Князь Владимир многое сделал, правда, сначала не пошел по стопам бабушки - княгини православной Ольги, хотя она его наставляла в детстве в вере. Но он оставался язычником и даже приносил человеческие жертвы. Но Господь готовил ему иное поприще. "Где умножается грех, там, - по слову Апостола,- преизобилует благодать". И когда князь Владимир принял христианство в конце своей жизни с именем Василий, то переменился, стал благочестивым человеком.
Первые школы на Руси основал князь Владимир. Причем, не для того, чтобы только знать, а чтобы люди читали Священное Писание, были нравственными. И первыми учителями в школах князя Владимира были церковнослужители. Школы были основаны по подобию тех школ, которые основали братья Кирилл и Мефодий в славянских странах. И называют Князя Красное Солнышко потому, что при нем по всей Руси стало распространяться Слово света - Евангелие Христово, Благовестие, учение Христово. Как когда солнышко встает, оно красное бывает, а он первый, кто православную веру сделал государственной религией Руси. Никто не заставлял иметь веру, а русские люди сами, своею мудростью, и им открыл Господь - приехали за верой в Византию. И действительно князь Владимир выбирал веру, и выбрал ту веру, которую уже приняла его бабушка Святая и Равноапостольная великая княгиня Ольга.Все видели приезжих из других земель, какая была разная религия. А князь хотел единую веру, потому что это единство Руси. Единая вера - единый язык церковно - славянский, единая культура была. Люди русские были едины в духе, и государство было сплоченным. Вот так нашу землю и прославили святая Ольга и Креститель Руси благоверный князь Владимир. Наверное, Бог любит нашу землю.
С первых веков христианства идет обычай воздвигать храмы на развалинах языческих капищ и святилищ или на крови святых мучеников. По возвращении в Киев Князь выстроил Десятинную церковь, как десятину, отдаваемую Богу по Закону. И перенес туда гроб своей бабушки - святой княгини Ольги. Летопись сохранила молитву святого князя к Вседержителю в Десятинной церкви, где была и такая просьба: "Аще, кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы"
И еще, у нас есть за Островом, местечко с древним названием Володимерец. Везде едешь по деревням, вроде все обычно, и вдруг гора, поднимешься на нее, а вокруг невероятно красивая природа. Там был городец - место для защиты, и там вполне мог быть князь Владимир, его местечко для охоты. Сейчас в том месте, по благословению нашего Владыки Евсевия, монастырь восстанавливается Свято-Введенский.
Владыка благословил у нас в Пскове восстанавливать и храм святителя Климента, Папы Римского. Священномученик Климент был учеником Апостола Петра, до X века Папы Римские были еще православными. И после крещения в Корсуни князь Владимир привез на Русь часть мощей святого Климента. Это была первая христианская святыня, первые святые мощи, которые были привезены в Русскую землю. Они находятся в Киево -Печерской Лавре и мироточат. Римо-католики не придают такого значения святым мощам, как наша Православная Церковь. У них гроб святой Елены высоко в алтаре, к нему и не подойдешь. И мощи Святых волхвов в Кельне тоже высоко, к ним не приложится.
Празднование Святому и Равноапостольному князю Владимиру было установлено святым благоверным князем Александром Невским после того, как заступлением Святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа в 1240 году. Церковь причислила Владимира к лику святых, посчитав его заслуги, равными Апостольским деяниям. Память его отмечается 15 июля (ст.стиль). В кондаке праздничных песнопений Святому Владимиру поется: "Сего ради почитаем тя, яко Троице служителя, Христа моли даровати нам велию милость".
Справка: Святой и Равноапостольный Князь Владимир, во святом крещении Василий. Сын Святослава и внук Великой Княгини Ольги. С 980 года, сделавшись единодержавным князем России, он не только прославил себя воинскими подвигами, но и внес величайший вклад в историю христианства: обратил в Православие целое государство.
Князь Владимир выбирал веру. Вот как описывает Летопись впечатления Князя и его дружины о службах в Софийском соборе в Константинополе: "Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Знаем только, что там с людьми обитает Бог". Из предложенных князю Владимиру вероисповеданий: мусульманства, иудаизма Князь выбрал Православие и крестился в греческом городе Корсуни (Херсонесе). Но в одночасье бывший князь-язычник не мог стать праведником, и, тем не менее, сразу же по возвращению на Русь, Владимир отпустил всех своих прежних жен и оставил за собою только византийскую царевну Анну, с которой венчался после крещения.
С 988 года - года Крещения Руси - начинается отсчЈт существования православия в нашей стране. Настал этот знаменательный день, когда идолы были повержены. Язычники с ужасом взирали на то, как рушатся их древние истуканы. В 988 году в Киеве летом, когда, казалось, самая Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг". Священное желание князя было исполнено беспрекословно: "В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом". В купели Днепра совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству.
Владимир, всем сердцем обратясь к Богу, не мог больше выполнять привычные обязанности князя - судить своих подданных. Вот как об этом повествует летописец: "Жил Владимир в страхе Божьем, и весьма умножились разбои. И сказали епископы Владимиру: умножились разбойники, почему не казнишь их? Он же отвечал: боюсь греха. Они отвечали: ты поставлен от Бога на казнь - злым, а добрым - на милость; подобает тебе казнить разбойников". Владимир, скрипя сердцем, внял увещеваниям епископов, но, как пишет летописец, противоречие между князем и христианином оставило отпечаток на всю его последующую жизнь. Сохранилось множество преданий об удивительном нищелюбии Владимира. Однажды, услышав о словах Соломона: "Дающий нищему, дает взаймы Богу", повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что необходимо: питье, еду и деньги. Устроив же это, сказал: "Немощные и больные не могут добраться до двора моего", и повелел снаряжать телеги с продовольствием и развозить их по городу.
Прожил Владимир 53 года, и под конец жизни сильно болел, и, по свидетельству современников, выглядел старше своих лет. Немалое беспокойство князю доставляли и его собственные дети. Первым против Владимира восстал Святополк, за что и был заточен в темницу. Это тот самый Святополк, который за убийство своих братьев - Бориса и Глеба - был прозван Окаянным. Открыто против отца выступил и Ярослав, который впоследствии получил прозвание "Мудрый". Он даже призвал варягов, готовясь к войне с Киевом и, если бы не смерть князя Владимира, возможно, дошло бы и до сыноубийства.
После смерти Владимира его приближенные хотели похоронить князя тайно, по старому языческому обряду. До крещения на Руси покойника не выносили в двери или в окно, а проламывали для этого пол его последнего жилища. Поначалу так и было сделано, однако смерть великого князя, столько сделавшего для своей страны, не могла пройти незамеченной. Узнав о его смерти, люди сошлись без числа и плакали о нем. И был Владимир похоронен по новому, христианскому, обряду. Эпоха святого князя Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Он правил русским государством тридцать семь лет 978 -1015 гг. Его святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятиного храма рядом с такой же мраморной ракой его жены византийской царицы Анны.
Христианский подвиг святого Владимира продолжили его сыновья, внуки и правнуки, как писал святитель Илларион Святом Князе Владимире: "Им мы обожились и Христа, Истинную жизнь познали". В 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных автокефальных церквей.
Информационная служба Псковской епархии
http://informpskov.ru/church/22197.html