Святыня, несущая мир

0
166
Время на чтение 4 минуты
"Божие благословение начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви" - так назвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принесение в Россию и страны ближнего зарубежья мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

За семь месяцев им поклонились 10 миллионов наших соотечественников. Потом святыня возвратилась в Иерусалим. С начала ее путешествия по России прошел уже год. Но до сих пор это событие не осмыслено в полной мере. Мы попросили поделиться своими мыслями о нем сотрудника миссионерского отдела Русской Православной Церкви протоиерея Сергия Попова, которого многие знают по телевизионным и радиопрограммам о православии.


- Отец Сергий, вы сопровождали мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в поезде-храме, который проехал всю Россию от края до края. Всенародное поклонение мощам святых стало возможным впервые после десятилетий богоборчества. Наверное, во время путешествия вокруг вас происходили удивительные события, настоящие чудеса?

- Вот лишь один пример. Когда мы прибыли в Иркутск, местный архиепископ Вадим встал с одра болезни и служил, хотя не верил, что сможет это сделать. Ведь он практически не вставал и ни разу не служил в течение нескольких месяцев после тяжелой болезни и операции. До этого жители Иркутска ни разу его не видели с прошлой весны.

Удивительных событий во время поездки было множество. Но мне кажется, что главное чудо происходило у всех на глазах: через святые мощи Великой княгини Елизаветы Федоровны совершалось великое дело воссоединения Русской Православной Церкви За рубежом и Московского патриархата Русской Православной Церкви. Мощи эти нас помирили.

Так что я считаю это одним из великих чудес: почти вековое противостояние двух церквей, где наслоилось много и политического, и амбициозного, и личного (уже сложилась историческая традиция неприятия друг друга), на наших глазах исчезает. И поездка с мощами, общение с епископом Михаилом Бостонским, который около десяти лет представляет в нашей стране Русскую Православную Церковь За рубежом, показали, что это противостояние преодолевается и нами, и ими.

- Очень интересно, как реагировали на священников с мощами местные жители?

- На полустанках мы обычно выходили из вагона-храма. И вокруг нас совершенно неожиданно собирались большие группы людей, которые проходили пешком иногда по 15 - 20 километров, чтобы приложиться к мощам: "Мы знаем, нам батюшка сказал..." А на стоянку отведено буквально две минуты, сразу всех запустить в вагон невозможно. Тогда я выхожу с ковчегом, люди быстро выстраиваются и подходят к мощам. Идет небольшое общение, очень радостное. Мы дарим маленькие иконочки, жития. Такие моменты тоже необычайно трогают.

Эти люди пришли к святыне издалека, очень ждали нас. И для них, быть может, эта встреча стала очень большой радостью. Даже когда мы были в зоне, один заключенный сказал, что для него это самое радостное событие в жизни. Но другой заявил: "Ну и что, подошел я к мощам - и ничего такого. А думал, будет что-то потрясающее". Понимаете, все зависит от человека, как он сам к этому относится, как это воспринимает.

У верующих прибытие мощей вызывало огромный эмоциональный всплеск, светлую радость, желание в дальнейшем сделать что-либо полезное для спасения души, для своих ближних, для Церкви Божией.

В момент живого соприкосновения со святыней они вспоминали подвиг Елизаветы Федоровны, ее нежелание покинуть Россию в трудную годину, ее молитвенное предстояние перед самой смертью. Ведь на дне шахты, куда ее сбросили, она перевязывала тех, кто еще дышал. И пела псалмы. Убийцам пришлось несколько раз бросать туда гранаты, чтобы заглушить пение: настолько ненависть была велика.

Когда это все вспоминаешь и свою жизнь немножко сравниваешь с ее подвигом, то приходится переосмысливать многие оценки о себе, о своих близких.

- Елизавете Федоровне несколько раз предлагали бежать в Германию, но она всегда отказывалась. Сейчас нам трудно понять, почему эта женщина, которая родилась и выросла за границей, осталась в России на верную смерть?

- Это было ее служение. Она не случайно назвала Марфо-Мариинской основанную ею обитель. Для церковного человека понятно, что там соединились два пути - деятельный и молитвенный, которые во время Иисуса Христа олицетворяли Марфа и Мария. Без молитвы дело не строится, а без дела и молитва где-то зависает.

Елизавета Федоровна избавляла девушек от необходимости заниматься проституцией, помогала им материально, давала образование, возможность выбрать профессию. И, самое интересное, она не настаивала, чтобы они приняли монашеский постриг. Просто призывала, чтобы с Христом в душе, с молитвой в сердце они продолжали жить в миру, там проповедовали слово Божие, находили применение тому, чему научились в монастыре.

Потом Марфо-Мариинские обители возникли еще в нескольких городах России. Родилось целое движение - помощь обездоленным и нуждающимся. Причем это была помощь не только деньгами, как мы сегодня помогаем бомжам: кормим их, даем им ночлежку и как бы пролонгируем их дальнейшее существование - никакое. Там задача стояла другая: образно говоря, дать человеку не рыбу, а удочку. Чтобы он научился самостоятельно работать и думать, получил христианское воспитание.

А уж кем станут воспитанницы обители - пойдут по стезе монашеской, церковной или просто будут хорошими, добрыми мирянами, - это уже вопрос второй. Главное, чтобы была любовь к Богу и была профессия.

- Это сейчас весьма актуально. Ведь в советской России была разрушена традиция духовного воспитания. Но в последние годы она, похоже, стала восстанавливаться в соответствии с новой концепцией общественного служения Церкви?

- По-научному это называется социальной дьяконией - служение обществу мирян, просвещенных Церковью. Сегодня такое служение востребовано, но очень не хватает людей, готовых к нему. Мы можем только мечтать о том, как сто лет назад очень многие миряне отдавали свои силы спасению обездоленных людей, помощи нуждающимся.

Но традиция возрождается. Во многих местах сейчас готовят сестер милосердия, которые будут с любовью ухаживать за самыми тяжелыми болящими. Возможно, со временем Церковь будет готовить и социальных работников. Я думаю, что будущее России - за социально активными мирянами.

Михаил ДМИТРУК

http://www.gudok.ru/index.php/26960
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Попов
Все статьи Протоиерей Сергий Попов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11