почему так? Почему не одинокая молитва в закрытой келье, а именно совместное, коллективное призывание "имени Его" делает возможным явление Бога? Богословы дадут на это свой ответ; и этот ответ скорее всего будет отвергнут современным человеком, для которого вера возможна лишь в качестве чего-то личного и интимного. Но именно этот этический запрет индивидуалистского сознания и лишает его возможности верить по-настоящему. Поскольку на самом деле вера, не являющаяся коллективной (то есть разделяемой другими) и не могущая быть публично исповеданной, не существует. А "личный Бог" является всего лишь бессильной и неудачной метафорой собственного эго.

ВсЈ это верно не только для религиозной жизни. Любая социальная общность существует не в каждом человеке по отдельности, а как бы "между" людьми, то есть является их неотчуждаемым общим. И рушится в тот момент, когда перестают быть общими для всех те ценности, вокруг которых эта общность организована. Эти ценности вроде бы бесплотны; их как бы нет без людей, составляющих общество - но в качестве сущего они возможны лишь "над" людьми, отдельно от каждого из них.

Иначе говоря: нет никакого другого способа собрать людей вместе, как предъявить им какую-либо ценность, которую каждый из них мог бы посчитать своей, но при этом никто не имел возможности присвоить еЈ себе. Не может быть общей ценности, если еЈ носители уже заранее определены и номинированы.

В частности, не может быть никакой демократии там, где в политическом дискурсе существует понятие демократы. Демократия - это тогда, когда "демократами" по умолчанию признаются все участники политической системы, договорившиеся между собой о соблюдении соответствующим образом оформленной процедуры публичной политики. Если же данную ценность пытается монополизировать в качестве своего бренда некая частная группа, то это свидетельствует о подлоге.

Точно так же, к примеру, об отсутствии нации свидетельствует ситуация, в которой существуют штатные националисты.

Запрос на нацию

Откуда берЈтся спрос на национальное строительство? Апологеты национализма более-менее внятно отвечают на этот вопрос: нация есть способ солидаризации, выстраивания жЈстких и дееспособных социальных структур - "фаланг". И это более чем востребованная вещь.

Разреженное, крайне неплотное пространство постсоветского социума состоит из атомов, почти не связанных друг с другом. Любая сколь-нибудь плотная структура, обладающая хоть немного внутренней связанностью - будь то этническая диаспора, территориальное землячество или сообщество коллег по какой-нибудь специфической деятельности - входит в это пространство как нож в масло, и может делать в нЈм всЈ что угодно. Иначе говоря, разного рода азербайджанцы, чеченцы, "афганцы", "спортсмены", "тамбовские", "питерские" и т.п. внутри нашей системы обладают неограниченными возможностями: никто и никогда не может им ничего противопоставить. Они - хозяева жизни, если только им удаЈтся как-нибудь разделить сферы влияния друг с другом.

Но механизмы солидарности нужны русскому (читай - "постсоветскому") большинству не только для того, чтобы противостоять натиску агрессивных групп меньшинств. Навык солидарного, коллективного действия сам по себе является ценнейшим ресурсом позитивного развития. Если удаЈтся мобилизовывать огромное число незнакомых друг с другом людей на какое-то большое общее дело - такие сообщества могут двигать горы, творить невозможное, изменять судьбы человечества.

У нас же всегда с этим было плохо. Русские "соборность" и "общинность" - явления скорее мифологические; а вот раздробленность, индивидуализм и неуправляемость - вполне реальные атрибуты нашей социальной истории. Советская машина лишь гигантским усилием и столь же гигантским насилием могла осуществлять эту мобилизационную функцию - и то по-настоящему она срабатывала только в крайних ситуациях - таких, как Великая Отечественная Война. Именно нежелание нести бремя коллективизма и связанных с ним ограничений индивидуальной свободы послужило одной из важнейших причин краха коммунистической системы. И сам этот демонтаж по своему пафосу был в первую очередь торжеством индивидуальности, победой Личности над всеми тогдашними надличностными форматами солидаризации. Которые были торжественно отменены и сданы в утиль, практически без единого протеста со стороны трудящихся.

Более того. Сохраняющееся и сегодня табу на сущностные аспекты советского опыта заставляет по-прежнему с подозрением воспринимать любые, даже самые невинные, мобилизационные призывы и действия. Во всяком популярном политике нам чудится диктатор, во всякой успешной партии - "руководящая и направляющая", и даже во всякой официозной кампании - очередная "продразвЈрстка". Зов набатного колокола воспринимается не буквально - "вставайте, люди русские!" - а прямо наоборот: "пошли отсюда подальше". И даже те, кто идут на этот зов, в подавляющем большинстве случаев руководствуются не общими, а своими индивидуальными интересами: "сделать карьеру", "завести связи", "поднять денег" и т.п. Во всяком случае, именно из таких людей и состояли в последние 12 лет все без исключения "партии власти" - от "Выбора России"-93 до "Единой России"-2003 включительно.

Соответственно, как только появляется какая-то идеология, претендующая на мобилизационный потенциал, она немедленно атакуется со всех сторон русскими людьми - теми самыми, для которых она, казалось бы, и предназначена. Творцы идеологий недоумевают: "как же так, Ваня-дурачок, ведь это для твоей же пользы?!" - "Пользы не вижу, а вот политрука нюхом чую" - отвечает Ваня; и прав, конечно, по-своему.

ВсЈ это, среди прочего, порождает забавный парадокс: мало кто выдвинул своему народу столько серьЈзных и тяжких обвинений, сколько идейные националисты новейшей формации. И обвинения эти, в отличие от изводимых либшизой тривиальных русофобских помоев, по-настоящему обидны: одно дело просто орать на каждом углу "руссише швайне", что уже и не воспринимается ухом как какое-то особенное оскорбление, а другое дело - на полном серьЈзе ставить русским людям в вину неспособность защищать от врагов себя, своих близких, свой образ жизни и ценности.

Но и такая метода оказывается неработоспособной - даже агрессии она толком не вызывает. Ибо ничто так не входит в нашу привычку, как тоскливое и вдобавок ленивое самобичевание.

Наверное, самое интересное - разобраться по сути в причинах этого игнора. Ибо стандартный ответ, даваемый равно и "профессиональными русскими", и патентованными русофобами, что "какие-то мы недоделанные", или его же конспирологический вариант - "враг мешает" - представляются навязчивым упрощением.

Белые фаланги

За постсоветские годы мы привыкли к тому, что "фаланги", строящиеся под националистическими и патриотическими флагами, регулярно оказываются лузерами чемпионатов по строительству фаланг. ЕщЈ в 1992-93 гг. в обществе начала стихийно складываться трЈхпартийная модель по цветам нового российского флага - "синие" западники, "красные" коммунисты и "белые" национал-патриоты. И эта модель рухнула, не успев сложиться в целостную систему, именно потому, что "просела" третья, "белая" часть спектра.

"Западники", невзирая на относительное лидерство по числу городских сумасшедших и опьянение успехами 91-93 гг, всЈ же худо-бедно сумели отстроить свой фланг: он и сегодня выглядит как нечто более-менее цельное, со своим дискурсом, лидерами - идейными и организационными, структурами и т.п.; даже анекдотическое бодание между СПС и "Яблоком", утопившее в итоге и тех, и других, не разрушило их способности к коллективным действиям.

Коммунисты собирались после катастрофы 1991 года долго и тяжело; но уже к 1995-му сильнейшая из структур этого фланга, КПРФ, сумела "съесть" или инкорпорировать в себя остальные; и до сегодняшнего времени удерживала монополию на организационное оформление остатков советского дискурса.

"Белые" же провалились начисто, причЈм буквально на ровном месте. Имея целую когорту ярких лидеров, заработавших политический капитал и на событиях 1991 года (где они в блоке с западниками разрушали коммунизм), и на событиях 1993-го (где они в блоке с коммунистами противостояли западникам, причЈм лидировали в этом блоке), тогдашний "белый" фланг не смог сформировать ни одного сильного списка на выборах в Госдуму - каждый из лидеров Фронта национального спасения (Бабурин, Астафьев, Аксючиц) пошЈл собственным списком и, разумеется, с треском пролетел. А весь их огромный электорат достался в итоге Жириновскому - иначе говоря, полностью ушЈл в свисток.

Аналогичные катастрофы, связываемые обычно с организационной импотенцией и недоговороспособностью национал-патриотических лидеров, регулярно постигали и все последующие проекты на этом поле: и КРО на выборах 1995 года, и Лебедь-96 (когда власть попыталась реанимировать сине-белый блок пятилетней давности), и разнообразные "народные" и "патриотические" союзы на выборах 99-го.

Электорат никуда не девался: он ждал своего часа, и этот час, казалось, пробил. Рейтинг блока "Родина", свечой пошедший вверх на думских выборах 2003 года к вящему недоумению социологов, воскресил тень расклада 92-го. "Родина" появилась в парламенте. Но не прошло и полугода, как еЈ прямо на гребне победы накрыл раскол: Рогозин и Бабурин выступили против Глазьева, участие в президентской кампании превратилось в клоунаду и "Родина" вернулась обратно в маргинальный отстойник. Где, в свою очередь, продолжила успешно колоться: сейчас в Госдуме, как известно, уже две "Родины".

Иначе говоря, даже на фоне общего растущего политического бессилия и безволия уровень организационной импотенции национал-патриотов можно считать выдающимся. Но ведь эти люди претендуют на обладание моделью консолидации национального масштаба, и впаривают нам себя именно в качестве носителей такой модели! "Врачу, исцелися сам" уже было бы в этой ситуации достаточным ответом.

Но есть масса оснований предполагать, что дело не только и не столько в профессионализме и ответственности тамошних фельдшеров и коновалов. Мало ли кто вынырнул в пене из котла перестройки, и кем на деле оказались карикатурные "дупетаты" эпохи торжествующего съездобесия. Но вот когда, к примеру, "консервативное совещание", ставящее целью вновь поднять знамя просвещЈнного национализма, не успев родить свой первый серьЈзный продукт, вдребезги ругается друг с другом, причЈм сразу по нескольким "осям", становится понятно, что дело не в дупетатах; и что не зря с националистами в дореволюционной России происходила точно такая же петрушка.

То есть сами те ценности, вокруг которых предполагается разворачивать консолидационно-солидаристскую деятельность, содержат в себе не то чтобы изъян, но некое специальное свойство. И это свойство блокирует возможность организации внятного и справедливого порядка в рядах их защитников.

Что это за свойство? Постоянные конфликты и скандалы, расколы и взаимное непризнание статусов, являются не столько признаком недобросовестности или безответственности конфликтующих (хотя и их тоже), сколько свидетельством неспособности выстроить вокруг данной ценности соответствующую ей иерархию ролей. Если совсем по-простому, то это значит, что, к примеру, вокруг ценности денег такую иерархию выстроить легко, а вокруг ценности нации почти невозможно: можно быть богаче или беднее, но очень трудно быть "русее" или "нерусее". Особенно если пытаться измерять русскость в сколько-нибудь точных единицах.

Отсутствие точного критерия неизбежно приводит к попыткам измерять степень ценностного соответствия произвольно. Жрецы национального дискурса становятся в позицию судей, назначая по собственному произволению, кого считать правильным, а кого записывать в "нерусь" или "вырусь". Разумеется, решения этих "инстанций" моментально оспариваются, а между ними самими возникает конкуренция - принимающая подчас самые неблагопристойные формы.

Но это всЈ у нас. А как же, спросите вы, "у них" - там, где успешно реализовались те или иные проекты национального строительства? А очень просто: роль нормоустанавливающей инстанции по умолчанию доставалась государству - которое, собственно, и объявлялось национальным. Государство - строитель, организатор и вдохновитель нации; придание государственности статуса национальной есть одна из форм солидаризации, объединения властвующих и подвластных. Иерархия статусов, идущая от власти, тем самым и оказывается легитимной национальной иерархией. В этом смысле нация и национализм - это такой инструмент государственного строительства. А потому национализм без этатизма - это национализм хотя и "с яйцами", но, так сказать, без стержня.

Впрочем, наши националисты всЈ же в большинстве своЈм (за редким исключением) одновременно и "государственники"; за что их и гнобит обычно либеральная общественность. Правда, их государственничество носит чаще всего характер абстрактный и романтический: они почти никогда не готовы признать актуальное государство национальным и работать с ним в этом качестве, и вместо него избирают себе в качестве образца некое идеальное, утопическое национальное государство. Разумеется, хуже всего получается, когда кто-нибудь пытается реализовывать эту утопию на деле; впрочем, тут всЈ как с любой другой утопией.

Но это если мы говорим о суверенном, автохтонном национализме. Сегодня же нам приходится сталкиваться с явлением совершенно другого рода.

Национализм в стиле "евро"

Позитивную программу суверенного русского национализма не так давно изложил на Глобалрусе Дмитрий Ольшанский - в развЈрнутой литературной форме собственных страхов. Картина получилась сколь жуткая, столь и малореалистичная - так, что читая, всЈ время хотелось вскрикнуть: брось, Митя! Так сейчас даже в Киргизии не делают. На что уж те азиаты - но и то почитай никого не поубивали, а вместо того организованно кинулись осуществлять революционный шоппинг, и нехудо поборолись с перманентным кризисом затоваривания, свойственным вообще капиталистической экономике.

А уж у нас-то и подавно не с чего рисовать зловещие картины разинщины и пугачЈвщины. Жизнь не та, и люди не те. Киевщина, к примеру, что бы они там ни говорили, всЈ ж таки более дикая волость, нежели столица нашей родины с еЈ ближайшими окрестностями; а там вообще всЈ было по высшему стандарту: полумиллионный майдан - и ни тебе одной разбитой витрины (не говоря уже про галицко-донецкую морду)! Нет-нет, ныне благостен наш евробунт, осмысленный и милосердный. Цивилизованные люди, чего уж там.

Откуда, спрашивается, берЈтся вся эта цивилизованность? На самом деле - от системы, обеспечивающей "внешний контур" процесса; причЈм ей достаточно работать даже не на уровне институтов, а на уровне норм и правил, т.е. на уровне культуры. Именно этот "внешний контур" подменяет собой смертоносную утопию, предлагая взамен еЈ безобидный формат. Мы больше не реализуем вековечную мечту нашего народа - вместо этого мы просто форматируем себя под структурное соответствие другим народам, чтобы иметь возможность общаться с ними на равных. У них есть национальная солидарность и основанные на ней жЈсткие типы социальной связанности? Значит, и нам надо. А то как же: эти стаей нападают, а мы поодиночке отбиваемся. Нехорошо. Русских людей обижают. Надо учиться давать сдачи. Только и всего.

Но я сегодня протестую против подобной логики именно в качестве русского. Для которого настоящим вопросом может быть только то, как обеспечить возможность совместного существования на едином пространстве самых разных сущностей - и наций, и групп, и даже индивидуальных "народов", состоящих из одного-единственного человека и не желающих ни с кем объединяться ради чего бы то ни было. А опускаться на уровень битвы во имя своей стаи, причЈм в системе, правила которой определяет кто-то другой - для меня равносильно утрате себя. И потому евронационализм "под хохлому" я воспринимаю как худшее предательство, безотносительно к количеству разбитых витрин и морд.

Русская цивилизация, русская история потенциально содержит в себе весь мир, а не только частную судьбу одного народа. И мы обязаны хранить этот русский мир - в какие бы издержки нам это ни влетало. А потому русский человек не может, не имеет права быть националистом - если хочет оставаться русским.

http://www.russ.ru/culture/20050729_chad-pr.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Чадаев
«За весь период спецоперации мы дважды прошли по краю»
Что на самом деле остановило украинский контрнаступ, как мы научились отражать атаки дронов и есть ли дырки в «железном занавесе»
05.01.2024
Мы – истинная Европа, остальные – самозванцы
Интервью с философом Алексеем Чадаевым
11.11.2023
«Страх победы и надежда на поражение»
О настроениях значительной части российской элиты
27.01.2023
Гаммельнский крысолов - берлинский пациент
Дудка крысолова из миллионов смартфонов шарашит не затыкаясь, на полную мощность
22.01.2021
Все статьи Алексей Чадаев
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35